Подготовка к походу
Выходить в плавание одним экипажем по соображениям безопасности нельзя. Оптимальное число экипажей — три-четыре. Группа из большего числа лодок становится плохо управляемой. Руководителем похода должен быть авторитетный турист, имеющий опыт дальних плаваний на парусной байдарке. Его байдарка будет флагманской, его распоряжения должны беспрекословно выполняться.
Закон совместного плавания — байдарки должны идти вместе, кучно, чтобы руководитель похода видел свои лодки, чтобы в случае аварии соседняя байдарка сразу же могла оказать помощь, чтобы не приходилось тратить время на поиски отставших и заблудившихся. В то же время каждая байдарка должна быть готова к тому, чтобы закончить переход до очередного пункта назначения самостоятельно. При каждом выходе руководитель должен четко ориентировать экипажи относительно направления и порядка движения; лучше, если в подготовке плана перехода будут участвовать все капитаны. Разумеется, расстояние между лодками должно быть таким, чтобы не возникала опасность навале. Двигаться можно только в светлое время суток.
До выезда к месту начала похода необходимо провести несколько тренировочных плаваний (хотя бы два-три кратковременных), чтобы окончательно скомплектовать экипажи, отладить вооружение, научиться быстро ставить и убирать паруса, приобрести навыки управления парусной байдаркой. Очень полезно (и интересно) в конце каждого тренировочного выхода устраивать что-то вроде показательной гонки на замкнутой дистанции.
Составляя график похода, исходите из того, что за день группа пройдет 15—20 км. Конечно, при движении полными курсами такое расстояние можно будет преодолеть за 2—3 ч, но при ходе в лавировку на это уйдет минимум 7—8 ч. Плавание в лавировку требует большой затраты сил, да и просидеть в байдарке несколько часов подряд физически тяжело. После каждых трех ходовых дней следует предусматривать дневку, на каждые 100 км пути планировать один-два резервных дня на случай штиля и непогоды. Таким образом выйдет, что на поход по маршруту протяженностью 150 км надо планировать 13—15 календарных дней.
Снаряжение следует упаковывать в полиэтиленовые пакеты, уложенные в специальные бортовые мешки, сшитые из детской клеенки или «серебрянки» с последующей проклейкой швов полосками ткани. Бортовые мешки закладываются с боков под деку — возможно ниже — и надежно крепятся к набору. Смещение груза во время крена опасно! Часть тяжелых грузов укладывается в «ахтерпик». Полностью загруженная (вместе с экипажем) байдарка должна иметь небольшой дифферент на корму. Иногда можно услышать мнение, что протекторы ставить на оболочку не стоит, поскольку это ухудшает ходовые качества байдарки под парусами. Поход — не гонки! Лучше сделать оболочку более надежной, даже идя на некоторую потерю скорости (а вот чтобы эта потеря была меньше, надо аккуратно срезать — спилить — края накладных полос).
Одеваться надо потеплее. Даже когда сравнительно тепло, после нескольких часов непрерывного сидения в скованном положении под неизбежными на сколько-нибудь свежем ветре брызгами вы замерзнете так, что зуб на зуб не попадет. От брызг хорошо защищает рыбацкий рокан или другой «непромоканец»; если вода холодная — незаменимы гидрокостюмы. Бойтесь, однако, и перегрева: защитить голову от солнечных лучей поможет туристская светлая шапочка с козырьком. Опытный московский турист С. Н. Парфенов рекомендует при плавании в солнечную погоду защищать не только глаза, надевая темные очки, но и губы: для этого он использует козырек из полоски плотной бумаги на резинке.
Каждый турист должен иметь спасательный жилет (кстати, в нем и теплее, чем в обычной штормовке). Наиболее популярны стандартные надувные жилеты; пробковые и пенопластовые — мало удобны из-за габаритов. Туристы-водники часто используют самодельные куртки-штормовки, в которые в качестве элементов плавучести вставлены надувные подушки.
