Я охотно поддерживаю позицию журнала по отношению к судоводителям-любителям, которые в подавляющем своем большинстве, конечно же, не являются «браконьерами и губителями природы». Считаю, что ГИМС обязана защищать права водномоторников.
В связи с этим позволю себе высказать некоторые соображения. И не только как начальник ГИМС большого региона, а еще и как человек, любящий воду и полноценный отдых на воде. Для обеспечения такого отдыха, а также надежности плавания и сохранности жизни людей создана была наша инспекция. Надо полагать, что и другие республиканские инспекции призваны служить этой цели. Объединять их усилия дол жен единый координационный центр — ГИМС СССР или другая организация. Пока ее нет, каждая республиканская инспекция обрастает своими нормативными документами, инструкциями, правилами. А в целом рождается полный разнобой.
Такая наша деятельность уже породила десятки документов которыми обязан руководствоваться инспектор. Перечислю те. которые взяты на вооружение в ГИМС УССР: Кодекс УССР об административных правонарушениях; ППВВП (плюс местные правила плавания); Устав В ВТ; Устав службы на судах; дисциплинарный устав; МП ПСС и другие морские законодательные документы (их очень много); правила регистрации, учета и технического надзора за судами и базами; правила аттестации судоводителей; общие правила пользования маломерными судами и базами для их стоянок (плюс местные правила); правила содержания и технического освидетельствования баз (сооружений) для стоянки маломерных судов; документация Регистра... На очереди к вступлению в действие другие новые правила и инструкции.
За ворохом бумаг порой не видно самой работы. И получаются накладки: где-то даже начали продавать номерные знаки на катера. Эта «мелочь», не оговоренная в документах, почему-то вышла из-под нашего контроля. Представляю, как вольготно сейчас иному нарушителю — снял номер и вытворяй что хочешь! Права инспектора должны быть гораздо шире буквы инструкции. С номерами, например, ясно пока одно: они наносятся только краской прямо на корпус судна по обоим бортам.
Правильно журнал ставит вопрос о поднадзорности всех маломерных судов независимо от подчиненности. Только надо бы верхнюю границу поднадзорности увеличить хотя бы до 100 л. с.
Считаю, что очередной осмотр — один раз в четыре года на берегу — вообще нельзя планировать. Это кажется даже противозаконным. Получается, что, кроме ежегодного осмотра, один раз в четыре года надо произвести за дополнительную повышенную оплату еще и очередной. Попробуй госинспектор вызвать судовладельца на такой осмотр, который, как мне представляется, служит только для изымания денег. Недаром эта статья доходов всегда не выполняется.
Хотя и правильно ставится сейчас вопрос о переводе всех служб на хозрасчет, но вот с планированием прибылей много непонятного. На 1989 год нашей бассейновой ГИМС планируется увеличить прибыль с 5,4 до 17,2 тыс. рублей. Откуда ее брать, если 80% лодок вообще не отходят от причалов. Причины разные. Главная — дороговизна бензина и различные запреты.
А взять такое обстоятельство. Сегодня в Донецкой и Запорожской областях вообще не строится причалов. Более того, генеральным планом строительства г. Запорожье, например, предусматривается даже вынос всех существующих стоянок далеко за пределы города. Это 30— 50 км. Естественно, тут легче отказаться от такого удовольствия как лодка. Запрещено, якобы во имя рыбы причаливание гребных судов к 30-километровой полосе по периметру острова Хортица, который находится в центре города. Но каждому грамотному человеку ясно, что не лодочники разогнали птицу и рыбу а ликвидация плавневых акваторий вблизи города, которые уже никакое решение не вернет, так как там стоят многоэтажные здания и заводы. Гибель рыбы происходит еще и по той причине, что несколько раз в сутки резко изменяется уровень воды как в нижнем, так и в верхнем бьефах. Добавим огромные количества неочищенных заводских и сельскохозяйственных стоков, преступное головотяпство колхозов и рыбодобывающих предприятий — и все станет понятно...
Чем больше запретных территорий, тем больше нарушителей: натворил и убежал. Это аксиома. Если бы для отдыха граждан была отведена только средняя часть Хортицы, ГИМС могла бы внести свою лепту в защиту заповедных районов взять ее под свой контроль.
Теперь о поднадзорности надувных и других «малюток . Вода не прощает человеку незнания правил поведения на воде, водоемы — зоны повышенной опасности. Поэтому правила поведения на водоемах должен выполнять каждый, независимо от того на яхте он, на водных лыжах или на лодке. А если он берет к себе еще и пассажира? Считаю, что все двухместные лодки должны регистрироваться и проходить ежегодный технадзор, а лица, управляющие такими плавучими средствами, должны получить хотя бы минимум знаний.
Очень часто «надувнушки» выходят на фарватер, причаливают к буям, сигарам, бакенам, вехам, заплывают в запретные зоны, уходят далеко в Азовское море... Их владельцы знают, что они никому не поднадзорны. Бывает, попутно еще и оскорбят госинспектора. Кстати, инспекторам определена нищенская зарплата — 125 руб (плюс 109 руб в год на форменную одежду). Может ли инспектор — глава семьи долго работать у нас? Нет. Неслучайно некоторые из них начинают искать пути к «всемогущему» рыбинспектору. Трудно так работать.
Мое мнение твердое. Совету Министров СССР стоит подумать о создании ГИМС СССР. Лишь тогда появятся единые правила, инструкции и положения, легче будут решаться вопросы о строительстве причалов реконструкции существующих (облисполкомы на эти «мелочи» не обращают никакого внимания), можно будет решить и многие другие проблемы, которые волнуют сейчас сотни тысяч людей.
В. Вчерашнюк, начальник Днепровско-Азовской бассейновой ГИМС.