Как защитить деревянную обшивку от гниения?
Многие у нас в Комсомольске пропитывают обшивку новых лодок горячим трансформаторным маслом. Хотелось бы знать, как это масло действует на древесину?
Древесину можно пропитывать растительными и минеральными маслами, древесными и каменноугольными смолами и битумами с растворителями. Древесина от таких пропиток не портится и не разрушается.
Древесину, пропитанную растительными маслами, льняной, конопляной или соевой олифой, тунговым маслом, можно красить любыми красками. Если же дерево пропитали смолой, то красить его нельзя, так как смола будет впитываться в связующее (олифу) краски, краска станет буреть и изменит свой цвет. Окончательную отделку таких лодок можно выполнить тоже только смолой, лучше всего древесной смолой «искрянка» или «икрянка». Пропитанная ею древесина приобретает приятный светло-коричневый цвет. Если в смолу добавить расплавленную канифоль, то получится канифольно-смоляной лак. Покрытая второй раз таким лаком поверхность приобретает вид лакированной, не пачкает и не отекает в жаркую погоду.
Пропитанная горячим трансформаторным или другим минеральным маслом обшивка окраске не поддается. Ее следует просто выдержать до полного впитывания масла в поры древесины, а затем насухо протереть ветошью. По мере механического износа древесину нужно постоянно пропитывать тем же маслом. Декоративный вид лодки, пропитанной минеральным маслом, лучше, чем просмоленной (черной).
Можно ли красить кузбасским лаком или битумом?
Деревянные (сосновые и еловые) лодки лучше пропитывать древесной смолой в горячем состоянии. Древесина пропитывается на глубину 1,5— 2 мм и надежно предохраняется от намокания. Последующий слой наносят древесным дегтем пли пеком, растворенным в древесной смоле.
Иногда деревянные лодки (в этом случае независимо от породы древесины) смолят каменноугольной смолой, битумом, асфальтом или пеком, разведенными каменноугольным сольвентом. Древесина в этом случае пропитывается на меньшую глубину (0,5—1 мм). Такая пропитка консервирует древесину и ни коим образом не портит и не разрушает ее.
При применении минеральных лаков («кузбасслака» или битумного) рекомендуется в них добавлять 8—10% (по весу) алюминиевой пудры. Поверхность приобретает серебристый цвет, а это не только улучшает ее внешний вид, но и предохраняет минеральные смолы от преждевременного старения под действием солнечных лучей.
Лак вместо эпоксидной смолы
Приобрести эпоксидную смолу для оклейки корпуса лодки довольно трудно. Поэтому я решил применить обычную бязь и масляно-смоляной лак. Сообщите, пожалуйста, какой лак лучше применять для этой цели.
Для оклейки бязыо корпуса катера можно рекомендовать следующие лаки: пентафталевый лак № 170А или глифталевый лак — любых марок; бакелитовые лаки марок «А» и «Б»; лак ХС-76; лаки 6с, 6т, 4с, 4т.
Каменноугольные и смоляные битумные лаки (черного цвета) применять не следует.
Стеклопластик — с обеих сторон обшивки?
Корпус своего фанерного катера я оклеил снаружи стеклотканью на эпоксидной смоле. Так как водостойкость фанеры (марки ФК) средняя, то я хочу защитить обшивку и изнутри. Целесообразно ли для этого применять также стеклопластик? Кроме увеличения веса, это, по моему мнению, затруднит испарение влаги от обшивки.
Деревянные набор и обшивка, оклеенные с обеих сторон стеклотканью, намокают через торцы, а так как влага при этом почти не испаряется, древесина начинает гнить.
Для повышения водостойкости рекомендуем всю древесину внутри корпуса пропитать горячей олифой (или этинолевым лаком), затем окрасить масляной краской (лучше свинцовой: белилами, кроном, суриком, ярь-медянкой) пли же глифталевыми или пентафталевыми эмалями. Эти материалы более водостойки, чем обычные масляные краски.
Несколько слов об окраске наружной, оклеенной пластиком стороны обшивки. Стеклоткань следует выровнять эпоксидной шпаклевкой, окрасить эпоксидными эмалями марки ЭП-51 и затем покрыть эпоксидным лаком или жидкоразведенным эпоксидным клеем. Такая отделка придаст смачиваемой поверхности глянцевитость, чем обеспечит меньшее сопротивление треиия.