Советы начинающим туристам
При подготовке парусного похода особое внимание необходимо уделить изучению ветрового режима в районе плавания. Бывает, что группе приходится проходить весь маршрут в лавировку только потому, что руководители не поинтересовались направлением господствующих в это время ветров. Фактор погоды имеет решающее значение. Стоит взять с собой транзистор, чтобы, настроившись на волну местной радиостанции, иметь прогнозы. Однако и при этом надо внимательно следить за всеми происходящими в атмосфере явлениями, используя народные приметы, сведения из туристских отчетов и краеведческой литературы.
Нельзя выходить в плавание при неблагоприятном прогнозе. Ни в коем случае нельзя плавать в грозу. Если приближается грозовой фронт (а это всегда видно хорошо), необходимо пристать к берегу и переждать непогоду.
Внимательно следите за изменениями силы и направления ветра. Чаще всего оказываются неожиданными и потому особенно опасны шквалы, налетающие сзади: малоопытные туристы обычно смотрят только вперед.
Если ветер неустойчивый, порывистый, следует заблаговременно — еще на берегу — взять рифы.
Часто неопытные туристы-парусники, уходя, от подветренного берега, где ветер слабый, а вместо волны небольшая рябь, совершенно не представляют тех изменений в обстановке, которые ждут их на открытых участках. Прежде чем отойти, еще раз достаньте карту и с учетом прогноза и всех данных об обстановке просмотрите трассу дневного перехода. Прикиньте, на каком участке возможно усиление волны, где можно будет от нее укрыться (с учетом глубин и рельефа берега), и т. п. Поднявшись повыше, с помощью бинокля осмотрите плес, на который придется выходить. Если видны белые барашки, надо взять рифы; если есть возможность — измените маршрут перехода так, чтобы не пересекать больших пространств, а идти вдоль берега или цепочки островов с наветренной их стороны.
Говоря о безопасности плавания в свежий ветер, подчеркнем, что лучше плыть вдоль наветренного берега. Правда, все будет мокрым от брызг, зато в случае любой опасности ветер будет союзником, помогая быстрее достичь берега. Плавая вдоль подветренного берега, нужно быть осторожным: здесь ветер, как правило, непостоянен. Неожиданно, скажем, из-за понижения в береговом рельефе, может налететь ветер, способный опрокинуть байдарку, а на затопленной байдарке будет очень трудно (подчас невозможно) подойти к подветренному берегу. Плыть же через весь плес к наветренному берегу, да если еще вода холодная, — это как раз тот случай, когда последствия могут быть трагическими.
Общее правило: плавать следует, не удаляясь от берега. Естественно, максимальное удаление зависит от конкретных условий и опыта группы, но в принципе нельзя уходить далее 1000 м. Если необходимо пересекать большой плес или залив, делайте это только при устойчивой хорошей погоде. Если уже на открытой воде вы заметили признаки близкого ухудшения погоды и усиления ветра, а до берега уже далеко, лучше паруса убрать и идти к ближайшему укрытию на веслах. Если к вечеру ветер стихнет, упущенное днем время можно будет наверстать, пока не стемнело; в северных районах страны иногда можно плыть и ночью.
Нельзя пускаться в плавание в тумане: вы можете «прозевать» ухудшение погоды, наскочить на какое-либо препятствие, заблудиться между островами и т. п.
Судовой ход можно пересекать только при хорошей видимости, убедившись в отсутствии приближающихся судов и имея наготове весла.
Подходить вплотную и счаливать байдарки можно только со спущенными парусами, на веслах, соблюдая осторожность, чтобы не зацепиться рангоутом. Счаливание рекомендуется для страховки в сложных погодных условиях, когда движение по отдельности небезопасно. Байдарки соединяются при помощи весел или других подручных средств (способ соединения продумайте до выхода в плавание) в импровизированные катамараны или тримараны, после чего на одной из байдарок можно поднять парус и идти в укрытие. Движение можно ускорить, подгребая веслами.
Управление байдаркой
Байдарка под парусами требует от экипажа большой осторожности: ведь она лишена балластного киля (в какой-то мере его роль играет вес сидящих на днище людей), который обеспечивал бы остойчивость; корпус ее уже, чем у любого швертбота, и не имеет широкой транцевой кормы. Вот почему, например, обычное на швертботах откренивание может представить большую опасность!
