Швейцарская фирма «Ролла СП Пропеллерс», специализирующаяся на расчетах и изготовлении гребных винтов для быстроходных катеров, в прошлом году начала выпуск восьмилопастных суперкавитирующих винтов, предназначенных исключительно для работы в частично погруженном режиме.
Как показали результаты испытаний, такие винты обеспечивают катеру более высокую скорость, лучшую приемистость, маневренность, работают с меньшими вибрациями и шумностью, чем аналогичные винты с 3—5 лопастями. Новые винты, получившие обозначение REX 38/39, могут использоваться с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью до 1500 л. с. с приводами типа Арнесона, Леви и т. п., когда на ходу в вод оказывается погруженным менее половины диаметра винта.
Лопасти имеют сложный выпукло-вогнутый профиль с уменьшенной толщиной сечения и радиально-переменный шаг; они расположены с небольшим наклоном от вертикали назад. Винты изготовляются методом точного литья из прочных нержавеющих сталей марок 17-4 PH или ERO, что позволило обеспечить достаточную прочность лопастей при относительно тонком профиле.
Фирма предлагает 8-лопастные винты диаметром от 470 до 540 мм и шагом от 737 до 787 мм (H/D=1,36÷1,68), так что несложно подобрать движитель с необходимыми параметрами для любого катера.
Заметим, что «Ролла» начала свою деятельность в 1963 г. с производства двухлопастных винтов для американских гоночных глиссеров неограниченного класса. Ее клиентами были знаменитые спортсмены Анджело Молинари, Томи Сопвич (с полупогруженными винтами «Ролла» он выиграл в 1967 г. океанскую гонку Каус — Торки), Фаббио Баззи и Тулио Аббат, неоднократно обновлявшие мировые рекорды скорости на дизельных глиссерах. Том Джентри — рекордсмен мира и обладатель «Голубой ленты Атлантики».
В настоящее время «Ролла» обладает богатейшим пакетом результатов гидродинамических исследований частично-погруженных винтов, самым современным оборудованием и технологией их изготовления.