Месть благородного дона Альвара, или История одного из «летучих голландцев»
Произошла эта история сто с небольшим лет назад. Молодые люди из лучших семей Лиссабона усиленно ухаживали за несравненной Мануэлитой де Пелфор. Красавица выбирала, не торопясь, и наконец выбрала Диэго Сантасу — капитана парусника «Сан-Кристобаль».
Медовый месяц молодожены решили совместить с очередным рейсом судна в Южную Америку. Неожиданно одни из отвергнутых претендентов на руку Мануэлиты благородный дон П. Альвар попросил взять и его в это плавание. Капитан Сантаса предложил ему должность помощника кока, резонно рассчитывая, что от такого трудоустройства тот с негодованием откажется. Однако Альвар согласился.
Через несколько дней после выхода в море капитан рассудил, что пора устроить праздничный ужин. Кок с особым усердием колдовал у котлов, а его новоиспеченный (и, заметим, никчемный) помощник аккуратно примешивал к приготовленным кушаньям мышьяк. К этому моменту Альвар изменил свой первоначальный план отравить только молодую пару, рассудив, что, если останутся свидетели, неизбежное следствие без труда выявит виновного. И решил — явно сгоряча — отравить всех, благо мышьяка прихватил столько, что хватило бы на два полка кавалерии.
С наступлением вечера накрыли стол, «сан-кристобальцы» собрались всем коллективом. И вот, едва участники застолья успели похвалить искусство кока, были провозглашены первые тосты, многие почувствовали озноб, хотя вечер был теплый, начались страшные конвульсии. Мстительный дон Альвар мог торжествовать: его счастливый соперник умер одним из первых. Последними, тут же за праздничным столом, скончались, прижимая к груди молитвенники, две пожилые монахини...
Приближалось утре. Уже не слышались стоны, чадили керосиновые фонари — некому было подровнять фитили. Альвар всматривался в окаменевшее лицо Мануэлиты, но уже не испытывал радости. Пьянящий миг торжества сменился горьким похмельем раскаяния. (А может, было все и иначе: мститель, отрезвев, сообразил, что в одиночку ему с парусником не справиться.) Как бы то ни было, он дрожащей рукой самокритично описал происшедшее на нескольких листках бумаги, вложил их между страницами судового журнала и, судя по написанному, покончил с собой — бросился в море.
В 1878 г. вахтенный парусника «Уотсон» заметил беспомощно дрейфующий с изорванными парусами «Сан-Кристобаль». Послали шлюпку. Возвратившись, матросы доложили, что на его борту — одни трупы. Просматривая доставленный судовой журнал, капитан «Уотсона» и наткнулся на горькое признание дона Альвара...
Где учиться хорошим манерам
Однажды Принц Уэльский посетил один из кораблей. Беседуя с встретившим его командиром корабля, принц оставался в шляпе, между тем как тот, естественно, стоял перед ним с непокрытой головой.
Заметив это, рулевой шепотом заметил, что, по его мнению, гость — невежа, на что стоявший рядом товарищ откликнулся так: «И немудрено, где ж ему было поучиться учтивости — он на флоте не служил!»
И становились памятниками
На сегодняшний день в 17 странах насчитывается 230 больших и малых судов-памятников.
Первым, пришедшим к нам через века почти в неприкосновенности, стал ботик Петра I — «дедушка русского флота». Вторым в России кораблем-памятником можно было считать галеру «Тверь», построенную специально для водного путешествия Екатерины II из Твери до Симбирска летом 1768 года. Галера согласно монаршему повелению, «не переменяя того вида», какой она имела, хранилась на открытом воздухе в Казанском адмиралтействе более ста лет. В 1888 году ее поместили в эллинг. С 1918 года галера, пережившая многих хозяев, перешла в ведение Наркомпроса, который в 1925 году снова открыл к ней доступ.
По свидетельству очевидца, за свое полуторастолетиее существование «галера мало рассохлась и дала незначительное число трещин будучи не смолена и не пробита паклей». Погибла галера два десятилетия назад по небрежности хранителей.
Экзамен на выживание
«Кадры решают всех, — для японских корпораций это не лозунг, а одно из неотъемлемых условий процветания предприятия.
Руководители компании «Тоа токусю деки» решили молодых специалистов, поступивших на работу после окончания высшего учебного заведения, посылать не в учебные аудитории, где обычно им читают лекции о специализации производства, не в цеха а... на необитаемый остров Мацу во Внутреннем Японском море. Они считают, что в таких условиях можно в предельно малый срок составить полное представление о новичках, определить их склонности, достоинства и недостатки.
На Мацу нет электричества, телефона и водопровода. Отправляясь на остров, молодой специалист имеет право взять с собой (на выбор) пятнадцать предметов и пять коробок спичек. До острова все добираются на надувных лодках-двойках.
Важно понять, как поведут себя будущие служащие в ситуации, близкой к экстремальной, сумеют ли они преодолеть стресс, найдут ли выход из безнадежного положения, удастся ли нм совместить личные запросы с интересами коллектива. Причем в ходе эксперимента выяснится умение подбирать партнеров и способность выполнять задания.
По мнению руководителей компании, эксперимент удался.
Чудеса, да и только
В дореволюционной российской школе на уроках закона божьего давалось следующее определение чуда: «Чудо есть всякое проявление всемогущества божия. уму человеческому непостижимое».
Академик А. Н. Крылов рассказывал, что однажды за этим определением последовало следующее пояснение: «Например, аэростат, локомотив...»
О начальстве не рассуждать!
Морским уставом 1914 года (раздел 4. гл. 12) в обязанности старшего офицера вменялось: «Наблюдать за сохранением в кают-компании порядка и приличия, не допускать вовсе споров о религии и суждений о начальстве, отвращать личные неудовольствия между офицерами или же оканчивать оные миролюбиво».
Отель на якоре
Рядом со знаменитыми австралийскими коралловыми рифами бросил якорь необычный семиэтажный отель. Это совершенно новый тип плавучей гостиницы на 200 мест. Благодаря тому, что при ее строительстве предусмотрели автономную очистку сточных вод, она не будет нарушать экологического равновесия. Если выяснится, что отель нерентабелен на данном месте, его легко можно отбуксировать даже в район вечных льдов Антарктики. К услугам гостей открыта подводная дискотека с видом на сказочный мир глубин.
Капитанша поневоле
В 1892 г. венгерский граф Рудольф Фестетич женился на девице Гаггуй—дочери американского миллионера. Молодые супруги решили выстроить себе комфортабельный пароход и совершить на нем неторопливое кругосветное путешествие, самостоятельно управляя своим судном. Возникло, однако, непреодолимое препятствие. Фестетич как иностранец не имел права управлять американским кораблем.
И пришлось его молодой жене брать уроки мореходного искусства и сдавать экзамены.
Кто виноват больше?
Во время датско-шведской войны 1675—1679 гг. при совершенно спокойной погоде раз бился на камнях в шхерах шведский линейный корабль. Командир корабля был предан суду, но неожиданно для всех его оправдали. По мнению судей, он «не мог действовать лучше, чем его учили», а учили его, как выяснилось, мало: до войны моряки знали его как торговца вином в Стокгольме.
Заслуживает внимания приговор, гласивший, что стоимость ущерба должен возместить не подсудимый, а тот, кто назначил его на должность, не соответствующую подготовке.