Среди начинающих парусников бытует мнение, что безопаснее всего плавание с попутным ветром. Наоборот: курс фордевинд — наиболее опасен.
Главная опасность — это попутная волна. Загруженная байдарка низко сидит кормой; самая распространенная у нас байдарка «Салют» вообще имеет довольно узкую кормовую часть (кстати говоря, туристы нередко разворачивают свои «Салюты» задом наперед и выигрывают при этом в скорости!). Другими словами, угроза заливания с кормы и попадания воды в кокпит вполне реальна (попутно заметим: чтобы вода не фильтровалась сквозь брезентовую деку, ткань необходимо пропитать водонепроницаемым составом, а швы проклеить). Набегающая с кормы волна старается развернуть байдарку лагом. При стремительном приведении байдарки к ветру резко замедляется ход; байдарка, как бы «споткнувшись» об опущенный шверц, может опрокинуться. Надо быть предельно внимательным на руле (вот когда совершенно необходим руль с увеличенной площадью пера!). Иногда из-за опасности переворота вместо курса фордевинд приходится ходить в бакштаг, время от времени делая повороты.
Поднимать шверцы при курсе фордевинд можно, но только при устойчивом слабом ветре и таком волнении, когда байдарка не испытывает присущей ей из-за сравнительно малой ширины корпуса бортовой качки. Опущенные шверцы в какой-то мере препятствуют раскачиванию, которое способствует резкому приведению байдарки к ветру, увеличивает опасность заливания, утомляет экипаж. Вынесенный далеко за борт конец гика, а также и край шверцбалки может «зацепить» воду, отчего крен резко увеличивается, вплоть до опрокидывания байдарки. (Нижнюю шкаторину грота следует шить под углом 4—5° к горизонтали, чтобы гик «смотрел» немного вверх. Полезно также провести топенант — снасть от нока гика через топ мачты в кокпит байдарки. С помощью топенанта при курсе фордевинд гик можно будет немного поднять.)
Стаксель при попутном ветре не работает, находясь в ветровой тени грота. Некоторые туристы выносят его на бабочку. Действительно, при этом скорость возрастает, но такой прием на байдарке допустим только тогда, когда ветер устойчивый и слабый. При сильном, порывистом ветре следует убрать грот и идти под одним стакселем. Скорость при этом будет вполне достаточной. Передняя центровка не позволит байдарке приводиться. Уменьшится раскачивание. Резкие порывы ветра можно гасить потравливанием стаксель-шкота. А вот потравливать гика-шкот при поставленном гроте будет некуда — гик с парусом и так лежит на ванте! (Кроме того, всегда существует опасность самопроизвольного поворота фордевинд, т. е. перекидывания гика, чреватого самыми серьезными последствиями: от сильного удара по ванте она может лопнуть, низко расположенный гик может задеть головы членов экипажа.) На курсе фордевинд не форсируйте парусами!
При плавании другими курсами важно не давать байдарке сильно крениться. Байдарка, идущая с большим креном, стремится привестись; для удержания ее на курсе требуется сильно перекладывать руль, что заметно снижает скорость: рангоут, корпус, рулевое и шверцевое устройства испытывают очень большие нагрузки, что может вызвать разного рода поломки (обрыв наветренной ванты, поломка фальшборта в месте крепления шверцбалки и т. д.). На всех курсах, кроме фордевинда, при резком усилении ветра существует возможность быстро обезветрить паруса, отдав шкоты.
Никогда не привязывайте шкоты к уткам, держите их в руках!
Не следует слишком спускаться под ветер (уваливаться), но нельзя и идти слишком круто к ветру — потеряв ход, байдарка станет неуправляемой, что на волнении очень опасно! Хорошо отцентрованная байдарка с бермудскими парусами вполне удовлетворительно идет к ветру под углом до 50°.
Выполнение поворотов
Некоторые рулевые жалуются на трудность выполнения поворота оверштаг. Если это так, надо проверить центровку (иногда бывает достаточно немного изменить положение точек крепления шверцев по длине лодки и площадь пера руля) и потренироваться, добиваясь слаженной работы экипажа.
