До чего же все-таки крошечной оказывается порой наша планета.
Казалось бы, целых 17 часов лета на самом современном лайнере отделяют Ленинград от далекого города Хошимина. Казалось бы, нет абсолютно никакой связи между редакцией и вьетнамской фирмой «Samaser», специализирующейся на спасательных работах и обслуживании крупнотоннажных океанских судов. И тем не менее директор фирмы До Тхай Бинь (в переводе на русский — Тихий океан) оказался нашим старым знакомым. Уже 15 лет он читает «Катера и яхты», сохраняя все номера. Из-за него взялся за самостоятельное изучение русского языка. Благодаря ему, как утверждает, повысил квалификацию кораблестроителя-корпусника. И именно от этого человека в год 25-летия «КиЯ» пришло в редакцию удивительно теплое письмо из Хошимина.
А теперь прямо, что называется с порога, заявил: «Я не сравню ваш журнал ни с одним другим. Брат присылает мне из США несколько изданий, но они не имеют ни малейшего практического значения для судолюбителей. У «Катеров и яхт» очень высокий профессиональный уровень, вы проводите своего рода читательский судостроительный всеобуч...»
Приехал Бинь в редакцию, конечно же, не для выражения благодарностей. Как делового человека привели его к нам соображения... бизнеса. Да, да, — бизнеса. Не случайно, видать, он делал акцент на «профессиональном уровне». А предложение последовало сверхнеожиданное — создать в Хошимине совместное предприятие по производству маломерных судов для населения. Это должны быть простые и дешевые лодки, катера, яхточки, парусные доски.
До Тхай Бинь говорит, что приобретение судов для отдыха и туризма в капстранах разорительно, недоступно для подавляющего большинства жителей. И задумав взяться за развитие малого отечественного судостроения, он ориентируется на курс обеспечения массовости водного туризма и спорта, на строительство таких лодок, которые окажутся по карману многим тысячам вьетнамцев.
Кстати, для его страны это проблема животрепещущая. Располагая великолепными климатическими условиями, экзотической природой и отличными акваториями, Вьетнам, по существу, вообще не развивал индустрию отдыха на воде.
Сама по себе идея совместного предприятия увлекательна. Тем более, что Бинь уже сейчас связывает ее с далекими перспективами: открытием яхт-клубов, стоянок, строительством крупного спортивно-туристского комплекса на воде, расширением контактов с советскими спортсменами и судостроителями-любителями. Но как может подключиться к такой сложной работе редакция «КиЯ», особенно на начальной стадии создания производственной базы малого судостроения? Компаньоном могло стать только промышленное предприятие. К тому же, вьетнамский бизнесмен не знал, что основные трудности в отношениях с нами возникнут на почве юридической несостоятельности редакции: журнал, увы, не является самостоятельным юридическим лицом, не имеет своей гербовой печати и счета в банке.
Предварительный договор с фирмой «Самасер» о создании совместного предприятия малого судостроения был заключен: предложение вьетнамской стороны с большим интересом встретили на ЛЭЗСС. При организации производства часть продукции предполагается реализовывать в СССР.
Однако между фирмой и редакцией «КиЯ» связь также не прекратится. Был составлен и подписан «Протокол о намерениях». Мы пошли на этот шаг в надежде на то, что намечавшееся принятие Верховным Советом Закона о печати в СССР развяжет, наконец, руки всем редакциям и предоставит ту самостоятельность, которая даст им возможность на равных с прочими организациями проявлять деловую инициативу и предприимчивость.
Какие же обязательства предусмотрены «Протоколом»? Редакция журнала согласилась, скажем, взять на себя посреднические функции между «Сама-сером» и советскими предприятиями, специалистами малого судостроения, судолюбителями и спортсменами, предоставлять лучшие из опубликованных проектов любительских маломерных судов для их освоения, организовывать научно-техническую и спортивно-методическую консультацию, предоставлять возможность для рекламы фирмы, оказывать содействие в подготовке материалов научно-популярного и технического характера для вьетнамской печати и т. д.
До Тхай Бинь выразил готовность провести следующую рабочую встречу в г. Хошимине. Я уверен, — сказал он, — что на реке Сайгон появятся суда, построенные по проектам «Катеров и яхт».