В нашей семье передается «по наследству» небольшой значок, некогда подаренный каким-то доброжелателем моему отцу — страстному водномоторнику, известному многим по публикациям в «КиЯ», — Алексею Ефимовичу Шабалину. Мы многие годы не знали, что это за значок, что за странный флаг на нем. И только публикация в журнале раскрыла загадку. Оказывается, Это официальный флаг всех водных видов спорта1.
И вот мы вернулись к истории этого в общем-то неплохого флага, прямо скажем — печальной истории. При всей любви тех же парусников к морской атрибутике ни на одной яхте не видел я такого флага, не поднимают его на базах, не мчатся с ним катера в День флота. И вина здесь тех, кто по долгу службы должен был ввести флаг и требовать несения его в положенных местах и в положенное время.
Я несколько лет разыскивал этот флаг и в конце концов сшил его, купив в магазине «лоскут» подходящий материал» Толкнула меня на этот поступок моя должность и энтузиазм старого читателя «КиЯ». И хорошо, что на лацкане моего пиджака есть старый значок с изображением флага. Это уже аргумент — металл, эмаль» Доказательство, что не сам придумал, а принял к исполнению давно забытое самими учредителями.
Мудрый «Краткий морской словарь для юношества» М» И» и Д. Л. Сулержицких говорит: «На спортивных судах поднимается флаг того общества, которому судно принадлежит», Я предлагаю совместить в необходимых случаях возрожденный ЕВФ с эмблемой спортивного общества (конечно, для частных лиц это не нужно!). По кромке флага предлагаю наносить регистрационный номер судне» Ну, а для важных должностных лиц, руководящих нами, можно ввести и вымпела.
Безусловно, надо четко регламентировать все вопросы, но только не сужать до «судов длиною свыше 7 м». Ребятам-путешественникам тоже хочется украсить плот или лодку атрибутикой флота и не надо лишать их такой возможности. Не один год я наблюдаю, под какими флагами, с какими эмблемами ходят туристы по Селигеру. Чего только не увидишь! Полотенца с петухами и чайниками, обрывки тельняшек, черепа с костями, «аглицкие» слова без всякого смысла! Мне запомнился рассказ телекомментатора Владимира Познера об уважении американцев к своему флагу: ни один захудалый бейсбольный матч не начинается без ритуала подъема флага и гимна» Кто же нам мешает хранить давно выработанные морские традиции?
Пишу с надеждой, что мое письмо послужит затравкой для серьезного разговора.
С. А. Шабалин
Я не согласен с тем, что предлагается единый флаг. Это, на мой взгляд, полная обезличка» В стране существуют самые различные клубы туризма, лодочные кооперативы, станции на базе бытуправлений, базы чисто спортивных обществ и т» д» и т. п. Несение всеми единого флага — я говорю о внутренних водах — ни о чем не будет говорить, а ведь каждый из нас должен высоко нести честь и достоинство именно той организации, которую он представляет.
Я за флаг, но за флаг для каждой организации свой. Необходимо на каждой акватории (или в каждой республике) иметь свой флаг с названиями или символами тех организаций, флот которых на ней базируется. По такому флагу можно будет легко определить и откуда «родом» судно, и кому принадлежит.
Предлагаю в качестве основы для обсуждения свой проект положения:
Положение о флаге
1. Флаг спортивной организации — символ принадлежности базы и судна данной организации, утверждается исполкомом Советов народных депутатов.
2. При стоянке в своей базе флаг не поднимается.
3. При выходе из базы флаг должен быть поднят: на яхтах — согласно положению, а на моторных судах — на флагштоке высотой 700 мм, расположенном на транце по левому борту.
4» При стоянке в базах других организаций флаг поднимается в 8.00 утра и спускается на заходе солнца.
5. Во время движения судна флаг должен нестись на своем штатном месте с 8.00 утра до захода солнца.
6 При встрече с судами в море в знак приветствия флаг приспускается.
При встрече маломерных судов с судами на внутренних водных путях приветствие осуществляется поднятием согнутой в локте левой руки и поворотом головы в сторону приветствия.
