Как правильно произвести замену поршней и шатунов в моторе «Москва-М»? Что означает маркировка на головке поршня? Что может явиться причиной разрушения стопоров колец поршня?
При замене поршней и шатунов на моторе «Москва-М» необходимо сделать следующее. Подобрать поршни и шатуны по весовым группам, чтобы уравновесить силы инерции поршневой группы, возникающие при работе двигателя.
Разбивка поршней по весу: группа А — 147—149 г, группа Б — 149—151 г, группа В — 151—153 г, группа Г — 153—157 г.
Разбивка шатунов по весу: группа 0 — 106—109 г, группа I — 109—112 г, группа II — 112—115 г, группа III — 115—118 г, группа IV — 118—121 г, группа V — 121—123 г, группа VI — 123—125 г .
Группа веса маркируется ударным клеймом на дефлекторе поршня и двутавре шатуна. Креме того, на этих деталях имеется ударное клеймо (цифровое и буквенное), которое указывает год и месяц изготовления. Например, 6Г (1966 год, апрель).
Рекомендуемый зазор в группе поршень — цилиндр: по головке 0,15—0,21 мм и по юбке 0,07—0,14 мм.
На нижней головке шатуна имеются контрольные выступающие точки, которые необходимы для соединения с объемной частью головки.
Группу игл 2,5X12,6 нужно подобрать в зависимости от износа беговой дорожки нижней головки шатуна. По ГОСТ 6870—54 иглы выпускаются двух групп, диаметром 2,490÷2,495 мм и 2,495÷2,500 мм.
Чтобы иглы не выпадали при монтаже шатунов, беговая дорожка предварительно смазывается техническим вазелином.
Перед окончательной сборкой шатунные винты следует покрыть бакелитом марки Б или клеем БФ-2, что предотвратит самоотвинчивание. Для этой же цели резьба сделана с натягом.
Установку поршневых колец следует производить в соответствии с рекомендациями «Инструкции по эксплуатации».
После тоге как стопорный штифт для поршневых колец установлен в отверстие поршня, его необходимо осадить со стороны канавок. Это предотвратит выпадание штифта. При этом подсечка штифта в месте осадки (изгиба) не допускается. Штифт делается из мягкой проволоки (сталь 10 ∅1,2 ГОСТ 5663—51).
Можно ли эксплуатировать «Вихрь» на бензине А-76? Если можно, то в каком соотношении с автолом? Прошу также дать рекомендации по регулировке карбюратора. В частности, каков должен быть оптимальный уровень бензина в поплавковой камере и как его регулировать?
Эксплуатация мотора «Вихрь» на бензине марки А-76 допустима при обычном соотношении масла и бензина. Уровень бензина в поплавковой камере должен быть в пределах 19,5—22,5 мм от торца поплавковой камеры. Для проверки уровня нужно: вывернуть пробку распылителя и ввернуть специальный штуцер; надеть на штуцер резиновый шланг со стеклянной трубкой; на стеклянную трубку нанести две риски на расстоянии 21±1,5 мм друг от друга. Верхнюю риску совместить с торцом поплавковой камеры. Уровень горючего в трубке должен совпадать с нижней отметкой.
В прошлом сезоне мне пришлось ремонтировать выработанные картеры на трех подвесных моторах «Вихрь». Под текстолитовые шайбы золотника я установил на герметике стальные диски толщиной 2,5 мм и диаметром 105 мм, для чего сделал в торцах картера специальные проточки. Думаю, что мой опыт будет полезен многим владельцам «Вихря», так как бронзовое кольцо золотника и торцы картера сильно изнашиваются уже через 100—150 часов.
Необходимым условием нормальной работы двигателя и получения расчетной мощности является хорошее прилегание текстолитовой (золотниковой) шайбы к плоскости картера Материалы трущейся пары подобраны именно из этих соображений. Трение текстолита по стальной шайбе препятствует плотному прилеганию и ухудшает смазываемссть трущихся поверхностей.
При этом следует иметь в виду, что увеличение зазора между текстолитовой шайбой и торцом картера уже на 0,5 мм ведет к потере мощности до 1,5 л. с. Поэтому предлагаемый т. Семеновым способ ремонта картера нецелесообразен, более трудоемок и нуждается в проверке.
Ремонт изношенных торцов картера мотора «Вихрь» рекомендуется проводить путем их подторцовки на токарном станке с последующим углублением канавки под кольцо. Бронзовое кольцо следует заменить на чугунное из марки СЧ24-44 ГОСТ 1412—54. Запрессовку кольца необходимо производить с натягом 0,08÷0,178 мм по наружному диаметру. Глубина канавки в картере под указанное чугунное кольцо должна составлять 2,5 мм и иметь диаметр 100А(+0,035). Само кольцо нужно делать с наружным диаметром 100Пр2А(+0,178+0,124).
После запрессовки кольца следует вновь начисто проточить торцы картера. Чтобы обеспечить прижимание текстолитовой шайбы к рабочему торцу с помощью установленных двух пружинных колец, нужно увеличить ее толщину на величину одностороннего занижения торца картера- Иначе будет происходить перетекание рабочей смеси, что ухудшит запуск и приведет к потере мощности.
Картер с чугунными кольцами после 500 часов работы имеет износ до 0,02÷0,04 мм, что практически неощутимо и не дает потери мощности. Разумеется, этот ремонт может производить только квалифицированный слесарь.