«Москва»
В чем причина, что мотор «Москва-25А» не держит малых оборотов, сильно вибрирует на средних, плохо запускается, а на полном газе работает устойчиво?
Причина подобной работы мотора — неполадки в системе зажигания. Если на работающем двигателе попеременно снять колпачки, не отдаляя их от свечей, то можно определить перебои визуально по проскакивающей искре. К тому же при отключении цилиндра, зажигание которого исправно, двигатель должен или заглохнуть или вибрация должна усилиться. Устраняется это явление регулировкой зазоров прерывателя. Для получения более стабильной искры можно увеличить зазор до 0,6—0,8 мм.
Для улучшения работы на малых оборотах и легкого запуска такой регулировкой надо добиться устойчивого искрообразования, одинакового на обеих свечах, при небыстром вытягивании шнура стартера.
Из-за чего мотор «Москва-30Э» сильно вибрирует на максимальных оборотах? Почему туго вращается ручка румпеля?
Причины вибрации на больших оборотах две. Первая — перебои в системе зажигания — устраняется регулировкой или заменой вышедших из строя деталей. Вторая — дисбаланс маховика или гребного винта. К сожалению, при погрузо-разгрузочных операциях встречается еще небрежное обращение с моторами, которое может привести к удару по маховику и его деформации; при этом нарушается балансировка, что приводит к повышению амплитуды колебаний. Вторую причину можно выявить заменой деталей. Если вибрация исчезнет — «виноваты» или маховик или винт, требуется их замена.
Для облегчения вращения ручки румпеля нужно ослабить действие пружины на зубчатку, что регулируется фасонной гайкой ручки румпеля. Причиной может быть и тугое вращение магнето. Проверяется это в отсоединенном состоянии при снятом кронштейне М67.00.90.063. Вращение можно улучшить и уменьшив давление пружинной шайбы магнето (приклепана внизу). Для уменьшения усилия на румпеле необходима и периодическая смазка трущихся поверхностей.
Что делать, если лопасти гребных винтов задевают за надставку?
Лопасти таких гребных винтов можно опилить, но сделать это надо так, чтобы не нарушить балансировки. Для этого надо опилить все лопасти на одинаковый размер.
Вредна ли конденсация влаги на стенках впускного коллектора и карбюраторе?
Конденсация влаги на элементах всасывающей системы связана со смесеобразованием. При испарении бензина отбирается тепло, а так как моторы эксплуатируются в условиях высокой влажности воздуха, на охлажденных элементах системы всасывания конденсируется влага. Летом в теплую погоду образование влаги незначительно. При температурах же, близких к 0°, конденсация влаги приводит к интенсивному образованию льда, который может полностью парализовать работу карбюратора. С образованием льда можно бороться, обливая карбюратор теплой водой, для чего нужно подвести ее через штуцер и гибкий шланг от крышки блока. При этом нужно на диффузоре карбюратора установить щиток, исключающий попадание воды.
«Вихрь»
Можно ли эксплуатировать редуктор мотора «Вихрь» только на заднем ходу, развернув для этого один из спаренных на катере моторов?
Для необходимых маневров катера в редукторе моторов «Вихрь» предусмотрена возможность включения заднего хода. Однако постоянная длительная работа на заднем ходу не рекомендуется, так как шестерня заднего хода не имеет игольчатого подшипника.
Как устранить падение уровня топлива в поплавковой камере при максимальных оборотах?
Понижение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора при максимальных оборотах двигателя, т. е. при максимальном расходе топлива, может происходить из-за неисправной работы бензонасоса, когда его производительность оказывается ниже фактического расхода топлива двигателем.
Подобная неисправность бензонасоса связана с выходом из строя его мембраны или одного из клапанов. Для устранения этого дефекта нужно, вывернув четыре винта, снять крышку бензонасоса и осмотреть мембрану; она не должна иметь проколов, разрывов и провисания.
Затем снять отстойник, отвернув прижимную гайку, напорный патрубок, проверить герметичность клапанов и восстановить ее, при необходимости выпрессовав оба клапана и выравняв находящиеся внутри пластинки или заменив их на новые.
Возможной неисправностью может быть также нарушение герметичности бензошланга или засорение сетки в заборной трубке бензобака.
Следует также, вывернув корпус главного жиклера карбюратора, проверить надежность крепления в нем главного жиклера, который должен быть ввернут до упора.
Каким образом вынимается втулка тяги реверса из редуктора?
Тяга реверса 2.210-700 уплотняется в корпусе редуктора при помощи резинового кольца 2.205-003 и латунной втулки 2.205-002.
Замена латунной втулки и резинового уплотнительного кольца возможны только на полностью разобранном редукторе с вынутой тягой реверса,
Чтобы вынуть тягу из редуктора, ее вначале нужно выпрямить. Поэтому перед началом работы необходимо из проволоки ∅3,0÷5,0 мм снять шаблон профиля тяги, чтобы после сборки редуктора восстановить ее форму.