В. М. Зубарев, председатель Ворошиловградского лодочного кооператива «Чайка».
Нас, членов яхт-клуба «67-я параллель» (города-порта Игарка), особенно затронул вопрос о флаге. Мы слишком часто видим самое небрежное отношение к флагу как на речных, так и на морских судах, посещающих порт. Ну а водномоторники и яхтсмены — те вообще практически лишены права ходить под каким-либо флагом. Мы давно знаем о существовании ЕВФ, но в продаже его нет, а самое главное — порядок несения не опубликован и, следовательно, никому не известен.
И непонятно, почему, как и прежде, решение о дальнейшей судьбе существующего ЕВФ отдается на откуп одной организации — Госкомспорту. Почему бы не выяснить мнение всех тех, кому носить этот флаг? Стоило бы провести своеобразный опрос общественного мнения, напечатав в «КиЯ» отрезную карточку для ответа и адресовав его авторитетной комиссии для учета всех мнений.
Не видим оснований выдумывать новую «скороспелку». Существующий ЕВФ считаем идеологически выдержанным, решенным в традиционных цветах российского флота (белое с синим). И если какой-то «серый» судоходный инспектор не знает флагов, то что же — это и есть показатель морской культуры.
Вносим предложение дать «добро» ЕВФ. Разрешить ношение единого флага (при выходе из территориальных вод — Государственного) всем судам, независимо от того, частное это судно или общественное. Считаем достаточным для этого основанием советское гражданство— паспорт гражданина СССР.
В Положение о ЕВФ следует внести статью, предусматривающую ответственность за оскорбление флага. За грубые нарушения основ морской культуры предоставить инспектирующим органам право лишать судно-нарушитель флага (на какой-то срок), чтобы всем было понятно, кто идет навстречу. Ведь применяют же в некоторых странах специального цвета автомобильные номера для нарушителей!
А пока Положения о ЕВФ нет, мы считаем так: что не запрещено, то разрешено. Значит, особых разрешений на несение ЕВФ не нужно. В эту навигацию мы выходим под единым флагом и призываем к этому всех яхтсменов и водномоторников страны.
22 подписи яхтсменов г. Игарки.
К сказанному в статье о флагах добавлю, что очень плохо, если флаг твоей страны заметно меньше флага страны посещения, поднятого на краспице. Когда судно побывало в нескольких странах и информирует об этом несколькими флагами, все они тоже должны быть одного или, по крайней мере, близкого размера. В противном случае поднятые один под другим разновеликие государственные флаги выглядят набором, приобретенным по случаю у старьевщика. Такого надо стараться не допускать!
Только любопытство может спасти, когда нет никакой официальной информации о клубных флагах. «Что же это за флаг вы несете?» — обычно спрашивают тех, кто поднимает полотнище с загадочной символикой. То же можно сказать и о вымпелах, хотя на яхтах они теперь, пожалуй, встречаются реже, чем полумифические форменные костюмы на яхтсменах. И все потому, что мы утратили вкус к парадам, праздничному украшению клубов и своих судов, разучились отмечать открытие и закрытие навигации...
Парус заслуживает того, чтобы его белизну в ряде случаев оттеняли не только яркие краски спинакеров. Есть еще и традиционные цвета клубов, есть вымпела, которые следовало бы поднимать по праздникам на стоянке или в парадном ордере, увеличив их до приемлемой величины, — ведь вымпел-флюгарка на топе читается лишь в бинокль.
Вспоминается, как на одном итальянском кече, стоящем в английском порту, держали на топе грот-мачты узкую ленту цветов национального флага.
Этот вымпел был очень длинный и очень легкий. Матрос в парадной форме «регулировал» положение вымпела над водой, подбирая его, когда ветер ослабевал. И легкая лента, удерживаемая им, вилась над доком, над мачтами судов других наций. Будь подобные вымпелы на всех мачтах, они касались бы друг друга, не спутываясь. И это было бы красиво и символично: было бы видно, что в гавани стоит флот международной семьи парусников. А так итальянцы напоминали только о своей родине.