Легкая, мало погруженная в воду байдарка имеет малую инерцию, поэтому очень важно получить достаточный разгон и правильно выбрать момент начала поворота — плавного приведения к ветру; при этом гика-шкот выбирается втугую, стаксель-шкот отпускается. При пересечении линии ветра следует одновременно потравить гика-шкот, а стаксель вынести рукой на ветер: поймав ветер, стаксель начнет разворачивать байдарку, уваливая ее. Плавно подбирая гика-шкот, дождитесь, когда грот наберет ветер. Поворот окончен! Разогнавшись, ложитесь на курс.
Если поворот не получился, наберите ход и попробуйте все снова. Можно, конечно, использовать и весло, но лучше научиться поворачивать под парусами!
Сложностей в выполнении поворота фордвинд обычно не возникает, хотя осуществление маневра явно усугубляет опасность, присущую плаванию с попутным ветром. Выполнять поворот фордевинд нужно особенно осторожно и плавно.
Если байдарка опрокинулась
Совсем не исключено, что рано или поздно вы можете оказаться в воде рядом с перевернутой байдаркой. Хорошо, если это произойдет во время тренировки, когда байдарка не загружена. Куда опаснее та же ситуация в походе, особенно если плавание проходит в плохую погоду и по малонаселенной акватории, где на постороннюю помощь рассчитывать бесполезно.
Байдарочников-слаломистов, имеющих герметизирующие кокпит фартуки, учат эскимосскому перевороту. С мачтой и парусами этот «номер» не удается, поэтому мы учим туристов-парусников другому: как без помощи извне, своими силами спасти лодку и добраться до ближайшего берега. Это возможно, и «оверкиль» не так уж страшен, если выполнены все три ранее разобранных основных требования: 1) байдарка непотопляема; 2) люди в спасательных жилетах; 3) берег близко.
Итак, байдарка опрокинулась. Оказавшись в воде, убедитесь, что вы не запутались в каких-либо снастях; если запутались и освободиться трудно, разрежьте их ножом (который должен быть у вас в ножнах на поясе). Убедитесь, что товарищу по несчастью не нужна ваша помощь. Не упустите байдарку, быстро дрейфующую под ветер! Надуйте спасательный жилет до максимальных размеров; он будет держать вас выше на воде, что упростит дальнейшую работу. Осмотритесь, не выпало ли что из байдарки.
Чаще всего, опрокидываясь, экипаж «автоматически» оказывается на наветренной стороне байдарки, поэтому сразу же можно приступить к постановке ее на ровный киль. В противном случае, придерживаясь руками за байдарку, перейдите на наветренную сторону.
Лучше всего, если штаги и ванты крепятся к путенсам с помощью карабинов, а набиваются мягкими — веревочными — талрепами: достаточно отстегнуть карабин наветренной ванты (если талреп раздать трудно, его можно перерезать ножом), а затем, взяв ее повыше руками и уперевшись ногами в борт или шверц, используя мачту как рычаг, можно собственным весом поставить байдарку на киль.
Дальнейший ход операции по спасению аварийной байдарки сводится к движению на ней под парусом к берегу. Вот что советует опытный турист-парусник Г. Сарин, не однажды попадавший в подобную ситуацию.
Экипаж из воды откренивает затопленную байдарку; лежа на деке вдоль борта, рулевой подбирает гика-шкот и управляет рулем, шкотовый управляет стакселем. Обычно байдарка удовлетворительно идет в крутой бакштаг и галфвинд и гораздо хуже — на фордевинд и в полный бакштаг: давление ветра на парус притапливает нос, экипаж вынужден перемещаться к корме, и в итоге лодка может быть притоплена еще больше. Кроме того, затопленная байдарка на полном курсе сильно приводится, а поскольку руль из-за малой скорости работает плохо, байдарку очень трудно удержать на курсе. Поэтому в случае сильного ветра и необходимости двигаться полным курсом грот лучше убрать и идти под стакселем. Тяги его должно хватить, байдарка будет лучше идти по курсу. Естественно, в бейдевинд затопленная байдарка идет очень плохо, но и это возможно. Управлять ею следует в основном изменением дифферента: при дифференте на корму байдарка уваливается, на нос — приводится. Очень важно незначительными, но точными перемещениями экипажа вдоль корпуса правильно удифферентовать байдарку и удерживать ее на курсе.
