В принципе сегодня ни одно судно не может покинуть стоянку — выйти в плавание перегруженным, неисправным, не укомплектованным снабжением, с человеком, не имеющим квалификации, на руле. И тем не менее, сообщения, приходящие в редакцию сборника, свидетельствуют, что число происшествий (и нередко — несчастных случаев) на воде с малыми судами все еще велико и даже имеет тенденцию к увеличению.
Проще всего объяснить это количественным ростом прогулочного флота, повышением скоростей лодок и катеров и другими объективными причинами. Однако те, кто по долгу службы связан с поддержанием порядка на воде и детальным рассмотрением обстоятельств несчастных случаев, утверждают иное: важнее причины субъективные! А точнее — легкомысленность и безответственность некоторых капитанов маломерного флота.
Большинства аварий могло бы и не случиться, если бы судоводители — владельцы моторок, катеров и яхт соблюдали простейшие, хорошо всем известные правила обеспечения безопасности плавания, диктуемые здравым смыслом, проверенные многолетним опытом. Вот о некоторых из этих правил, главных, ивляющихся узловыми в обеспечении безопасности использования прогулочных судов, мы бы и хотели поговорить с нашими читателями сегодня, в разгар очередной навигации. Иллюстрировать этот разговор лучше всего конкретными примерами, с которыми приходилось сталкиваться нам самим, о которых сообщали в редакцию наши корреспонденты из различных городов Союза.
Вот один эпизод. В октябре прошлого года вечером к борту яхты подкатила мотолодка с двумя совершенно трезвыми молодыми людьми: «Скажите, пожалуйста, — обратились они к рулевому яхты, — как нам вернуться в Ленинград?» Вопрос не мог не вызвать недоумения: были прекрасно видны береговые огни, до входного буя Петровского фарватера, который, как хорошо обставленная дорога, ведет в устье Малой Невы, было не более полумили. Оказалось, лодка только что куплена, счастливые владельцы, ие имея ни малейшего представления о судоходной обстановке, устремились в залив «проводить испытания». Теперь бензин на исходе, ориентировку горе-судоводители потеряли, а на лодке нет ни теплой одежды, ни компаса, ни фонаря, ни спасательных принадлежностей.
Все кончилось хорошо. Через 15 минут «мореплаватели» были уже на стоянке. А ведь не трудно представить, что могло бы произойти, если бы бензин кончился до того, как они узнали путь, а с берега задул бы ветер!
В Невской губе не редкость случаи, когда яхтсменам, речникам, а то и морякам приходится оказывать помощь легкомысленным участникам вечерних прогулок, у которых не вовремя кончается горючее; рыболовам-любителям, которые забывают захватить весла; туристам, которые «теряют свое место», как только пропадет из вида Исаакиевский собор; любителям высоких скоростей, которые усвоили, как давать полный газ 30-сильной «Москве», но понятия не имеют о том, как менять срезанную шпонку гребного винта. А разве мало таких случаев на других заливах и водохранилищах?
Видимо, не найдется людей, которые садятся за руль автомобиля и выезжают на шоссе, предварительно не ознакомившись с основными правилами движения. Но почему-то начинающие судоводители-любители сплошь и рядом отличаются ни на чем не основанной уверенностью в себе. Полагая, что когда экзамены сданы, правила помнить уже не нужно, лихие капитаны игнорируют самые элементарные меры предосторожности.
Неудобно об этом писать, но ведь и сегодня причиной многих несчастий становится управление малыми судами в нетрезвом виде.
«Пьяному море по колено» — горький смысл этой пословицы оправдывался не раз. «Сообразив на троих», веселая компания решила покататься под парусами по ночному Жигулевскому морю. От пирса швертбот отошел в 2 часа ночи, не имея ни отличительных огней, ни какого-либо фонаря. Ветер дул несильный, рулевой вскоре задремал. У снул и один из его спутников, а тем временем третий почему-то оказался за бортом. Еще не пришедшие в себя собутыльники пытались найти упавшего по голосу, но в кромешной тьме это им не удалось. Человек погиб. И не только по своей беспечности, но и прежде всего по вине рулевого, несущего всю полноту ответственности за судно и экипаж.
Примеров на ту же тему у каждого найдется с избытком. А разве хоть кому-либо неизвестна непреложная истина, что пьяный водитель за рулем мотолодки — это опасность не только для него самого и его пассажиров (которыми чаще всего оказываются близкие и друзья)? Как показывает статистика, не редкость случаи, когда моторки с пьяными оказываются на пути быстроходных судов, буксиров с возом или огромных самоходок, создают аварийные ситуации...
