Молнии могут возникнуть не только между облаками, но и между облаками и землей, облаками и поверхностью моря.
Разряд молнии сопровождается возникновением «взрывной» воздушной волны, которая появляется вследствие очень сильного и внезапного нагревания разрядного воздушного канала и выражается мощными грозовыми раскатами грома. Гроза обычно сопровождается выпадением ливневых дождей.
При прохождении грозового облака над судном, которое, естественно, имеет заряд одинаковый с поверхностью моря, но выступает над ней на 10—20 м, «пробой воздушного диэлектрика» может произойти между облаком и судном. Такой удар молнии в судно наиболее вероятен при ливне, когда паруса и рангоут мокрые. При мощных электрических разрядах портятся магнитные приборы, а судовые магнитные компасы могут даже перемагнититься.
Частые электрические разряды во время грозы создают сильные радиопомехи, затрудняющие радиосвязь и радиопеленгование.
Удары молнии могут вызвать на яхтах аварии, которые почти всегда связаны с ранениями и ожогами членов экипажа (в некоторых случаях — со смертельным исходом).
Разрушения и повреждения на борту зависят от материала, из которого изготовлено судно. Надежнее всего защищена та команда, которая находится в металлическом корпусе, так как его обшивка является хорошим проводником электричества и заряд просто уходит в воду. По-другому это происходит на изготовленной из дерева яхте. Молния выискивает путь по проводящим металлическим частям рангоута до выравнивания потенциала с водой. При этом электрический заряд пробивает и обугливает деревянные планки и даже брусья, так что корпус может потерять герметичность.
Еще опаснее удар молнии на яхте, изготовленной из стеклопластика, так как при его возгорании в каюте скапливаются удушливые газы. Часто разряд происходит в воду через ванты и путенсы, а затем через дерево корпуса. При этом возможно возгорание обшивки в районе крепления путенсов. На металлических мачтах молния выбирает путь наименьшего электрического сопротивления — через большое поперечное сечение мачты. Под палубой молния часто разветвляется по электрическим проводам бортовой сети.
Выравнивание напряжения в этих случаях происходит через двигатель и вал. При этом могут быть полностью разрушены генератор и стартер. Подобное явление имеет место только в том случае, если на двигателе установлен подзарядный генератор, замкнутый на сеть освещения.
Молния также может попасть о воду через датчик эхолота или лага. Не дает защитных гарантий даже групповой выключатель, заряд легко «проскакивает» его. Приборы при этом почти всегда разрушаются. В неблагоприятных случаях корпуса датчиков выплавляются из корпуса судна, из-за чего возникает опасность затопления.
Яхтсмены, сидящие во время грозы вблизи вант или соприкасающиеся с ними, подвергают себя смертельной опасности. То же относится к яхтсменам, которые пытаются выбрать якорную цепь во время грозы. Они играют со смертью. Основное правило гласит — никаких операций с якорем в грозу. И если этот маневр крайне необходим, выбирать якорную цепь (канат) надо в обуви на толстой резиновой подметке.
Статистика свидетельствует, что и виндсерфисты при грозе на воде находятся в большой опасности, так как мокрый парус и мокрый спортсмен практически ничем не изолированы от поверхности воды. Поэтому при грозе рекомендуется прекращать соревнования и хождения на парусной доске.
Как лучше защитить судно от молнии?
Катер, не имеющий высокой мачты, в некоторой степени могут защитить хлыст антенны или стойка топового огня, играющие роль громоотвода (заземления). Вокруг них при ударе молнии образуется как бы защитный шатер с углом при вершине около 60°. Между антенной и приемником ставится грозовой переключатель или разрядник. Чем выше заземленная мачта, тем больше диаметр основания шатра, тем большую площадь он прикрывает.
Надежное заземление стойки топового огня или такелажа мачты катера можно обеспечить, соединив их медным кабелем или медной шиной с гребным валом или баллером руля.
Обеспечить грозозащиту деревянного или пластмассового корпуса можно, если основание форштага и вант-путенсы соединить медным проводом достаточного сечения с болтом, крепящим металлический фальшкиль.
Для этой цели рекомендуется использовать изолированный медный кабель сечением 25—35 мм2 или медную шину. Оковку форштевня, якорную лебедку и конец якорной цепи также надо «заземлить» — соединить с этим проводом при помощи отводов. Таким же боковым отводом заземляется туалет, отрицательный полюс аккумулятора, металлические цистерны для воды и топлива.
Путенсы штагов и вант, баллер руля, гребной вал рекомендуется надежно соединить с килевыми болтами.
Металлический корпус достаточно соединить с основанием форштага медным кабелем сечением 35 мм2.
На судне, где заземления никакого нет, в грозу при угрожающей обстановке можно заземлить вант-путенсы или ахтерштаг оголенным проводом, опущенным за борт с металлическим противовесом, например, тяжелым ключом.