На 20 тысячах рек и 10 тысячах озер нашей республики — Белоруссии — зарегистрировано сейчас 50 тысяч маломерных судов. По нашим расчетам, это 75% всего любительского флота: не учтены лодки, находящиеся в сельской местности, где нет организованных стоянок. А силы ГИМС невелики. У нас всего 6 областных инспекций, включающих 28 участков. На каждом участке в основном по одному инспектору.
Все это, естественно, затрудняет работу Государственной инспекции по маломерным судам и заставляет нас искать такие формы работы, которые давали бы возможность расширить географию деятельности инспекции, дойти до каждого судоводителя-любителя.
Что же предпринимается нами?
В навигационный период мы широко прибегаем к помощи сезонных работников и 300 общественных инспекторов. На участках ГИМС Брестской области, например, созданы специализированные добровольные народные дружины из судоводителей-любителей. По утвержденным исполкомами местных Советов графикам они вы ходят на патрулирование и в рейды, используя при этом плавсредства промышленных предприятии и различных организаций.
Для укрепления правопорядка совместно с органами МВД, «Белрыбвода» и другими организациями проводятся республиканские и областные рейды в дни массового выхода маломерного флота на воду.
Приобретен и некоторый опыт по улучшению организации регистрации судов и технического надзора. Так, некоторыми исполкомами районных и сельских Советов Минской области строго учитываются сведения о наличии у населения маломерных судов при проведении ежегодной переписи построек и другого имущества сельских граждан. Эта информация поступает затем на участки инспекции, значительно помогая улучшить регистрационную и профилактическую работу, проводимую госинспекторами. Такую практику решено ввести на всех участках ГИМС.
Одной из основных задач профилактической работы с судоводителями является, конечно, сокращение числа аварийных случаев с маломерными судами. Теперь перед открытием навигации госинспекторами обязательно проводятся беседы с судоводителями непосредственно на предприятиях к в организациях. Госинспектор Столинского участка ГИМС Брестской области М. И. Шоломицкий, например, систематически выступает перед колхозниками, госинспектор Петриковского участка ГИМС Гомельской области А. С. Бондаренко — перед учащимися СПТУ и общеобразовательных школ. В печати и по радио регулярно дается информация о фактах нарушений правил плавания маломерных судов и их последствиях.
Однако аварийность среди маломерных судов еще велика. В минувшем сезоне в связи с их авариями на воде погибло 117 человек, большинство — на незарегистрированных судах. Так что ответ на вопрос, нужно ли нам и дальше совершенствовать свою деятельность, однозначный: обязательно!
Прошло почти четыре года со времени образования в Белоруссии инспекции. Практика показала, убедила нас в том, что на воде должен быть только один контролирующий орган — Государственная инспекция по маломерным судам. Ведь что получается. В настоящее время наш госинспектор не может привлечь к ответственности нарушителей с плавсредств, принадлежащих ряду ведомств — Госкомгкдромету, Министерству рыбного хозяйства и т. д.