Для удобства работы с мотором
На высокобортных мореходных мотолодках подмоторная ниша отделяется от кокпита переборкой, обычно доходящей до уровня палубы. При необходимости осмотреть и отремонтировать мотор на плаву эта переборка затрудняет работу, а отказаться от нее совсем нельзя — на волне лодку может залить через транец.
Предлагается компромиссное решение — переборка снабжается откидной дверцей 1, закрепляемой на петлях «рояльного» типа 2. В закрытом положении дверца удерживается упором 3 и задвижками 4.
Защитные комингсы на «МКМ»
Для уменьшения забрызгивания кокпита мотолодки «МКМ» при ходе на волне мы увеличили высоту борта за счет установки съемных герметичных ‘наделок — комингсов. Наделки сварены из обрезков сплава АМг5 толщиной 1 мм. Каждая наделка крепится всего двумя специальными винтами к транцу и к палубе у шпангоута № 2. При необходимости их можно легко снять и превратить, соединив двумя перекладинами при помощи тех же винтов, в катамаран, удобный для рыбной ловли или используемый детьми для игр.
Испытания мотолодки с этим усовершенствованием в течение двух сезонов показали явное повышение комфорта для пассажиров, сидящих в кокпите. Нам кажется, что и внешний вид мотолодки стал более современным.
В носовой части кокпит защищается от брызг с помощью стекла, выполненного из плоского листа плексигласа, устанавливаемого в пазы комингсов. При необходимости идти на веслах стекло вынимается из пазов, весла устанавливаются в смещенные к носу уключины; можно грести, сидя на палубе.
Дуги тента из спортивных обручей
Дуги тента и обрамление ветрового стекла удобно изготовлять из дюралевых обручей для хула-хупа. Из одного такого обруча ценой 2 рубля получается трубка длиной около 3 м, так что дуги можно делать без стыков.
Перед гибкой трубку нужно заполнить просеянным песком или (еще лучше) залить воском, мастикой для полов, стеарином либо парафином; заливка сохраняет форму трубки лучше, чем засыпка песком. После гибки залитый заполнитель лучше выплавить, чтобы в жаркий день он не начал вытекать.
Для шлифовки гребных винтов
Приспособление состоит из резинотканевой или резиновой трубки 2, которая насаживается на круглый деревянный стержень 1 соответствующего диаметра. Наждачная бумага 3 наматывается в несколько слоев на трубку и крепится мелкими гвоздями 4 в трех-четырех точках.
Лучше иметь комплект из трех приспособлений, например, диаметром 12, 25—32 и 40—46.
Тем, кому чаще приходится выполнять подобные работы, рекомендую заготовить несколько комплектов инструмента — каждый комплект на определенный номер наждачной бумаги.
«Морской» фонарик
Баночку из-под горчицы можно превратить в водонепроницаемый фонарик, который может быть использован для сигнально-отличительных огней катера. Для этого завинчивающаяся крышка 4 баночки 1 снабжается резиновой прокладкой 5, а к крышке винтами крепится патрон 3 для лампочки 2. С помощью этих же винтов крышку можно прикрепить к крышке рубки 5 или другому основанию.
Фонарики бортовых отличительных огней могут быть окрашены изнутри зеленой или красной тушью на желатиновом растворе. А надев сверху жестяной кожух 6 с вырезом, ограничивающим сектор огня, можно удовлетворить всем предъявляемым к огням требованиям.
Мощность лампочки для топового огня достаточна 10 Вт, для бортовых отличительных — 15 Вт.
Бензобак из полиэтиленовой канистры
Стандартный стальной бачок весит без шланга 3,7 кг, а десятилитровая полиэтиленовая канистра всего 700 г. Никогда нельзя с уверенностью сказать, сколько бензина осталось в стальном бачке, а полиэтиленовая канистра достаточно прозрачна, чтобы следить за его уровнем.
Переоборудовать такую канистру довольно просто. Подбирается трубка, соответствующая высоте канистры. Под ее штуцер высверливается отверстие, соответствующее внутреннему диаметру резьбы. Для прохода воздуха также высверливается отверстие ∅1,5—2 мм. В нерабочем положении оно герметически прикрывается конической иглой. На горловину и ручку приклепываются две скобки из дюраля для намотки шланга.
Как обойтись без зажимов
Часто после похода в плохую погоду приходится вывешивать одежду и белье на леерах, протянутых на яхте или на берегу. Закрепить их советую так, как показано на рисунке. Правда, углы после просушки окажутся помятыми, но зато вещи не унесет ветром.
Глушитель из резинового шланга
Отрезок дюритового шланга диаметром 32—40 мм, включенный в газовыхлопной трубопровод на катере, хорошо глушит шум выхлопа и защищает трубопровод от вибрации двигателя. Длину шланга желательно взять не менее 1 м. Перед входным концом шланга 4 в трубопровод 1 через штуцер 2 вводится вода из системы охлаждения двигателя. Благодаря этому снижается температура выхлопных газов и шум выхлопа. Если шланг не перегревается, он работает в течение 4—5 навигаций.