А как расценить действия судоводителей-любителей, которые пренебрежительно относятся к спасательным средствам? Бывают, оказывается, даже такие случаи, когда спасательные нагрудники или жилеты имеются на борту лодки в нужном количестве, но воспользоваться ими в критической ситуации просто не успевают. Нередко нарушается самое очевидное правило хорошей морской практики: дети и все, не умеющие плавать, должны во время похода постоянно носить спасательные жилеты. В плохую же погоду жилеты должны быть надеты всеми членами экипажа без исключения.
Как рассказывают сотрудники НТИ, нередко безопасная серийная лодка становится опасной только потому, что ее владелец, стремясь увеличить полезную емкость багажников, удаляет пенопласт из отсеков аварийной плавучести. Вот характерный пример. Судоводитель В. Вукулов (г. Тольятти) вместе с приятелем, несмотря на имевшееся штормовое предупреждение, вышел на пластмассовой мотолодке типа «Ладога» в водохранилище. Шторм застал их далеко от берега, волны опрокинули лодку вверх килем. Напарник Вукулова поплыл к берегу за помощью, а сам он остался у своей «Ладоги». Когда спасатели прибыли на место происшествия, лодки на поверхности воды уже не было. Водитель погиб. Почему же затонула непотопляемая лодка? Очевидно, владельцем были выполнены какие-то переделки, роковым образом повлиявшие на исход аварии.
Опрокидывание перегруженных лодок — вариант распространенный и очень опасный даже на самых тихих внутренних водоемах. Жертвами таких случаев, как правило, становятся люди малоопытные, не умеющие оценить допустимую для лодки нагрузку, делающие слишком резкие повороты, неосторожные движения.
А вот жителя г. Ломоносова Е. Дворцова назвать неопытным нельзя. Тем не менее на прогулку по Финскому заливу на своей мотолодке «Днепр» он пригласил компанию из семи человек, хотя и на фирменной табличке, и в судовом билете ясно указана значительно меньшая предельная вместимость — четыре-пять человек. Лодка села так, что через верх транца понемногу стала захлестывать вода. В первое время на это никто внимания не обращал, а вот когда вода показалась над пайолами да еще заглох мотор, поднялась паника. Попытка починить мотор закончилась тем, что через транец хлынул сплошной поток, лодка потеряла остойчивость и перевернулась. Как нередко бывает в таких елучаях, не оказалось достаточного количества спасательных средств. Пока с берега подоспела помощь, пять человек утонуло. Причина их гибели — преступная халатность судоводителя, нарушившего самые важные правила безопасности!
Нередко к трагическим последствиям приводит элементарная неосведомленность. Капитаны больших судов класса река — море считают долгом интересоваться нрогнозами, а вот водители «Казанок» сплошь и рядом выходят на открытую акваторию водохранилищ, не имея никакого представления об ожидаемой погоде, не познакомившись с местной схемой ветров и образования штормов, с местными признаками погоды, не подумав об укрытии и вариантах маршрута в случае шторма.
В Тольятти многие любители в пятницу вечером на своих мотолодках пересекают Жигулевское водохранилище, причем большинство выходит в это плавание семьями, с детьми. В воскресенье вечером нужно вернуться обратно. Однако это удается не всегда: поднявшийся ветер и двухметровые волны делают обратное путешествие опасным, а иногда и просто невозможным. Однажды катеру спасательной службы пришлось посредине водохранилища поднимать из воды судоводителя, которому надо было во что бы то ни стало попасть домой вовремя — опоздание могло стоить ему тринадцатой зарплаты и очереди на квартиру! Хорошо, что он хоть оставил свою семью на берегу, но разве стоило рисковать жизнью? Лодка его оказалась перевернутой, затонула. А ведь он знал — на такой волне, которая бывает здесь в плохую погоду, его лодку заливает, прекрасно знал, что в случае ухудшения погоды вообще спешить с выходом в море нельзя, надо быть осторожным вдвойне!
Чем более опытен судоводитель, тем большее уважение он питает к силам стихий, тем больше старается иметь под рукой средств, чтобы успешно противостоять этим силам; он никогда не выйдет даже в самое короткое плавание без достаточного снабжения и оборудования.
