Судоводители-любители А. А. Мазуров из г. Киева и А. 3. Васьков из Тюменской области интересуются, могут ли допускаться глухие и глухонемые к управлению маломерными судами?
Отвечает начальник отдела ГНТИ А. И. Архипов:
В письме Министерства здравоохранения СССР № 10-8-24 от 12 июля 1975 г. «О порядке медицинского освидетельствования судоводителей маломерного флота» дано указание во все поликлиники и лечебные заведения, выдающие справки о прохождении медицинского освидетельствования, о том, что глухие и глухонемые могут допускаться к управлению маломерными судами с учетом имеющихся навыков и положительной характеристики Всероссийского общества глухих.
Медицинское заключение о состоянии здоровья выдается врачом лечебно-профилактического учреждения по месту жительства или работы, а также врачебно-физкультурного диспансера,
Справка представляется комиссии Навигационно-технической инспекции для решения вопроса о допуске к управлению маломерными судами.
Судоводитель В. М. Маркин из Ростовской области спрашивает, имеет ли он право на борту своей лодки нанести помимо присвоенного регистрационного номера еще и название своего судна.
Отвечает начальник отдела ГНТИ А. И. Архипов:
Никакими документами и постановлениями это не запрещается; единственное, что требуется в таких случаях, чтобы регистрационный номер был отчетливо изображен на борту и не сливался с названием.
Многие читатели интересуются условиями регистрации разборных судов с мягкой обшивкой и, в частности, швертботов «Мева».
Начальник отдела норм и правил ГНТИ М. Н. Михайлов сообщил:
Разборные швертботы с мягкой обшивкой типа «Мева» и подобные им плавсредства регистрируются в территориальных навигационно-технических инспекциях и несут бортовые номера в обычном порядке.
Снабжение таких лодок должно отвечать действующим нормам и требованиям ГНТИ по маломерному флоту.
Сразу несколько читателей из г. Запорожье (УССР) жалуются на то, что приобретенные ими надувные мотолодки «Пеликан» не регистрируют и не разрешают эксплуатировать их на Днепре, хотя, как им известно, в РСФСР такие лодки плавают с обычными бортовыми номерами.
В Киевской НТИ подтвердили этот запрет, сославшись на изданные в 1970 г. «Правила регистрации и технического надзора малотоннажных судов, не поднадзорных Днепровской инспекции Регистра, которые принадлежат колхозам (кроме рыболовецких) и гражданам и плавают на внутренних водных путях и водоемах УССР», где сказано: «Надувные и разборные лодки регистрации не подлежат и используются их владельцами только в индивидуальном порядке на закрытых для судоходства водоемах».
Зам. начальника Республиканской инспекции судоходства И. С. Кузьменко пояснил, что, действительно, эти правила устарели, так как составлялись, когда еще не было лодок, приспособленных для несения мощных моторов и выхода на судоходные пути. Торгующие организации должны были сначала согласовать вопрос с инспекцией, а уж после этого выпускать их в продажу. ЦКБ «Нептун» должно дать точные критерии оценки исправности надувных мотолодок. Вопрос о регистрации «Пеликанов» в УССР может быть решен, если он будет поставлен официально (?). Да и вообще правила, действующие в УССР и РСФСР, имеют и другие отличия.