Выпрессовывается латунная втулка со стороны полости редуктора при помощи алюминиевой или латунной выколотки ∅9,0 мм и длиной 200 мм.
После этого тяга реверса вставляется в гнездо с небольшим ее выступанием над корпусом редуктора, на нее надевается резиновое уплотнительное кольцо (предварительно надо обернуть резьбу тяги полихлорвиниловой лентой). Затем при помощи трубки с наружным ∅10,0 мм, надетой на выступающий конец тяги, резиновое кольцо проталкивается в расточку корпуса редуктора. После этого на тягу реверса надевается латунная втулка и при помощи металлической трубки с наружным диаметром 12,0 мм запрессовывается в корпус.
Затем в соответствии с инструкцией производится сборка редуктора и тяга реверса изгибается по имеющемуся шаблону.
Из какого материала изготавливается и какую твердость имеет стяжной болт коленчатого вала? Какой зазор между его головкой и щекой коленвала?
Стяжной болт коленчатого вала лодочных моторов «Вихрь-М» изготавливается из материала; сталь круглая калиброванная
Твердость болта HRc 28—35, покрытие М6 (омеднение толщиной 6 мкм). Общая длина болта 42,0 мм. Резьба М14Х1 кл2а. Нарезана на длине 20 мм. Высота головки 12,5—0,5 мм. Диаметр отверстия под шплинт в головке 3,0 мм.
Болт проходит через отверстие в щеке коленчатого вала с зазором по диаметру до 1,23 мм, зазор по диаметру в расточке щеки под головку болта достигает величины 4.0 мм.
Можно ли заменить двигатель мотора «Вихрь» двигателем от мотора «Вихрь-М»?
Заменить целиком двигатель «Вихря» на двигатель «Вихря-М» можно. Узлы поддона, дейдвуда, редуктора и подвески у этих моторов одинаковы и взаимозаменяемы.
Рекомендации читателей
Водномоторники-туристы редко переключают моторы на задний ход при маневрировании, а предпочитают пользоваться веслом. Причина — в трудности переключения на ходу, с работающим мотором, так как для расцепления муфты реверса с шестерней требуются достаточно большие усилия.
А. М. Скрипченко (г. Колпино) пользуется таким методом — когда необходимо переключить реверс, он кнопкой «стоп» на несколько мгновений глушит двигатель, передвигает шток и отпускает кнопку. Неостывший двигатель мгновенно заводится. Выключение и включение реверса происходит очень легко, так как усилие на выступах муфты почти отсутствует.
На моторах «Вихрь», да и на большинстве отечественных моторов, применяются румпели одинаковой конструкции. Крепятся они к поддону двумя полуосями с пружинными шайбами. При постоянном пользовании румпелем в этом соединении увеличивается люфт, что ведет к плохому зацеплению шестерен передачи управления газом мотора. При данной конструкции устранить люфт в этом соединении нельзя.
Ю. А. Бутенков (г. Сызрань) разработал крепление, которое позволяет по мере необходимости подтягивать соединение.
Для этого заводские полуоси укорачиваются до 17 мм (см. рис.) и в них нарезается сквозная резьба М8. Крепление полуосей производится болтом М8 с шайбой. Самоотворачивание устраняется кернением резьбы.
Ю. А. Бутенков из г. Сызрани после шестилетней эксплуатации «Вихря» стал замечать, что мощность мотора уменьшилась. При разборке было установлено, что герметичность картера нарушена из-за износа поверхностей трения золотника и средней части картера. Предлагавшиеся сборником рекомендации по ремонту показались Ю. А. Бутенкову сложными, и он отремонтировал мотор более простым методом. Сущность его в следующем; сначала производится механическая обработка изношенных поверхностей картера и золотников до высокой степени чистоты (V7); на суммарную величину материала, снятого при обработке, на золотниковые шайбы со стороны пружинных шайб наклеиваются накладки (см. рис.) из текстолита, а затем в них делаются отверстия под ведущие пальцы. Для склеивания Ю-. А. Бутенков применил эпоксидный клей. После произведенного ремонта мощность восстановилась, а контрольная разборка двигателя подтвердила надежность склейки.
Штатные капроновые колпачки шпоики гребного винта моторов «Нептун» крепятся на валу шплинтом. После двух-трехразового использования шплинта его нужно заменять новым, да и выступающие концы его ухудшают обтекаемость.
Москвич В. И. Яговкин пользуется колпачком своей конструкции (см. рис.), выточенным из дюралюминия. По сравнению с заводским у колпачка изменена система крепления — в отверстия ∅3,1 вставляются штифты 4 и от выпадения предохраняются пружинным стопорным кольцом 2, вставляемым в канавку. Чтобы кольцо было легче вынимать, в канавку ввернут стопорный винт 3.
Отверстие с резьбой М6 на конце колпачка предназначено для вворачивания болта до упора в гребной вал, что облегчает снятие колпачка со ступицы винта.
По возможности и кольцо и штифты лучше всего сделать из нержавеющего материала.