Воднолыжные болельщики бывают разные. Одни приходят на соревнования только для того, чтобы отдохнуть, сидя на берегу, и попутно полюбоваться зрелищем; они восхищаются эффектными падениями и не интересуются результатами выступлений. (К сожалению, пока это самый распространенный тип зрителя.) Другие — настоящие любители и ценители,— не оставляя без внимания внешней стороны, внимательно следят не только за происходящим на трассе, но и за комментариями судьи-информатора, ревностно подсчитывают очки, набранные любимыми спортсменами и их ближайшими конкурентами, со знанием дела переживают все перипетии борьбы.
Надо сказать, что даже новичку, впервые попавшему на соревнования, превратиться в такого болельщика «высшего типа» не так уже сложно: слалом — самый простой для понимания и даже «самостоятельного» судейства вид воднолыжных соревнований. Если у вас есть с собой секундомер и бинокль, считайте, что вы подготовлены не хуже судей.
Для начала два слова об истории слалома. Это старейшин вид воднолыжного спорта вообще. Родился в Америке, где-то в начале 30-х годов, из вполне естественного желания лыжников меряться силами, состязаться в умении управлять своими движениями на большой скорости.
В принципе объяснять, что это такое, наверное, не нужно. Аналогия с хорошо известным зимним, горнолыжным слаломом (само это слово пришло из Норвегии) почти полная: двигаясь на большой скорости, надо обойти заранее выставленные препятствия. В данном случае это всегда шесть буйков, поставленных в шахматном порядке на строго определенных расстояниях.
В отличие от горнолыжника, воднолыжник связан скоростью буксирующего катера. Ясно, что чем больше эта скорость, тем огибать препятствия труднее. Не забывайте, что фактическая средняя скорость лыжника на трассе всегда раза в полтора выше, чем катера, идущего по прямой. Есть и еще одна тонкость. Катер буксирует лыжника при помощи троса, называемого фалом, и чем он короче, тем сложнее пройти трассу.
Итак, судьи могут, изменяя скорость катера и длину фала, регулировать сложность прохождения трассы, разумеется, делая так, чтобы все соревнующиеся находились в равных условиях.
Вернемся, однако, к соревнованиям. Мы с вами заняли удобное место, с которого хорошо видна слаломная трасса. Устройство ее очень просто. На пока еще спокойной поверхности воды выделяются яркой окраской шесть основных буйков, которые лыжник должен обойти — обогнуть с внешней стороны. Ближе к продольной оси трассы — восемь пар буйков поменьше: это ворота, определяющие путь катера-буксировщика, двигающегося строго по прямой между буями, т. е. по оси. Особое внимание обратите на крайние пары — входные и выходные ворота трассы, обозначаемые буйками того же цвета, что и основные. Я сказал особое, чтобы подчеркнуть, что прохождение входных и выходных ворот обязательно не только для катера, но и для воднолыжника.
Тишину на акватории нарушил гул двигателя катера-буксировщика. Вот от стартового плотика отделяется фигура спортсмена. Он идет на одной лыже, т. е. на монолыже. Вначале он движется в кильватерной струе катера, но вот уже из-под лыжи вырвался красивый белый гребень: спортсмен начал повороты, выполняя своеобразную разминку перед входом на трассу.
Не торопитесь, однако, выяснять фамилию лыжника. Дело в том, что на трассу вышел не первый участник соревнования, а спортсмен, открывающий дистанцию: по правилам он не может принимать участия в данных соревнованиях. (Вот так нашим советским лыжникам довелось открывать однажды первенство мира, на котором они присутствовали в качестве туристов.) Основная задача «открывающего» — имитировать поведение лыжника-слаломиста и пытаться пройти трассу. И суть тут не в параде: судьи проверяют готовность и. в частности, точность, с которой выдерживается заданная скорость катера.
Попутно уточним, что начальные, т. е. минимальные скорости буксировки задаются в зависимости от ранга соревнований (для женщин, как правило на 3 км/час меньше, чем для мужчин). Итак, судья, находящийся в катере-буксировщике, и бригада судей-секундометристов на берегу засекают время, которое катер с лыжником на буксире затратил на прохождение отрезка от входных до выходных ворот. Естественно, длина трассы всегда одинакова, а у судей имеется заранее заготовленная табличка, в которой указано, какое время прохождения трассы соответствует применяемым на соревнованиях «стандартным» скоростям. Вооружитесь и вы такой табличкой:
Теперь, даже если у вас не секундомер, а обычные часы с секундной стрелкой, вы можете и сами определить скорость, на которой выступает лыжник.
