По мере приближения к пенсионному возрасту килограммы становятся все весомее. Турист начинает задумываться и нередко приходит к мысли, что пора менять привычный, надежный, но довольно тяжелый «Салют» («Таймень») на надувную лодку, вдвое, а то и втрое более легкую.
Надувные лодки, однако, при своих преимуществах имеют и очевидные недостатки: низкую ходкость, неудобство управления, связанное с положением гребца спиной вперед. Что касается скоростей, то с выходом человека на пенсию этот вопрос чаще всего уже не имеет решающего значения, тем более, что частично ухудшение ходовых качеств можно компенсировать выбором реки с более высокой скоростью попутного течения. А вот с положением гребца спиной к направлению движения, органически присущим надувным лодкам, надо «бороться».
Мы — двое московских туристов (Л. Певзнер и автор этих строк) — решили попробовать грести байдарочным веслом. Первый эксперимент провели на Мазуринском озере (под Москвой) на небольшой польской лодке «Зефир» с деревянным веслом от байдарки «Саламандра». Результаты, как и обычно при начале любой серьезной работы, были неутешительными. Поскольку весь вес оказался сосредоточенным на корме, где сидел гребец, нос был недогруженным и при каждом гребке лодка сильно рыскала, траектория ее движения имела вид ломаной линии. Значительно уменьшил отмеченный недостаток и даже дал некоторую прибавку скорости рюкзак, набитый песком и уложенный в самом носу. Так был сделан первый вывод: при плавании в одиночку не следует бояться перегрузки носа.
При плавании вдвоем распределение груза в лодке оказывается более равномерным: гребцы с веслами сидят в носу и в корме, багаж лежит между ними; рысканье в этом случае минимально, и можно сказать, что переход на байдарочные весла дает заметное преимущество.
В том же 1981 г. мы сплавились по рекам Суходрев — Шаня — Угра — Ока (около 108 км) на лодке «Уфимка», пользуясь байдарочными веслами. Остались первой пробой очень довольны. Следует заметить, что «Уфимка» для двух гребцов выше среднего роста с полным туристским снаряжением явно маловата (у переднего гребца ноги касались воды). В дальнейшем мы совершали плавания уже втроем на двух лодках: на «Уфимке» шли двое налегке, а основной груз группы находился в носовой части лодки «Айгуль» с третьим гребцом. В таком составе мы сплавлялись по реке Свапа (Курская обл.).
В июле-августе 1983 г. группа из четырех человек на упомянутых лодках так же успешно путешествовала по реке Песь (вдоль южной границы Новгородской обл.).
Теперь у нас накопился известный опыт. Можно утверждать, что управляемость надувнушки с двумя гребцами, вооруженными байдарочными веслами, отличная. Значительно легче, чем на байдарке, преодолевать прижимные усилия течения на поворотах. Заметно возрастают и средняя путевая скорость, и безопасность плавания. Именно поэтому мы рекомендуем такой метод гребли на надувных лодках пожилым туристам, а также семейным экипажам с детьми.