Не перебирайте шкоты: передние шкаторины парусов должны заметно заполаскивать, при этом сила тяги снижается еще незначительно, а вот крен уменьшается существенно, что очень важно для затопленной лодки с минимальным запасом остойчивости.
Затопленная байдарка имеет очень большую инерцию. Если, забрав ветер в паруса, вы не почувствуете движения, — не удивляйтесь и не прекращайте выполнения приема: для набора скорости необходимо минимум 2-3 мин. Скорость движения при хорошем ветре и эффективном вооружении около 2 км/ч.
На затопленной байдарке при необходимости можно выполнять повороты. Поворот оверштаг выполняется так: дифферент на нос, вплоть до его притопления, гика-шкоты выбраны, стаксель-шкоты растравлены. Рулевой подгребает ногами под ветер, шкотовый — рукой на ветер. При подходе к положению левентик стаксель-шкоты выбираются на ветер, руль перекладывается от поворота — в сторону, противоположную направлению поворота.
Поворот фордевинд сложнее. Дифферент на корму, гика-шкоты растравлены, стаксель-шкоты выбраны, руль на поворот, экипаж помогает подгребанием. При достижении курса бакштаг грот, растравленный до вант и забравший ветер, начинает приводить байдарку; надо принудительно (шкотом) перебросить грот на ветер, — если это удастся, поворот будет быстро завершен.
Буксировка
Доставить опрокинувшуюся байдарку к берегу можно и на веслах, сев на нее верхом. В этом случае рангоут и паруса должны быть сняты и уложены в байдарку. Если же объемов плавучести в байдарке мало и экипаж собственным весом топит байдарку, придется ее буксировать, плывя рядом и держась за нее.
Увидев, что одна из байдарок опрокинулась, все остальные байдарки группы должны без промедления убрать паруса и подойти к потерпевшим на веслах. Поставленную на ровный киль байдарку чаще всего буксируют к ближайшему берегу тросом длиной 4—5 м, заложенным за «обвязку» байдарки (за брагу) и продетым в отверстие оковки форштевня. На буксирующей байдарке конец крепится на крючке в задней части фальшборта.
При буксировке залитой водой байдарки известны случаи вырыва оковки форштевня и петель и даже разрыва оболочки, поэтому наружная обвязка лодки необходима. По рекомендации ленинградского туриста-водника А. Акимова обвязка «Салюта» выполняется следующим образом. Один конец растительного или капронового троса диаметром 8 мм крепится за середину бимса шп. 2. Другой конец пропускается через отверстие в оковке форштевня (или пришитую петлю — на других байдарках), затем протягивается прямо над кокпитом в корму, продергивается через оковку ахтер-штевня (петлю) и снова проводится в нос — к оковке форштевня (петле) и назад к бимсу шп. 2. Трос обтягивают равномерно и с заметным усилием, после чего конец закладывают на бимсе. Затем тросы раздвигают и укладывают с наружной стороны фальшбортов (если в них есть «барашки», то под них!). Буксирный конец крепят к бимсу шп.2 и проводят через отверстие в оковке форштевня либо просто крепят к обвязке.
Иногда, если, конечно, волнение невелико, бывает выгодно избавиться от мачты с парусами вообще, а затем ставить перевернутую байдарку на киль и одновременно выливать воду, пользуясь приемом, разработанным группой ленинградских туристов-водников. К плавающей вверх дном байдарке с носа и кормы подходят две лодки спасателей и становятся перпендикулярно ее ДП. Рулевые на лодках спасателей берут опрокинувшуюся байдарку за штевни и приподнимают ее, сливая воду и постепенно переворачивая (воду таким способом можно вылить почти полностью). Шкотовые спасателей и экипаж аварийной байдарки (из воды) откренивают лодки спасателей. После постановки на ровный киль все три байдарки счаливаются вместе в тримаран с помощью положенных поперек весел.