Поршни для «Москвы-25»
От каких лодочных моторов или мотоциклов можно использовать поршни и кольца для мотора «Москва-25»?
Для «Москвы-25» с дефлекторной продувкой поршни от отечественных лодочных моторов и мотоциклов не подходят, так как отличаются диаметром и конфигурацией днища.
На моторах «Москва-25» и «-30» можно использовать поршневые кольца от мотора «Вихрь-30», если доработать замок под стопор кольца.
Затрудненный запуск «Ветерка-8»
Мой «Ветерок-8» после запуска работает устойчиво, но при остановках и последующих запусках дергать стартер приходится до десяти раз. Зазоры в контактах прерывателей и зажигание установлены нормально. Имеется ли какое-либо приспособление, облегчающее и ускоряющее запуск двигателя?
Обычно мотор «Ветерок-8» легко запускается при исправном состоянии деталей двигателя (прежде всего шатунно-поршневой группы), правильной регулировке системы зажигания и карбюратора. Для улучшения запуска не следует применять какие-либо вспомогательные приспособления.
Возможные причины ухудшения запуска мотора:
- сильный износ компрессионных колец (это легко проверить, залив в цилиндры по 2—3 см3 автола: если при обильной смазке цилиндров запуск заметно улучшается, кольца следует заменить);
- залегание поршневых колец в канавках поршня;
- потеря герметичности прокладок между карбюратором, клапанной перегородкой и картером двигателя;
- большой износ в соединении оси дроссельной заслонки с корпусом карбюратора;
- слабо намагниченная магнитная система маховика или увеличенный зазор между маховиком и магнитопроводом;
- износ посадочного места основания магнето на крышке картера, вследствие чего нарушается зазор в контактах прерывателя.
При слабой работе магнето хороший результат дает его регулировка по абрису. Это значит, что зазор в контактах прерывателей должен быть таким, чтобы для получения максимальной величины высокого напряжения момент разрыва контактов наступал при повороте маховика на определенный угол от оси сердечника катушки (абрис). Для «Ветерка» его величина составляет 7±2° вперед от магнитной нейтрали.
Изменяя зазор в контактах прерывателей магнето от 0,3 до 0,6 мм, можно подобрать наилучшую регулировку по абрису (более подробное описание выполнения регулировки по абрису будет помещено в одном из последующих номеров журнала).
Улучшить запуск мотора можно также, уменьшив зазор между электродами свечи до 0,6—0,5 мм.
Запустить холодный мотор легче при интенсивном обогащении и полностью открытой дроссельной заслонке.
При температуре окружающего воздуха от 10 °С и ниже полезно вместо обогащения закрыть воздушную заслонку и впрыснуть в горловину карбюратора немного топлива из топливного шланга.
О моторе «Сузуки»
Управление «Азоврыбвод» получило для рыбоохранной работы партию японских моторов «Сузуки» мощностью 25 и 30 л. с. в комплекте с надувными 6-местными лодками. Какие марки отечественного бензина и типы масел пригодны для эксплуатации этих двигателей? В инструкции дана пропорция: 1:30 при обкатке и 1:50 после 5 ч работы. Какие марки отечественного масла лучше всего заливать в редуктор? Какие свечи могут заменить фирменные? Имеются ли у мотора «Сузуки» особенности, такие, например, как смазка в «Вихре-30» подшипника 202?
Наиболее подходящая топливная смесь для мотора: бензин АИ-93 в смеси с авиационным маслом типа МС-14 и МС-20 или М10Б и М10В (ГОСТ 17479—72) в пропорции 1:25 (1:20 при обкатке). Имея трехлетний опыт эксплуатации мотора «Сузуки» мощностью 25 л. с. на лодке «Обь-М», можем сказать, что использование смеси бензина типа А76 с маслом М-8В1 в пропорции 1:25 (1:20), применяемой для испытаний моторов «Ветерок», не привело к повышенному нагарообразованию и другим нежелательным явлениям.
Для смазки редуктора можно использовать автомобильные трансмиссионные летние масла, например ТАп-15В (ТУ 38.101. 176—74). Наиболее подходящие свечи зажигания: А-23 (ГОСТ 2043—74). В процессе эксплуатации имеющегося у нас мотора выявился дефект: самопроизвольное расцепление кулачковой муфты, которое начиналось редкими, а затем все более частыми стуками. После выполнения отрицательного угла («поднутрения») порядка 5° на кулачках муфты неисправность не повторялась.
О моторе «Ветерок-12Э»
За четыре года эксплуатации на моем «Ветерке-12Э» не было неполадок, за исключением замены прокладки, поршневых колец. Мотор хороший, экономичный. Многих, кто его эксплуатирует, интересуют вопросы: почему прекращен выпуск мотора и какой мотор будет изготавливаться взамен?
Выпуск мотора «Ветерок-12Э» был прекращен в 1981 г. из-за понижения спроса на лодочные моторы и ряда производственных трудностей, связанных с увеличением выпуска основной продукции предприятия.
Изготовление лодочного мотора 12 л. с. и выше на нашем заводе, к сожалению, не планируется.
Топливная смесь для моторов «Ветерок»
В какой пропорции рекомендуется смешивать бензин с авиамаслом? В «КЯ» №92 написано, что авиамасло смешивается в пропорции 1:25 при эксплуатации и 1: 20 при обкатке, т. е. его требуется 0,8 или 1 л на 20-литровый бак. В инструкции по эксплуатации Ульяновского завода указано: 10% по объему (2 л на бак) при обкатке и 4—5% (0,8—1) при эксплуатации.
Повышенное содержание масла M8B1 в смеси с бензином для моторов «Ветерок» рекомендуется заводом с целью снижения износов в соединении поршневой палец — втулка верхней головки шатуна. В большей степени это требуется для 12-сильной модели. При использовании более вязких масел, в том числе и авиационных, можно применять смесь масла с бензином в соотношении 1:25 (1:20 при обкатке).
Магнето старых «Ветерков»
Прошу сообщить данные обмоток трансформаторов магнето МЛ-10-2С от мотора «Ветерок-12» 1974 г. выпуска.
Для трансформаторов магнето MJI-10-2C, которые применялись на «Ветерках» выпуска до 1978 г., а также на моторах «Москва», «Стрела», «ЗИФ-5», приводим следующие данные:
- первичная обмотка — провод ПЭЛ-0,57 мм, количество витков — 180±5;
- вторичная обмотка — провод ПЭЛ-0,05 мм, количество витков — 10000±300.
Четырехцилиндровый «Ветерок»
Можно ли соединить два двигателя «Ветерок-8» в единый блок? Соединение коленвалов хочу сделать при помощи муфты, а вместо крышки картера нижнего двигателя изготовить проставку с посадочными местами подшипников коленвала и с посадкой в картер. Верхняя часть проставки должна копировать плоскость разъема картера и промежуточного корпуса. Перед соединением двигателей думаю вывести поршни верхних цилиндров в ВМТ по часовому индикатору с наиболее возможной точностью. Предполагаю использовать штатные карбюраторы и штатную систему зажигания с работой на свечи верхних и нижних цилиндров.
Изготовленный таким образом двигатель будет характеризоваться неблагоприятным чередованием работы цилиндров. Вследствие попарной работы цилиндров нагрузка на детали не будет равномерно распределяться по углу поворота коленчатого вала, это отрицательно скажется на работоспособности мотора.
Соединение коленчатых валов — серьезная конструкторская задача, поскольку необходимо не только обеспечить их плотное соединение и высокую точность по соосности, но и не допустить перекоса. При изготовлении коленчатых валов четырехцилиндровых моторов «Вихрь» эти требования выполняются за счет использования торцевого шлицевого соединения.
