Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Интересные факты
  • 1987 год
  • Комментарии к статье «сарынь на кичку!»
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
«Сарынь на кичку!» — клич, которого боялись все
Идеи и комментарии: ветроход, катамаран, пластинчатый движитель, шверт...
Отклики владельцев «Вихрей» к статье о создателях мотора
Поправки к статье «Стартовая процедура»
Письмо Григория Петровича Казакова о статье «Катера на Шпрее»
Мотор «Вихрь» должен стать лучше
Как стать законным судовладельцем?
Как стать дилером в водно-моторной тематике
По поводу статьи «О значении обмерных формул»
Официальные ответы на ранее опубликованные статьи
Отклики на статью «Об ограничении мощности моторов»
Отклики на статью «Что такое рыболовная лодка?»
Отклик на статью «ГИМС: пора сверять ориентиры»
По следам статьи о туизке «Ерш»


Комментарии к статье «сарынь на кичку!»

Год: 1987. Номер журнала «Катера и Яхты»: 127
          0


В №121 «Катеров и яхт» была опубликована заметка «Клич, которого боялись все». В ней говорилось о забытой страничке из истории российского судоходства, когда на главных реках страны процветал разбойничий промысел. Автор, исследуя архивы «Главного департамента водяных коммуникаций» (ЦГИА), нашел документы, своеобразно толковавшие разбойничий клич «сарынь на кичку!». Они опровергали толкование самого Владимира Даля, который «сарынью» называет толпу. Архивные материалы говорили о том, что «сарынь» — это парус, а «кичка» — перекладина на корме судна. И клич, вроде бы, надо было понимать, как команду: сбросить парус на перекладину...

На эту заметку откликнулся потомственный волжанин В. Г. Кузнецов. В его аргументации клич «сарынь на кичку» переводится совершенно иначе. К тому же, наш читатель предлагает свой интересный материал по истории волжского судоходства времен, отодвинувшихся от нас на два столетия.

Слов нет, словарь Даля популярен, но нельзя же ссылаться на него при описании местных явлений или местного словообразования. Он не может осветить частностей, например, бытовавших в волжском бассейне названий. И словосочетание «сарынь на кичку» имеет особый смысл, а не просто — «сбросить парус»...

Если судно по Волге шло на веслах (были такие расшивы) или его бечевой тянули лошади и бурлаки? Здесь команда «спустить парус» была бы нелепа.

Вся «магическая» сила слов «сарынь на кичку» заключалась в том, что издавна значение слова «сарынь» на Волге переводилось как «ложись». Кичкой же на старинных судах-расшивах, а позднее на всех других беспалубных судах — коломенках, мокшанах, кладнушках — называлась запалубленная носовая часть, выступающая за борта. Она имела форму прямоугольника. Эти площадки («кички») служили для работы с якорями и бечевой.

Информация об изображенииНазвания частей корпуса небольших беспалубных судов, плавающих по Волге
Названия частей корпуса небольших беспалубных судов, плавающих по Волге
 
На старинных судах строились двускатные невысокие крыши — шакши. Крыша от борта до борта, под ней жили рабочие и бурлаки, которых набиралось на судне от 80 до 150 человек. Бурлаков полагалось по тогдашним нормам 3—6 человек на каждую тысячу пудов груза. В зависимости от «ходкости» судна и срочности груза грузоподъемность расшив была от 15 до 25 тысяч пудов.

Упоминание о реке Керженец как о «разбойничьем царстве» не слишком убедительно. Находясь в 84 километрах от Нижнего Новгорода, в непосредственной близости от крупного военного гарнизона, вольготно вести себя разбойникам было трудно. Пострашнее Керженца были другие места на Волге. Разбойной считалась река Сура (180 километров от Нижнего) и река Ветлуга, удаленная от гарнизона уже на 217 километров. Там на лесных берегах скрывались беглые крестьяне, многие из которых пополняли разбойничьи ряды. В устье реки Камышинки стоял город Камышинск, его построили как крепость от набегов донских казаков. В этом месте река И ловля (приток Дона) близко подходит к Камышинке, впадающей в Волгу, и «воровские козаки» быстро переволакивали свои легкие струги между Иловлей и Камышинкой, там спускались на Волгу и чинили разбой.


Но самым «разбойным» и самым опасным на Волге местом считалось в Самарской луке устье реки Усы. Если идти снизу по Волге, то у села Переволоки, примерно в 80 километрах не доходя Самары (Куйбышев), близко к Волге подходит река Уса, текущая в обратном направлении течению Волги и прорезающая поперек Самарскую луку. Здесь «волжская вольница», завидев караван или отдельное купеческое судно, перетаскивала волоком свои лодки в Усу и по течению быстро сплавлялась до ее впадения в Волгу. Недалеко от города Ставрополя и поджидали купцов, которые поднимались против течения, а затем уже с кличем «сарынь на кичку» бросались на судно и грабили его. Ни бурлаков, ни других судорабочих не трогали — у них и взять-то было нечего. Когда судно шло бечевой, то бурлаки, находившиеся на берегу, подводили судно к берегу, сами ложились на бечевник (по тогдашней терминологии — «сакма») и спокойно ждали конца операции.

Разбойники брали дань с судна водкой, маслом, хлебом, деньгами. К концу восемнадцатого века речной разбой настолько «расцвел», что потребовалось вмешательство войск. В 1794 г. Павел Первый издает указ о постройке военных гребных судов, через три года «гардкоты» (так их назвали) спускают на воду. До 1824 г. не могли на Волге искоренить разбой. Но все же искоренили. С тех пор клич «сарынь на кичку» перестал пугать путешественников и потихоньку стал забываться.

В. Кузнецов, г. Бор Горьковской обл.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Оценка действия волны на размывание берега от моторок
Туристский маршрут для байдарочников по реке Пинеге
Пословицы и поговорки от яхтсмена А. А. Аристова
Анализ заочной читательской конференции
Сообщения: адмирал, почта, шутники, везунчик, долгожитель, слова...
Всесоюзный рейд-смотр «Прогулочная лодка: время строгого спроса»
Юбилей федерации парусного спорта
Спортивно-оздоровительный лагерь «Юность» на озере Банном
Упрощенные правила обмера крейсерских яхт
Всесоюзный семинар судей по парусному спорту в 1986 года
Электрокатер типа «Фролик» уходит в рейс
III Всесоюзный симпозиум «Транспарус-86»
Отрицательное воздействие лодочных моторов на флору и фауну
Требования к новичкам и порядок аттестации судоводителей
Сообщения: кровь, конь, банки, карантин, шампанское, правила...

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Комментарии к статье «сарынь на кичку!»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Всесоюзный рейд-смотр «Надувные лодки: спрос и предложение»
Рейд госинспекторов на водоемы Белоруссии
Официальные ответы на ранее опубликованные статьи
Группы здоровья Азербайджанской ССР
Геннадий Васильевич Коломенский — Капитан барка «Крузенштерн»
X конкурс на лучшие разборные парусные туристские суда 1987 года
Надувной двухместный катамаран-гидропед
Всесоюзный рейд-смотр «Развитие промышленности парусного спорта»
Куда стремится лодочный мотор?
Крылатые гидроциклы с педальным приводом
Хроника возрождения парусов на современных судах
Изображения цифр и букв для бортового номера ГОСТ 2930—62
Юбилей ленинградского объединения любителей водного туризма «Нева»
Сообщения: аномалия, мина, порядок, швартовка, червь, шутки...
Реалии и надежды малого флота


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 36 + 36 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории