Процитируем только одно из полученных писем, наиболее полно выражающее мнение подавляющего большинства. Прислал его управляющий республиканской оптовой конторой «Укркоопкультторг» К. Вебе. Очевидно, оно отражает и позицию возглавляемой им организации, по роду своей деятельности призванной учитывать оценки покупателей, причем в основном жителей сельской местности, для которых вопросы надежности, простоты обслуживания становятся едва ли не основными в характеристике мотора.
«В репортаже, опубликованном в №50, правильно и объективно отражено мнение многих владельцев моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» о ряде недостатков и неудобств его эксплуатации. Действительно, сегодня, когда в числе важнейших показателей качества потребительской техники все большее значение приобретает такой критерий, как удобство эксплуатации, мы вынуждены констатировать факты, не всегда совместимые с этим понятием. Это упомянутые в статье неповоротные ручки винтов струбцин, неудобное расположение штуцера бензошланга, отсутствие автоматического стопорения в откинутом состоянии и т. п.
Многочисленная армия владельцев «Вихрей» на Украине каждый год увеличивается на несколько тысяч человек, среди которых многие далеки от техники по роду профессии и лишены возможности пользоваться услугами специализированных мастерских. Мы всецело поддерживаем основную мысль о том, что даже мелкие недостатки и недоработки должен устранять завод. Куйбышевцы должны по-настоящему заняться решением этого вопроса, обратить внимание на «мелочи» и довести конструкцию серийного мотора до уровня лучших мировых образцов по всем показателям, включая надежность, долговечность, ремонтопригодность, удобство и простоту эксплуатации».
И еще письма. Из Киева, Горького, Павлова-на-Оке, с. Лиски Воронежской области, Москвы и т. д. И во многих письмах та же мысль. Владельцы не должны заниматься усовершенствованиями мотора, надо сделать все, чтобы ремонтировать «Вихрь» приходилось как можно реже, а уж если пришлось ремонтировать, например, в походных условиях, то докопаться до неисправности можно было бы, не перетряхивая весь мотор.
На письмо ленинградца В. Пироговского (в копии оно было отправлено на Куйбышевский завод) пришел ответ, подписанный секретарем парткома предприятия. Содержание его, безусловно, будет интересно всем авторам писем в редакцию и большинству владельцев «Вихрей»:
«Статья в сборнике в целом положительно характеризует проводимую заводом работу по развитию производства подвесных лодочных моторов. Ряд замечаний автора вполне справедливы — это касается и положения штуцера бензошланга, и фиксации мотора в горизонтальном положении, и износа меднографитовой втулки в корпусе редуктора, и некоторых других недостатков. Над их устранением завод работает и в 1975 г. будут внедрены:
- а) поддон новой конструкции, на котором штуцер будет располагаться в удобном месте для подсоединения бензошланга. На поддон выводится также штепсельный разъем для подсоединения проводов дистанционного управления кнопкой «Стоп» и системы электроснабжения;
- б) модернизированный редуктор, где вместо меднографитовой втулки будет использован шарикоподшипник № 202, а подшипник 60304 заменен роликовым коническим 7204, что значительно повысит надежность узла;
- в) система блокировки реверса и стартера, исключающая запуск двигателя при включенном ходе «вперед»;
- г) дополнительное сливное отверстие, позволяющее визуально контролировать работу системы охлаждения.
Изменена и конструкция фиксатора мотора в горизонтальном положении; после испытаний она будет внедрена на серийном моторе.
Ряд замечаний считаем спорными и неприемлемыми. Мнение автора о неповоротных ручках винтов струбцин разделяют далеко не все потребители; такие ручки применяются не только на моторе «Вихрь», но, например, и на ряде моделей «Кар-нити». Введение разъемной тяги реверса позволит упростить процесс снятия редуктора с мотора, однако наличие торсионного валика не позволит произвести сборку мотора без снятия двигателя с поддоном с дейдвуда; таким образом, эффекта от предлагаемого конструктивного изменения не будет. Изменить же кинематическую схему передачи крутящего момента к редуктору и конструкцию основных узлов и деталей мотора из-за этого незначительного недостатка считаем нецелесообразным. При соблюдении инструкции по эксплуатации мотора, в частности, регламентных работ по подтяжке крепежа (в том числе и болта стартера), дефект «проворачивание болта крепления блока стартера» не возникает.
Выпуск гребных винтов в 1975 г. будет увеличен — организовано их производство еще на двух заводах. Документация заводам выдана с учетом работ, проведенных в ЦНИИ им. акад. Крылова. Таким образом будет выпускаться три модификации винтов с различными шаговыми отношениями.
Для выбора более правильной номенклатуры запасных частей и количества их на 1975 г. заводом проводится обработка всех заявок от торгующих организаций и мастерских на запчасти для гарантийного и послегарантийного ремонта».
Итак, уже в 1975 г. «Вихрь» станет намного удобнее в эксплуатации, надежнее. Наконец-то исчезнет пресловутая меднографитовая втулка, по поводу которой метко выразился один из читателей: «Мне, лодочнику, безразлично, из-за какой определяющей причины она выходит из строя, я знаю одно: втулка эта — дефицит, и уж если она вышла из строя, дело плохо, мне ее нигде не достать...»
Правда, не совсем оправдана позиция завода по некоторым другим упоминавшимся в статье доработкам. В частности, если говорить о разрезной тяге, го можно возразить авторам ответа В. Пироговскому. Ведь не обязательно ставить редуктор при положении мотора вниз дейдвудом (тогда действительно трудно совместить квадрат рессоры и коленвала, не снимая поддона); мотор можно и перевернуть дейдвудом вверх, чтобы первой установить рессору, а затем совместить ее квадрат с валом-шестерней.
Будем надеяться, что со временем и все «спорные» узлы будут реконструированы, «Вихрь» станет образцом надежности и удобства до тонкостей продуманного и отработанного мотора. Залогом этого является правильное отношение куйбышевцев к критике, забота о высоком уровне выпускаемой продукции, о чести заводской марки.