Заменитель весла
Поперечная банка или доска пайола может служить отличным заменителем весла-гребка на небольшой мотолодке. Сделать ее можно из водостойкой фанеры толщиной 8—12 мм или из доски при толщине ее не менее 12 мм. Примерные размеры показаны на рисунке, но при необходимости доска может быть и длиннее.
Как хранить кисть?
Если кисть засохла в нитрокраске, могу рекомендовать способ, как привести ее в рабочее состояние.
Возьмите две стеклянные банки (например, из-под майонеза), в одну налейте немного ацетона или растворителя нитрокрасок, опустите туда кисть, закройте другой банкой. Стык между банками заклейте липкой лентой или оденьте на него резиновую манжету (из вело-, авто-, мотокамеры) или просто замажьте пластилином. Через 15—30 мин. кисть размокнет и будет готова к употреблению.
Если кисть из-под нитрокрасок хранить в таком положении, это избавит вас от необходимости каждый раз промывать ее в ацетоне после работы.
Рули на моторно-парусной яхте
При разработке компоновки кормовой части швертбота длиной 7,7 м встал вопрос о размещении подвесного мотора мощностью 20 л. с. на транце высотой 0,8 м. Хотелось иметь мотор навешенным не на кронштейне, а на транце, чтобы иметь его всегда готовым к действию. Принятый вариант показан на эскизе.
Два руля, расположенных симметрично — на одинаковом расстоянии от ДП, позволяют оптимальным образом разместить мотор и обеспечить требуемую управляемость яхты под парусами. Переход с паруса на мотор не требует длительной подготовки; мотор не захлестывает волной, так как он частично защищен корпусом.
Стопор для двери
Для удержания двери в открытом положении во время качки, а также фиксации крышек люков, откидных сидений, столов и т. п. могут быть использованы стопора-защелки, которые гораздо удобнее, чем обычно применяемые крючки и задвижки. Такую защелку не надо закрывать вручную — она автоматически стопорит открытую дверь под действием веса крючка. При качке можно одной рукой открывать дверь или люк, а другой держаться за поручни. Устройство стопора и принцип его действия ясен из рисунка.
Следует иметь в виду, что между осью задержника и отверстием в нем должен быть достаточно большой зазор. Подобный стопор может быть установлен и в нижнем положении, только придется добавить проволочную пружину.
Вага для снятия с мели
Если катер оказывается носом на мели или на берегу, то для его снятия я использую вагу, эскиз которой приводится. Нижний конец снабжается оковкой, сваренной из листовой стали толщиной 6 мм. Оптимальная длина древка — 2 м. Лучше сделать его конической формы: у оковки диаметр около 80 мм, диаметр рукоятки 50 мм. Утолщение в виде шарика, на конце рукоятки необходимо для удобства вытаскивания ваги из грунта.
Никакой домкрат, не говоря уже о весле или отпорном крюке, не может сравниться с вагой. Домкрат вязнет в грунте, действует медленно, а весла и багры просто ломаются.
Ремонт резиновой оболочки
Ремонт автомобильных камер дает хороший пример для подражания: мелкие заплатки на резиновую оболочку туристской байдарки надежнее всего ставить вулканизацией, попросту говоря — при помощи нагрева.
Поврежденное место зачищается наждачной шкуркой или напильником; можно сделать и жестяную терку из консервной банки. Разумеется, разрывы предварительно нужно заштопать — сшить края. Затем накладывается заплатка из сырой резины и производится ее разогрев специальной шашкой с пиротехническим составом или бензином. Все необходимое продается в автомобильном магазине; прижимная струбцина, сырая резина, шашки.
В самом крайнем случае нагрев возможен и консервной банкой, наполненной углями из костра.
Если набраться терпения, то, укладывая заплаты внахлестку, можно восстановить герметичность даже самой изношенной оболочки.
Как закрепить спасательный круг
Спасательный круг можно закрепить на носовой палубе мотолодки с помощью резинового жгута, как показано на эскизе. Особенно удобно применить для этой цели резину от эспандера. Леер круга и резиновый жгут можно надеть на штатные швартовные утки мотолодки (если их две) или специально поставленные скобы.
Закрепленный таким образом круг всегда готов к действию, так как находится перед глазами у водителя, надежно закреплен от качки и легко освобождается в случае необходимости.