Соревнования крейсерско-гоночных яхт проводятся в открытом море, часто в достаточно сложных погодных условиях. Они требуют от яхтсменов полной отдачи сил, воспитывают в них стойкость, выносливость, силу воли, мужество — все лучшие качества, необходимые спортсмену. Морской парусный спорт, к тому же, — коллективный вид спорта. Экипажи крейсерских яхт насчитывают от 4 до 18 человек, объединенных общими целями и задачами. Отношения в таком коллективе основываются на взаимовыручке всех членов экипажа, а экстремальные условия, в которых часто протекают соревнования, позволяют этим качествам проявиться наиболее полно.
В этих условиях первостепенное значение начинают приобретать к судоводительские навыки, знание морской практики, навигации, мореходной астрономии, умение распределить свои силы, способность решать сложные тактические задачи. В экипажи крейсерско-гоночных яхт входят люди разных возрастов, и опыт старших, соединяясь с энергией молодых, позволяет добиваться высоких результатов. Многие яхтсмены привлекают к занятиям парусным спортом своих детей, появляются семейные спортивные династии. Привлечению молодежи в спорт в немалой степени способствует требование Положения о соревнованиях на крейсерских яхтах об обязательном включении юнг в экипажи.
Как это ни странно, но крейсерские гонки у нас до сих пор остаются спортом «второго сорта». Кое-где еще бытует мнение, что они являются чем-то вроде приятной прогулки под парусами. Основное внимание по-прежнему уделяется развитию олимпийских классов яхт, а все заботы по организации и проведению крейсерских гонок легли, по существу, на плечи общественности. Произошло как бы искусственное разделение парусного спорта на крейсерский и олимпийский.
Существуют ли объективные причины для такого разделения? Конечно, нет. Несмотря на имеющиеся внешние различия, суть крейсерского и олимпийского спорта одна. Необоснованность их противопоставления подтверждается уже тем, что многие спортсмены, закончив выступать на олимпийских классах яхт, пересаживаются за румпель крейсерско-гоночных судов и добиваются значительных успехов.
Неоднократно побеждал на всесоюзных соревнованиях мастер спорта международного класса Ростислав Новодережкин, капитан яхты типа «Картер-30», в прошлом — известный гонщик, неоднократный участник чемпионатов мира. Много побед и на счету ленинградского «Норда», капитаном которого является Игорь Липский, пришедший в крейсерский спорт из класса «Звездный». В его экипаж входит и бывший «финнист» Петр Гореликов. Анатолий Коновалов — капитан ленинградской яхты «Ариэль» — прежде очень удачно выступал в классе «Летучий Голландец». Накопленный в гонках на олимпийской дистанции опыт помогает ему регулярно занимать призовые места на «Кубке Балтики». С «Летучих Голландцев» пришли в крейсерский спорт московские яхтсмены Ю. Нифонтов и В. Жилко, из класса «Дракон» — капитан ленинградского «Амура» Б. Хабаров.
Немало подобных примеров можно найти и за рубежом. Самым ярким из них является спортивная жизнь знаменитого датского гонщика Пауля Эльвстрема. В разное время он успешно выступал практически во всех олимпийских классах (совсем недавно, в возрасте 54 лет, освоил класс «Торнадо»). Дважды (в 1972 и 1982 гг.) он завоевал звание чемпиона мира в полутонном классе.
Лоуэлл Норт, в прошлом многократный чемпион в «Звездном» классе, в настоящее время является непременным участником и победителем крупнейших крейсерских соревнований. В 1986 г. он занял первое место на соревнованиях SORC, являющихся неофициальным чемпионатом США по крейсерским гонкам.
Балди Мелджес, двухкратный чемпион мира в «Звездном» классе, олимпийский медалист в классе «Солинг» (1972 г.) и в классе «Летучий Голландец» (1964 г.) выступает в настоящее время на однотоннике «Легенда» типа «Петерсон-40».
Выигрывать морские крейсерские соревнования всем этим спортсменам помогают качества, выработанные годами соревнований и тренировок на яхтах олимпийских классов: умение вести тактическую борьбу, управлять яхтой, специфическое «чувство руля» и «чувство ветра»...
Попробуем теперь ответить на обратный вопрос: что может дать олимпийскому гонщику участие в крейсерских соревнованиях? Пока наш опыт в этом плане очень невелик. Лишь некоторые члены сборной страны по парусному спорту испытали себя в таких соревнованиях. Так, С. Бородинов несколько раз входил в состав экипажа полутонника и в 1986 г. выиграл «Кубок Онеги». По мнению яхтсменов, крейсерские гонки обогащают их новым опытом, позволяющим более уверенно выступать в олимпийских классах яхт.
