Богатой на спорные суждения оказалась редакционная почта, вызванная дискуссией о подготовке и дипломировании яхтенных капитанов (см. «КиЯ» №138 и №142). Продолжим ее на основе писем читателей.
И сразу приведем ответ капитана «Икара» Б. С. Немирова на реплики его оппонентов, отвергающих обязательность высшего образования для яхтенного капитана. Он вовсе не настаивает на том, чтобы «выход» на дипломы яхтенных капитанов дальнего плавания (ЯКДП) был открыт только тем, кто имеет высшее образование.
Б. С. Немиров пишет: «Я имел в виду тех капитанов, которые поведут государственные яхты с командами в загранплавание. Им необходим широкий общий кругозор наряду с высокой яхтенной подготовкой. А высшее образование значительно расширяет знания, помогает освоить суть дисциплин яхтенного судовождения. На базе высшего, в частности — высшего технического, образования полнее усваиваются такие предметы, как навигация и астрономия. Уверовать в радиопеленгатор или другую «умную машину» — еще не значит обеспечить гарантии безопасности на море. Что касается общей культуры, то ее уровень, конечно, не стоит сводить к наличию или отсутствию вузовского диплома. Она — от воспитания, от общей эрудиции, от приобщения к национальным и мировым культурным ценностям и традициям. Диплом ЯКДП вправе получить любой яхтсмен-любитель. Но капитанами яхт, представляющих нашу страну за рубежом, я бы не назначал людей с низкой культурой. Такие яхтсмены не прибавляют авторитета нашему народу, нашей стране».
Итак, позиция Б. С. Немирова уточнена. Ее, кстати, поддержали яхтсмены из разных городов страны. Вот только одна выдержка из письма каунасского яхтсмена Р. Римаса. Ему за тридцать, по профессии он слесарь.
Римас пишет: «Увидели бы вы, что творится в наших яхт-клубах во время регат. К счастью, это варварство мало кто наблюдает со, стороны. Но ведь уже несколько лет совершаются «массированные» походы в ГДР и Польшу. И плавает туда сплошная «интеллигенция». И капитаны, и экипажи. И вытворяют там то же самое, что и в отечественных клубах. Немцы — люди практичные, с приходом наших яхт пригоняют на причал фургоны со спиртным. Продают алкоголь круглые сутки, чтобы «дорогие гости» скорее пропили все деньги и убрались обратно».
Яхтсмен из Литвы не сгустил краски, я ему верю. Некоторым моим землякам достаточно было однажды показать свое «лицо» на регате в Варнемюнде, чтобы им отказали в приглашениях на гонки очередного сезона. Приходилось испытывать стыд за одноклубников и в других местах, когда тишину ночных стоянок яхт из многих стран мира буквально разрывали пьяные «попурри» на темы степных ямщицких песен и лихой степ цыганочки на гулких пластмассовых палубах с выходом под рыдающий баян. Как и многие другие ценные качества, культура и такт с детства привиты не всем нам. А жаль! География отечественного яхтинга стремительно расширяется. И именно поэтому не пристало тиражировать примеры серости и дикости на чужих берегах.
В наиболее серьезных письмах говорится о том, что нельзя дифференцировать требования программ при дипломировании капитанов спортивных клубов и капитанов-судовладельцев. На мой взгляд, не правы те, кто подобно военнослужащему В. Буркину предлагает дать полную свободу в любительском яхтинге судовладельцам. Не ограничивать для них район плавания — это одно. А свобода от серьезной подготовки по части теории и практики — совсем другое. В. Буркин присоединяется к тем, кто ссылается на Д. Слокама, которому отсутствие крейсерской книжки «не помешало совершить свое плавание». Возможно, он забыл, что Слокам был профессиональным капитаном парусного торгового флота и имел за плечами такую школу, которая никому из нас даже не снилась. Книгу капитана «Спрея» полезно перечитать строптивым начинающим яхтсменам. В ней немало ценного, а добрый юмор Джошуа — прекрасное лекарство от заблуждений.
В письме П. Суходеева из Псковской области поддерживается мысль о создании центров подготовки ЯКДП, которые включали бы в себя отделения заочного обучения. Хорошо бы внедрить предложенное в практику без промедлений. Идея эта давно вынашивается энтузиастами яхтинга. Многого для ее осуществления не требуется. Достаточно иметь базу для печатания копий учебных программ, организовать за небольшую оплату взаимодействие с желающими получить подготовку по полной схеме обучения ЯКДП. Такие центры, уверен, могли бы открыться там, где наиболее активно действуют яхт-клубы приморских городов и накоплен опыт учебной работы. Труд преподавателей и экзаменаторов тоже должен оплачиваться соискателями дипломов.
Б. С. Немиров, авторы многих писем предлагают ввести в стране дипломы ЯКДП единого образца^ Присоединяюсь к их голосам. Едва ли целесообразно делать в дипломе вкладыш с переводом содержания его текста на несколько иностранных языков. Можно дать перевод только по-английски подстрочно, даже если это повлечет за собой некоторое увеличение формата документа. Печатать дипломы следует на хорошей полиграфической базе и на добротной бумаге.
За основу содержания диплома предлагаю взять ленинградский образец, исключив из него запись о речном районе плавания. Коль все не ограничено, то и речной район не следует сводить к внутренним водным путям СССР. Иначе ЯКДП формально лишается права на проход внутренними водами зарубежных стран, где в некоторые порты иначе на яхте не попадешь.
Возможно, довод этот подкрепит пример англичан, этика и похвальный консерватизм которых проявляются прежде всего в уважении к владельцу документа, а не к тому, кто проверяет документ с позиций инспектора. Обратите внимание на то, где держит экзамен английский ЯКДП.
