Этот снимок можно было видеть на страницах многих ведущих газет и журналов мира. Броские подписи именовали изображенное судно «Сенсацией из XXI века», «Первым шагом революции в судостроении» и т. д. и т. п. И специалисты не опровергали эти рекламные формулировки, хотя прекрасно понимали, что пока перед ними лишь рисунок авторов проекта, к тому же — не лишенный элементов фантазии: уже было известно, что скорость «сверхобтекаемого глиссирующего» судна на самом деле не будет превышать... 8 узлов!
И тем не менее испытания его ожидаются с огромным интересом, ибо это первое полноразмерное (150-тонное 10-местное длиной 11,7 м) судно с магнитогидродинамическим пропульсивным комплексом. О том, что такое МГД ПК, подробно рассказывалось в статье А. Ачкинадзе «МГД и другие» в «КиЯ» №137 за 1989 г. Там же, кстати сказать, говорилось и об утверждении проекта судна, о котором идет речь.
Проект создан японскими инженерами фирмы «MTU» концерна «Мицубиси», разрабатывавшими двигатели мощностью до 2240 кВт специально для опытных судов.
Для создания мощного магнитного поля японские специалисты используют электромагнитную систему со сверхпроводящей обмоткой. Для перехода в область сверхпроводимости когда сопротивление проводника близко к нулю, было необходимо создать сверхнизкую температуру. Известно, что при использовании ниобий-титановых сплавов требуется охлаждение проводника жидким гелием до температуры —273 С. При использовании новейших сплавов появилась возможность несколько повысить температуру (до —200 С).
Для создания столь низких температур потребовался особо мощный холодильный агрегат. Для его работы, а также, естественно, для питания обмотки электромагнита установлен генератор. Для увеличения проводимости воды в нее водятся присадки (например, легко ионизируемые щелочные металлы).
В целом практическое применение магнитогидродинамического движителя оказалось возможным лишь при очень больших затратах энергии. Потребовалась энергетическая установка, мощность которой намного выше той. которая необходима для движения того же судна с той же 8-узловой скоростью при использовании традиционных гребных винтов (по расчету это 739 кВт).
На сегодня МГД ПК не может быть экономически оправданным вариантом движителя, однако проводимая в Японии работа представляет исключительный интерес как действительно революционный шаг.