За рубежом практически все ведущие гонщики-олимпийцы являются членами экипажей крейсерско-гоночных судов. Джон Бертранд (США), олимпийский медалист в классе «Финн», полагает, что ему в совершенствовании мастерства помогает именно участие в качестве вахтенного начальника на крейсерской яхте. В интервью американскому журналу «Ётинг» он заявил: «Раньше я считал, что в крейсерской гонке достаточно взять удачный старт, а в дальнейшем не предпринимать особых действий. Теперь же я убежден, что на протяжении всей гонки идет острая борьба... Мне нравится гоняться и на «Финне», и на 12-метровике, и на 40-футовом крейсере, и на макси-яхте. Все это дает новый опыт».
Его однофамилец, австралиец Джон Бертранд — рулевой яхты «Австралия-II», завоевавшей в 1983 г. «Кубок Америки», также много гоняется на крейсерских яхтах. По его мнению, для победы в соревнованиях исключительно важна психологическая подготовка экипажа, а в крейсерских гонках наилучшим образом воспитываются сплоченность, стойкость, психологическая выносливость, способность переносить неудачи.
Итак, мы видим, что каждый из яхтсменов извлекает из своего участия в крейсерских соревнованиях то, что ему особенно необходимо. Однако, если обобщить их высказывания, можно вывести и некоторые закономерности. В первую очередь, обогащается опыт, приобретаются универсальные навыки управления яхтой, способность быстро принимать решения. Этому способствует работа на яхте в любой ситуации — в ночное время, в шторм... Постоянно находясь в море в течение длительного времени, яхтсмен «сживается» с ней, у него быстрее вырабатывается специфическое «чувство яхты», повышается психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях.
Большое значение имеет приобретение навыка работы с компасом, который затем существенно помогает яхтсменам и в ведении гонки по олимпийскому треугольнику.
И, наконец, участие в крейсерских соревнованиях существенно расширяет технический кругозор яхтсмена. Ведь, в отличие от гоночных монотипов, которые строятся по давно разработанным проектам в рамках достаточно жестких правил, при проектировании крейсерско-гоночных яхт применяются новейшие достижения науки и техники, самое современное оборудование и материалы, широко используются возможности, предоставляемые современной электронно-вычислительной техникой.
До недавнего времени спортивные специалисты относили парусный спорт к сложным видам, а главными качествами яхтсменов называли ловкость, быстроту, координацию движений. Однако последние исследования показали, что основное требование, которому должны отвечать яхтсмены высокой квалификации, это выносливость. А ведь она лучше всего развивается именно в крейсерских гонках, с их большой продолжительностью и работой в экстремальных условиях в любое время суток.
Еще одна проблема, которую поможет решить участие олимпийцев сборной в крейсерских соревнованиях, — это приобщение к массовому спорту и приобретение необходимых навыков, которые они могут приобрести, например, в гонках на Кубок Онежского озера, где в стартовые группы входит до 40—45 яхт. Их предстартовая борьба проходит в очень жестких условиях, особенно если учесть высокие скорости крейсерско-гоночных яхт, их значительные размеры и массу.
Конкретные формы участия ведущих яхтсменов, специализирующихся в олимпийских классах, в соревнованиях крейсерских яхт могут быть самыми различными. Это и укомплектование экипажей небольших яхт, например, минитонников, и формирование из нескольких экипажей яхт олимпийских классов одной команды для выступления на крупных яхтах типа «Цетус» или «Конрад-54». Создание таких команд будет способствовать развитию у спортсменов чувства коллективизма, сплочению сборной, позволит молодежи учиться у более опытных яхтсменов. И, конечно же, участие членов сборной в крупнейших гонках крейсерских яхт позволит поднять уровень самих соревнований.
Первым шагом в этом направлении можно считать организацию Дальневосточной парусной регаты, проводившейся на яхтах типа «Конрад-25». В ней стартовали практически все яхтсмены сборной СССР, включая и ее тренера В. Манкина, многие известные гонщики — многократный призер «Кубка Балтики» А. Коновалов, призер «Кубка Онеги» А. Кондаков, обладатель «Кубка Онеги» М. Петрига. Регата прошла в очень интересной, острой борьбе. Победу в ней одержал заслуженный мастер спорта Валерий Заковоротный — в прошлом многократный призер чемпионата СССР в классе «Финн».
Таким образом, вывод должен быть однозначным. Парусный спорт един, несмотря на все его многообразие. И если мы научимся должным образом согласовывать интересы развития как олимпийских монотипов, так и массовых крейсерско-гоночных классов, мы обогатим весь наш парусный спорт в целом, сумеем поднять его на новую, более высокую ступень.
В. Потапов, заслуженный мастер спорта СССР, Москва; В. Мурников, инспектор Спортсудорегистра СССР.