Итак, читаем: «Настоящим подтверждается, что Вы выдержали экзамен по стандартам Министерства Торговли и Промышленности (Морской Департамент) и подтвердили как яхтенный капитан (Открытого моря) должную квалификацию, Королевская Яхтенная Ассоциация признает Ваши полномочия настоящим Сертификатом».
Может и нам отказаться от тарабарщины в содержании диплома ЯКДП? Язык наш богат емкими формулировками.
Здесь, как просят некоторые авторы писем, можно было бы продолжить рассказ о зарубежном опыте подготовки и дипломирования яхтсменов. Знакомство с ним позволило бы снять некоторые надуманные высказывания насчет того, что требовательность к ЯКДП —наше доморощенное изобретение. Но это тема специального материала. А в этом разговоре с читателями, в письмах которых много подтверждений тому, что парус является для них смыслом жизни, хочется обратиться к Джозефу Конраду. Это поможет каждому из нас взглянуть на себя со стороны, коль скоро мы называемся яхтенными капитанами или мечтаем ими стать.
Яхтсменов Конрад впрямую не относил к наследникам искусства парусного мореплавания ушедших времен. Но он не отрицал, что парусный спорт, управление яхтой тоже истинное искусство. Поэтому конрадовские оценки парусных капитанов без всякой натяжки можно применить к оценкам капитанов спортивных яхт.
Перечисляя достоинства и недостатки капитанов своего времени, Конрад некоторых из них относил к разряду излишне осторожных, однако, не порицал их за это. Он говорил: «То были скромные люди, сознававшие свою ограниченность. Их учителя не вложили священный огонь в их холодные и умелые руки, завещая хранить его».
Знавал он и таких, кто «изображал из себя важную персону — и только», и тех, кого относил к ряду «великих импрессионистов, внушающих страх перед Богом и перед Необъятным, страх потонуть в обстановке, полной грозного величия». Ясно, что автор «Зеркала морей» таким не симпатизировал.
Покоряли его сердце лишь те, кто «сочетал бешеную быстроту соображения с уверенностью действий, а объяснялось это тем, что они правильно оценивали имевшиеся в их распоряжении средства и возможные последствия: это и есть величайшее достоинство человека действия».
Лучшим яхтенным капитанам свойственны многие замечательные качества, и потому мы часто называем их капитанами от Бога.
По конрадовской «табели о рангах» довольно просто определить, чего стоит тот или иной состоявшийся капитан, если судить не предвзято, не субъективно. А для оценки достоинств соискателей дипломов вполне применима сложившаяся у нас система присвоения квалификации. Пусть не во всем совершенная, она тем не менее является не самой худшей в мире. Пока любитель проходит путь от рулевого 11 класса к рулевому I класса и далее к капитанскому диплому, он часто сам определяет свое место и роль в яхтенной жизни. Для многих лучшим советчиком становится море. И если после «диалогов» с ним человек предпочитает ходить не на яхте, а по бонам, его не стоит в этом упрекать.
Не знаю, как в других местах, а в Ленинграде система подготовки капитанов такова, что ранее чем через восемь лет новичку трудно стать обладателем диплома. К тому же, освоив общую программу подготовки, яхтсмен получает не диплом ЯКДП, а документ, ограничивающий для него морской район плавания территориальными водами СССР. Что сказать по этому поводу? Если вспомнить, что за наши короткие навигации мы в общей сложности проводим всего около двух месяцев на яхте в год, то срок в 8—10 лет не покажется искусственно затянутым. Получается, что временем на практику мы не богаты. Да и по-настоящему дальние плавания пока удается осуществлять далеко не любому яхтсмену, так что вряд ли ему можно сразу вручать диплом ЯКДП.
Вырабатывая единую форму диплома, необходимо прежде всего откорректировать, осовременить учебные программы, определить форму учета плавательного ценза. Можно одновременно, хотя бы в порядке эксперимента, разрешить желающим ускорить цикл квалифицирования, вдвое сократив интервалы времени между получением квалификационных свидетельств. Если человек активно нарабатывал ценз, почему бы ему не разрешить не через два года, а через год сдать экзамен на рулевого или яхтенного капитана? Но это только предложение для дискуссии, судьбу которого должна решить общественность в согласии с коллективным мнением многоопытных и принципиальных председателей квалификационных комиссий.
Диплом яхтенного капитана можно выдавать без сдачи экзамена по астрономии и по некоторым другим дисциплинам, необходимым ЯКДП. Такой диплом должен давать право на управление яхтой, совершающей плавания в пределах одного моря (Балтийского, Черного и др.).
Программа для ЯКДП должна быть полновесной, чтобы не ставить яхтсмена в положение недоучки перед высокими требованиями, диктуемыми разнообразными и сложными условиями дальнего заграничного плавания. И несерьезно спорить о том, необходимо ли в таком плавании знание английского морского жаргона, владение приемами астронавигации, умение ходить в приливо-отливных зонах, знать Международное морское право, таможенные правила, технику радиосвязи. Все это очень и очень важно.
По мнению многих уважаемых ветеранов паруса, ЯКДП — это не просто капитан с «ллойдовским» дипломом. Это мастер со здоровой психикой и зрелой психологией, являющийся носителем лучших морских и спортивных традиций. Его жизненный настрой и состояние души полностью отвергают браваду, неуважительное отношение к морю. Формируются такие характеры отнюдь не возле клубных каминов, а в дальних и трудных плаваниях, в сложных крейсерских гонках, что требует высокой отдачи и дает выход темпераменту преданных морю и парусу без фальши и самообольщения.