Работа штатной двухискровой системы зажигания на четыре цилиндра не обеспечит надежного ценообразования. Из-за разницы в степени сжатия, зазорах в электродах свечей, параметрах высоковольтного трансформатора и др. при одновременном проскакивании искры в двух цилиндрах в одном из них будет устойчивое искрообразование, в другом — искра может оказаться «слабой».
На «Ветерке» соединение двух коленчатых валов может оказаться ненадежным, однако использование его штатного карбюратора возможно.
Бензонасос и свеча зажигания для мотора «Салют» («Спутник»)
1. Некоторые владельцы моторов «Салют» или «Спутник» самостоятельно заменяют штатный бензобак выносным, установив на двигателе топливный насос. Как подобная переделка отразится на степени сжатия и разрежении в картере, а также на развиваемой мотором мощности? Какие требования следует учитывать при установке топливного насоса?
2. В руководстве по эксплуатации мотора «Спутник» выпуска 1983 г. указана геометрическая степень сжатия 7, 8 и рекомендовано использовать свечи А-10НТ (А11У), а в книге «300 советов по катерам, лодкам, моторам» для двигателей со степенью сжатия свыше 6,5 рекомендованы другие свечи, в том числе СИ-12РТ. Какие же свечи следует использовать?
1. Установка отдельного топливного насоса на моторе «Салют» («Спутник») не вызывает снижения развиваемой мощности, степень сжатия в картере уменьшается незначительно. Желательно, чтобы шланг, соединяющий верхнюю часть корпуса бензонасоса над диафрагмой с полостью картера, имел минимальную длину. При переливе топлива из поплавковой камеры карбюратора давление бензонасоса следует уменьшить, изменив диаметр отверстия в ниппеле поплавковой камеры карбюратора. После замены штатного бензобака мотора «Салют» («Спутник») выносным может увеличиться вибрация мотора и возникнуть неисправности. Встроенный бензобак с топливом на одноцилиндровом моторе увеличивает массу мотора и служит в известной мере гасителем колебаний.
2. Для мотора «Салют» («Спутник») свеча А-10НТ (А11У) подходит по тепловой характеристике. В зависимости от условий эксплуатации и технического состояния мотора может быть использована и более «холодная» свеча, если она обеспечивает лучший запуск и требует меньшего ухода. Об этом можно судить по внешнему виду свечи: светло-коричневый цвет изолятора, отсутствие нагара на электродах свечи и замасливания свидетельствуют о том, что свеча подходит для мотора.
Если мотор не запускается
Приобретенный мной по случаю одноцилиндровый мотор заграничного производства (Evinrude Motor Со) внешне в хорошем состоянии и, очевидно, мало работал. Прерывательный механизм магнето не расположен под маховиком, а вынесен наружу, количество поступающего топлива регулируется вентилем, бензобак установлен на моторе. При запуске мотор дает две-три вспышки и глохнет. Почему же он не заводится? Какая отечественная свеча подойдет для него и с каким зазором? Какая должна быть величина зазора в контактах прерывателей? Как регулировать подачу топлива?
Вы располагаете американским лодочным мотором фирмы «Эвинруд», выпущенным, очевидно, в 40-х годах. Прежде всего проверьте компрессию двигателя, затем бесперебойность искрообразования; для этого прокрутите мотор с вывернутой свечой. Убедитесь также в том, что искра проскакивает воздушный промежуток 6—7 мм при отведенном от корпуса мотора конце высоковольтного провода. Для мотора должна подойти свеча типа АП с зазором между электродами 0,5—0,7 мм. Зазор в контактах прерывателя должен составлять 0,35—0,45 мм.
Убедившись в наличии компрессии и в исправной работе системы зажигания, можно попытаться запустить мотор с заливкой топлива в свечное отверстие. Если вероятная причина неудовлетворительного запуска заключается в работе системы питания, карбюратор рекомендуем заменить соответствующим мотору отечественным.