Два «Вихря» на «Прогрессе-4»
Для дальних путешествий, когда лодка сильно нагружена, я решил установить на свой «Прогресс-4» два «Вихря». Для оптимального погружения гребных винтов мне пришлось увеличить высоту транца на 50 мм. Сделал я это с помощью съемного деревянного бруса (рис. 1) (толщина — 40 мм, высота — 46 мм, длина —1010 мм). Сверху и снизу этот брус окантовал гнутыми профилями. 2 из алюминиевого сплава АМг-6 (годится также мягкий дюраль Д16М) толщиной 2 мм. Крепится брус к транцу тремя парами швеллеров 3, причем каждая пара крепится к брусу на двух болтах М6, а к транцу через отверстие шпигата притягивается 8-миллиметровым болтом.
Дополнительно транец был связан тремя подкосами 4 со стенкой рецесса. В месте крепления подкосов к стенке рецесса для демпфирования вибраций устанавливается резиновая прокладка (δ=4 мм).
Управление производится с помощью штуртросов, к которым присоединяются через серьги 6 и кронштейны сами моторы. При установке двух «Вихрей» используются крайние серьги. Расстояние между серьгами 210 мм, что соответствует разносу осей моторов друг от друга на расстояние 420 мм.
Для откидывания одного или сразу двух моторов все три серьги соединены между собой шарнирной связью. Кронштейны с роликами тросовой проводки у транца также потребовалось поднять на 50 мм. При переносе кронштейнов необходимо следить, чтобы тросы лежали в плоскости роликов. При необходимости использования мотолодки с одним мотором, эти кронштейны с роликами в. исходное положение можно не переставлять.
Крепление штурвальной колонки было доработано. Опорный подшипник на втором шпангоуте был дополнительно закреплен подкосом для устранения осевого люфта. А для того чтобы трос не сходил с барабана, что иногда случалось на моей лодке, пластмассовое кольцо-подшипник я заменил дюралевой пластиной толщиной 6 мм с отверстием под ось колонки штурвала.
Левый мотор подсоединяется к штатному сектору газа и реверса; для правого же я установил рядом второй сектор газа и реверса той же конструкции. Устанавливается он на прикрепленном к полке дюралевом швеллере на расстоянии от борта — 40 мм и назад от штатного сектора газа и реверса — 335 мм. Длина тросов для обоих ДУ должна быть одинаковой, удлиняется на 335 мм только боуденовская оболочка для тросов сектора газа и реверса правого мотора. В стенке кормового отсека делается дополнительный вырез для установки второго кронштейна крепления упоров боуденовской оболочки.
Для отключения моторов на приборном щите устанавливаются два раздельных выключателя ВК-1. Если мотолодка идет под одним мотором, то второй откидывается и ставится на упор. Правда, в этом случае управление штурвалом будет затруднено. Лучше отсоединить от системы управления неисправный мотор, а при длительных поездках с одним мотором снять деревянный брус с профилями и подкосами и закрепить мотор по центру. На такое переоборудование затрачивается 30—35 мин.
Скорость моего «Прогресса-4» с двумя «Вихрями» превышает скорость мотолодки «Казанка» и катера «Амур».
Стационарный бензобак
На свой «Прогресс» я установил бензобак емкостью 92 л от автомашины «ГАЗ-63», Бак расположен под кормовым сиденьем вместо пенопласта. Устанавливается он без каких-либо переделок корпуса мотолодки. Заливную горловину я вывел на левый борт у шестого шпангоута. Предложенный Т. Г. Сергелем (см. сборник № 53) вывод заправочной горловины в моторный отсек не очень удобен при заправке и опасен в пожарном отношении.
Полностью заправленного бака хватает на 10 часов хода. Улучшилась центровка мотолодки, скорость, по-моему, немного возросла, «Прогресс» стал лучше всходить на волну.
В переднем багажнике я сделал cлани (крафт-картон) по контуру обводов. Теперь мелкие вещи, которые размещаются в багажнике, не попадают между cланями и корпусом лодки. Облегчилась уборка переднего багажника.
Вместо сливной пробки
На мотолодке «Прогресс-4» очень неудобно «отдавать» пробку для слива воды. Предлагаю свою конструкцию (см. рис.). Корпус и гайка выполнены из латуни, а клапан и вороток — из нержавеющей стали.