Наверное и мы в украшении и расцвечивании своих судов могли бы быть патриотичнее. Красные вымпела-ленты очень эффектны! Может, попробовать сделать праздники праздничными? Попробовать быть оригинальнее?
В. Гусев
У одного из нас моторная яхта, переоборудованная из «МРБ», а у другого — из старого рабочего катера. Так под чьим же флагом нам ходить? Под самостийным или все же под Государственным, как то предусмотрено Кодексом торгового мореплавания? Кто отнял у нас право поднимать красный флаг?
В. Ледонской, С. Чернявский, г. Волгодонск.
При спортивных тренировках и прогулочных выходах, вроде субботней рыбалки, никакого флага на внутренних водах нести, по моему мнению, не надо. А вот в дальнем спортивном плавании, хотя бы и по внутренним путям, любая моторка должна нести ЕВФ на корме и вымпел своей спорторганизации (либо республики) на носу или на мачте.
Госкомспорту следует довести дело до конца — разработать Положение о ЕВФ, чтобы стало ясно, где, кому и когда его ношение обязательно. А то волей-неволей все плавают «дикарями».
А. Воложенинов, г. Нижний Тагил.
В целом очень нужная статья о морской культуре, этике и традициях, к сожалению, повторяет ошибочное утверждение о том, что суда, являющиеся личной собственностью граждан СССР, не имеют права нести Государственный флаг.
В СССР единственным правовым документом, регулирующим основы мореплавания, является Кодекс торгового мореплавания. Статья 22 КТМ относит к судам, имеющим право плавания под Государственным флагом СССР, и личные суда советских граждан.
Положение о неправомерности плавания личных судов граждан СССР под Государственным флагом родилось где-то в недрах бюрократических подзаконных актов и противоречит КТМ.
Есть подозрение, что автором этой нелепицы является МРФ СССР.
Е. Морозов
Главное управление Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, рассмотрев письмо т. Морозова Е. А., сообщает, что хотя в соответствии со ст 22 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, утвержденного Законом СССР от 13 декабря 1968 г., граждане — владельцы судов — имеют право нести на своих судах Государственный флаг СССР, действующий Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (утв. пост. СМ СССР 15.10.1955 г. № 1801) такого права гражданам, плавающим по внутренним водным путям, не предоставил.
Д. Н. Голубев, начальник ГУ ГИМС РСФСР.
От редакции
Краткую справку ГУ ГИМС РСФСР стоит очевидно несколько дополнить. Противоречия между КТМ и правилами плавания маломерных судов по внутренним водным путям, запрещающими несение Государственного флага СССР (ГФ) на судах принадлежащих гражданам, действительно нет.
Ст. 11 КТМ оговаривает, что на суда внутреннего плавания его правила распространяются лишь во время их следования по морским пут ям или при плаваниях с заходами в иностранные порты. Другими словами, к подавляющему большинству наших маломерных судов, эксплуатируемых на ВВП, ст. 22 отношения не имеет.
Стоит еще пояснить, что в тех случаях, когда должна действовать ст. 22, КТМ оговаривает определенный порядок подъема ГФ. Ст. 23 и 25 гласят, что суда, находящиеся в личной собственности граждан и не поднадзорные Регистру СССР, приобретают право плавания под ГФ с момента регистрации в судовой книге исполкома местного Совета.
По ст. 26 регистрация в судовой книге после уплаты «установленного сбора» удостоверяется выдачей судового билета, который по ст. 30 будет являться одновременно и свидетельством о праве плавания под ГФ и свидетельством о праве собственности на судно. За подъем ГФ без соблюдения этих условий виновные «несут ответственность в установленном законом порядке».
Иными словами, ссылаться на Кодекс торгового мореплавания смысла нет, надо общими усилиями добиваться решения вопроса о судьбе единого водноспортивного флага.
Примечания
1. Далее единый водноспортивный флаг сокращенно назван ЕВФ.