Можно понять желание человека, только что ставшего владельцем мотолодки, поскорее обновить ее. Нельзя оправдать проявляемое при этом безрассудство. Навесив на свой новенький «Крым» новый — только из ящика — мотор и заправив горючим бак под пробку, молодой судоводитель-любитель решительно оттолкнул лодку от берега ногой и начал заводить мотор. С «Вихрем», видимо, было не все ладно — он не запускался. Увлекшись возней с мотором, водитель даже не замечал, что со стороны берега дует сильный ветер. Лишь когда лодка закачалась на больших волнах, он, очевидно, понял, что мотора не завести и надо возвращаться — взялся за весла. На «Крыме» весла разборные. Когда он, впервые собрав их, попытался грести, оказалось, что лопасти проворачиваются. Не помогло и обстукивание лопастей молотком. Спасти дело могли только шплинты, а поставить их заранее любитель не удосужился. Якоря, естественно, на лодке еще не было. Молодой капитан растерялся... Рядом оказался катер, отбуксировавший неудачника к причалу. А если бы мотор отказал вдали от берега?
При сборах даже на получасовую прогулку надо иметь весь предусмотренный правилами комплект снабжения. Продумайте возможные осложняющие плавание ситуации, обеспечьте себя всем необходимым для того, чтобы успешно выйти из них.
«Прежде чем отойти от бона, — рассказывает один из опытных ленинградских туристов-водномоторников, — я всегда проверяю, не забыл ли чего? Загибаю на руке пять пальцев — это пять основных групп необходимого снабжения. Вот они:
- 1. Спасательные средства по числу находящихся в лодке и все необходимое для нормальной навигации: черпак, весла, брезент или огнетушитель, якорь с концом, флаг-отмашка, сигнальный фонарь, ремонтный материал для корпуса, инструмент и т. п.
- 2. Запасные части и инструмент для двигателя, запасной гребной винт, страховочный конец и побольше шпонок!
- 3. Запас горючего и — отдельно — запас масла (на случай дополнительных заправок бензином в пути) с учетом дальности плавания, возможного ухудшения погоды и вызванного этим изменения маршрута.
- 4. Личные вещи, питьевая вода и продукты питания (непромокаемая одежда, защита от палящего солнца, спальный мешок, запас теплой одежды, средства для приготовлении пищи и посуда, медицинская аптечка, палатка или тент, примус, спички и т. п.).
- 5. Навигационное обеспечение похода (карты или схемы маршрута, компас, транзисторный приемник) и судовые документы».
Конечно, можно иметь на судне все необходимое даже в избытке и, тем не менее, «попасть в историю» во время похода. Особенно, если относиться к управлению лодкой только как к приятному времяпровождению. Вот в прошлом году пришлось оказывать срочную медицинскую помощь владельцу новенького «Прогресса». На полном ходу он вылетел чуть ли не на сухую отмель, толчок был такой, что он головой вышиб лобовое стекло. Придя в себя, водитель объяснил, что «просто заговорился с пассажирами, но вообще-то про эту мель помнил...»
А судоводителю Н. Норкину из Архангельска невнимательность обошлась самой дорогой ценой. Его катер, снабженный 70-сильным двигателем, на полном ходу столкнулся с буксиром, который выходил из бокового фарватера. В последний момент Норкин пытался избежать столкновения, но заднего хода катер не имел, а отвернуть было уже невозможно. Удар форштевня буксира пришелся по корме катера — он тут же затонул. Имелись жертвы. Случай, опять-таки, новый. Судоводители обоих судов плохо вели наблюдение за обстановкой, допустили опасное сближение и не приняли своевременных мер, чтобы избежать столкновения. Но, плюс ко всему, катер не имел отсеков, обеспечивающих непотопляемость; не был оборудован реверсивным устройством; был перегружен; на борту не имелось достаточного количества спасательных жилетов...
Безопасность использования малых судов — сумма многих слагаемых. Здесь и выбор судна соответственно району плавания, и исправность судна, и тщательный подбор снаряжения для похода, и надежный мотор, и умелое управление в сложных условиях и десятки других факторов. Уверенность в необходимости каждого из них приходит лишь с опытом, который дается годами. Для того чтобы опыт этот доставался не слишком дорогой ценой, нам и хотелось призвать каждого владельца лодки к тому, чтобы во всех своих действиях на воде он всегда следовал здравому смыслу и правилам хорошей морской практики.
Сейчас, в разгар навигации хочется еще раз напомнить о том, что правила забывать нельзя. Они «придуманы» не зря!