Кругосветное плавание на корабле викингов
Два года длилось кругосветное путешествие норвежских яхтсменов на «Сага Сиглар» — точной копии парусного корабля викингов, которые плавали в океане более 1000 лет назад. Курс, проложенный шкипером этого беспалубного суденышка Рангаром Турслетом на карте, проходил сначала по известному из истории маршруту отважных скандинавских мореходов, претендующих на роль первооткрывателей Америки — через Шетландские о-ва, Исландию и Гренландию. Между Гренландией и Лабрадорским полуостровом судно попало в свирепый шторм, когда ветер достиг ураганной скорости 33 м/с и волны вздымались на высоту 10—12 м. Шторм трепал открытую лодку в течение 1S часов, но последователи викингов успешно достигли берега американского континента.
В Тихом океане норвежцы посетили Австралию, где викинги определенно никогда не были, затем прошли Индийский океан и через Красное море и Суэц попали в Средиземное море. В июле 1986 г. «Сага Сиглар» вернулась в Норвегию, совершив 35000-мильное плавание. Норвежские мореплаватели внесли в книгу Гиннесса сразу два рекорда — самое длинное путешествие на беспалубном судне и самый старый проект судна, сделавшего виток вокруг земного шара.
На ветрах пяти океанов
В начале 1986 г. французская шоколадная фирма «Пуле» учредила денежный приз в 1 миллион франков тому яхтсмену, кто в одиночку и без остановок обогнет земной шар в кратчайшее время. На этот момент рекордом кругосветного плавания «вокруг пяти мысов» обладал американец Додж Морган, который поставил его в 1985—1986 гг. На 18-метровом тендере «Америкен Промис» 53-летний журналист стартовал на Бермудских о-вах и финишировал здесь же через 150 суток.
Рекорд Моргана продержался всего год. В 1987 году 28-петний французский яхтсмен Филлип Моне на тримаране «Крите Брют де Брют» сократил время одиночного кругосветного плавания под парусами до 129 суток 19 часов. Миллион, правда, он не получил — тримарану пришлось зайти на двое суток в Капштадт в Южной Африке для устранения повреждений, нанесенных штормом.
Во время своего плавания Моне поставил еще два рекорда — лучший суточный переход для яхтсмена-одиночки — 367 морских миль и наибольшее расстояние, пройденное за неделю — 1951 миля.
Алюминиевый тримаран «Крите Брют де Брют» (бывший «Жак Рибурель») имеет длину 23.5 м (по ватерлинии — 20,1 м), наибольшую ширину 13,5 м, осадку 2,43 м, водоизмещение 12 т и площадь парусности 255 м2.
Напомним, что первым яхтсменом, без остановки в одиночку обошедшим вокруг света, был англичанин Робин Нокс-Джонстон, стартовавший вместе с семью соперниками в гонке «Золотой Глобус» 1968—69 гг. (см. «КиЯ» №22). Его 9,6-метровый кеч «Сухаили» преодолел 27000 миль за 313 суток. Нокс-Джонстон был единственным, закончившим гонку на финише в Фалмуте.
В 1971 г. Чей Блит на яхте «Бритиш Стил» совершил виток вокруг планеты за 292 дня, но он шел в направлении с востока на запад, противоположном традиционному для парусников. Более 11000 миль английскому яхтсмену пришлось идти навстречу свирепым ветрам «ревущих сороковых» широт в Индийском океане..
В середине 70-х годов француз Ален Кола обогнул земной шар за 168 суток. Его 20 метровый алюминиевый тримаран «Манурева» был одним из самых быстроходных парусников того времени.
Конструкторы и капитаны современных «спринтеров океана» считают, что в ближайшие годы рекорд одиночного кругосветного плавания будет сокращен до 100 суток. Ведь не так давно «ЮБС Свитзарлэнд» в гонке яхт с полными экипажами обогнул «пять мысов» всего за 117 ходовых дней.
Прибыльное дело
Об охотниках за подводными сокровищами приходится читать довольно часто, однако удачливых среди них не так уж много. К числу последних без сомнения относится английский капитан Майкл Хетчер. Правда, сокровища, добытые им с морского дна, весьма своеобразны. В 1983 г. с затопленной в 1645 г. джонки он поднял более 20 тысяч изделий из старинного китайского фарфора. В 1985 г. капитан Хетчер снова достал со дна Южно- Китайского моря примерно такое же количество фарфора. который находился на голландском судне «Де Гельдермалезен», затонувшем в 1752 г. во время рейса из Кантона в Европу. Кроме посуды с этого корабля удачливый водолаз поднял и 125 золотых слитков редкой конфигурации, причем некоторые из них имеют форму башмака, что символизирует в Китае богатство.
Добавим, что сокровища с голландского судна были проданы на аукционе в Амстердаме за 15 миллионов долларов...
Еще один рекорд побит
В 1905 году Чарли Барр прошел на шхуне «Атлантика» от Сэнди-Хука до мыса Лизард за двенадцать суток, четыре часа и одну минуту. С тех пор никто быстрее не пересекал Атлантику на однокорпусном парусном судне. И вот в 1988 г. парусник «Фокея» (см. «КиЯ» №135) улучшил этот рекорд сразу на четверо суток, пройдя те же 2810 миль за 8 дней и 3,5 часа.
Абсолютные рекорды перехода Атлантики принадлежат: под парусом — катамарану «Джет сервисез-5» (7 суток, 6 часов, 30 минут) и под мотором — скоростному катеру «Вирджин Атлантик Челленджер-II» (3 суток, 8 часов, 31 минута).
«Большая шишка»
Шел 1943 г. Союзные войска готовили высадку в Нормандии. Сотрудники британского Экспериментального центра объединенных операций ломали себе голову над тем, как подступиться к мощным немецким береговым укреплениям. По данным разведки десант на берегу должен был натолкнуться на бетонные стены высотой 3 м и толщиной 2,5 м, составлявшие первую линию гитлеровских укреплений. Специалисты подсчитали: для того, чтобы проделать в такой стене брешь, в которую сможет пройти танк, нужно не менее тонны взрывчатки. Но как ее туда доставить — ведь у побережья полно мин и, кроме того, каждый его сантиметр будет под обстрелом?
И вот полковник ВВС Великобритании Финч-Нойес предложил создать устройство, которое сразу получило название «Большая шишка». Предложение выглядело поистине необычно: между двумя колесами диаметром более 3 м и шириной 30 см размещался барабан, заполненный взрывчаткой. В сборе это сооружение напоминало своеобразную катушку для кабеля. По окружности каждого колеса устанавливались пороховые ракеты, которые и приводили устройство в движение. Предполагалось, что десятки «Больших шишек», спущенные с кораблей, подкатятся по мелководью и береговой полосе к стене: здесь колеса отсоединятся, после чего произойдет взрыв.
Первый экземпляр нового оружия в страшной тайне был изготовлен в Лондоне и потом доставлен в местечко Эпплдор на берегу Бристольского канала. 7 сентября начались испытания. Вместо взрывчатки в барабан насыпали около двух тонн песка, установили для начала 18 ракет и нажали кнопку. С невероятным грохотом «Большая шишка», окутанная пламенем и дымом, скатилась по аппарели амфибии, прокатилась по мелководью и вылезла на песок. Некоторое время машина катилась хоть и медленно, но ровно, но потом отказали две ракеты. Описав круг, она остановилась. Ракет было недостаточно.
Первые испытания оказались неудачными, впрочем, как и все последующие. Основная проблема с «двигателем» — ракеты отрывались, какие бы крепления ни пробовались. В конце концов в 1944 г. работы были прекращены.
Существует, правда, версия, что странные катушки были задуманы как своего рода «обманное» оружие и использовать их намеревались совсем не там, где высаживался десант. Военная уловка и ничего больше. Во всяком случае один из сотрудников Экспериментального центра еще до начала работ над «шишками» сказал: «Мы испытывали устройства и постраннее этих катушек».
Психологическое оружие
Когда в стокгольмском порту проводились работы по подъему шведского военного корабля «Ваза», среди обломков обильно украшавшей его резьбы была найдена необычная скульптура. Изображала она польского шляхтича, в смиренной позе сидящего в крошечной клетушке. В те времена Швеция развязала войну с Речью Посполитой за господство на Балтике, и такая фигура должна была по-видимому способствовать подъему боевого духа воинов королевства Трех Корон.
Шведские историки и археологи определили, что скульптура эта размещалась где-то в носовой части корабля, однако по поводу ее точного местоположения ведутся весьма любопытные споры. По одной версии фигура располагалась непосредственно под катбалкой, которая как бы придавливала заносчивого пана своею тяжестью. Другая, совсем уж необычная версия, такова: фигура располагалась значительно ниже, прямо под отверстиями гальюна...
Пока скульптура не установлена — спор специалистов продолжается. Кроме того, существуют опасения, что если шляхтича прикрепить согласно второй версии, то поляки, которые будут посещать корабль-музей, станут обижаться и, возможно, даже хвататься за сабли. А до открытия музея осталось совсем немного...
Украли... подлодку
Похоже, сегодня можно украсть все что заблагорассудится — было бы желание. Таков логический вывод, который можно сделать, прочитав объявление одной норвежской нефтедобывающей компании. Она назначила премию в 23 тысячи долларов за любые сведения, касающиеся похищенной подводной лодки, которая использовалась для подводного осмотра морских буровых платформ.