Определяя скорость, мы немного отвлеклись. Трасса уже опустела, судья-информатор объявляет фамилию спортсмена, который по жребию должен выступать первым. С этого момента в течение 60 секунд данный спортсмен должен принять старт — покинуть стартовый плотик.
Заметьте, что делают это по-разному. Не очень-то уверенные в себе лыжники надевают на одну ногу слаломную монолыжу, а на другую — так называемую «галошу», т. е. еще одну лыжу, от которой будет легко освободиться, и садятся на бон или плотик. Когда движение на двух лыжах станет устойчивым, сбрасывают «галошу» и закрепляют свободную ногу на монолыже.
Опытные спортсмены выполняют старт гораздо более эффектно. Стоя на краю плотика с фалом, собранным в бухту, они «заказывают» водителю катера быстрый набор скорости и в тот момент, когда слабина фала будет полностью выбрана, совершают прыжок: отталкиваются свободной ногой, выставив лыжу вперед. Иногда, впрочем, прыжок закапчивается падением. После такого конфуза повторный старт спортсмен должен выполнить уже наверняка, иначе соревнования для него закончатся, не начавшись (разрешается только одна дополнительная попытка старта).
Опытный болельщик определяет класс участника состязании уже по тому, как тот проходит входные ворота. Лыжники высокой квалификации заходят от катера далеко влево — к линии левых основных буйков и оттуда пересекают линию входных ворот под очень острым углом. Создается впечатление, что спортсмен не начинает, а уже как бы продолжает прохождение трассы.
Теперь все наше внимание приковано к основным буйкам. Ясно, что наблюдать огибание буйков было бы проще всего, если бы можно было смотреть на трассу вдоль ее продольной оси. Однако такое расположение трассы практически встречается очень редко, вот и приходится нам с вами смотреть на трассу сбоку. Ближние к нам буйки при прохождении лыжника оказываются закрытыми водяным шлейфом. Поэтому-то арбитрам, занятым подсчетом очков за правильно пройденные буи, приходится располагаться на каком-либо возвышении или — лучше всего — на судейской вышке.
Пока мы с вами рассуждали, первый лыжник обогнул все шесть буев трассы и покинул ее по всем правилам, через выходные ворота. Предположим, что прохождение трассы заняло 19,2 сек. Обращаемся к табличке и выясняем, что наш участник «заказал» начальную скорость равной 49 км/час и катер выдержал ее правильно. Вот если бы он не уложился в 19,4 сек., результат не был бы засчитан! Итак, скорость «в норме», спортсмену начисляется полное число очков, т. е. 6 — по числу взятых буев, и он может проходить трассу в обратном направлении — уже на следующей, более высокой стандартной скорости 52 км/час.
Предположим, что этот участник успешно преодолел дистанцию слалома четыре раза, т. е. на всех установленных правилами «стандартных» скоростях, включая наивысшую, равную 58 км/час. У него, казалось бы, максимум — 24 очка из 24 возможных. Значит ли это, что он победитель?
Праздновать победу рано. Ведь не использована вторая возможность усложнения условий! После четвертого прохода, где-то за пределами трассы катер останавливается и «притапливает» лыжника. В это время судья сокращает длину фала с «номинальной», всегда равной 23 м, до 18,25 м. Соревнования продолжаются теперь на одинаковой максимально допустимой скорости, но с последовательно укорачиваемым фалом. Правила соревнований допускают укорачивание буксирного троса еще до 16; 14,25; 13; 12 и 11,25 м. Здесь уместно, пожалуй, напомнить, что сама полуширина трассы, т. е. расстояние по перпендикуляру от оси трассы до буйка, составляет 11,5 м. Пройти всю трассу на таком коротком фале, когда он меньше, чем расстояние от катера до буя, исключительно трудно; во всяком случае, видеть это мне еще не довелось.
Теперь допустим, что наш лыжник, претендующий на победу, выполнил еще два удачных «прохода» по трассе (12 очков), но на седьмом «проходе» (т. е, с 14-метровым фалом), правильно обогнув два буйка (еще 2 очка), не смог «дотянуться» до третьего. На этом соревнования для него закончены. Имея в своем активе 38 очков, спортсмен покидает трассу.
Однако борьба на дистанции только разгорается. Следующий участник успешно прошел трассу четыре раза, а на пятом проходе ему удалось правильно «взять» только 4 буйка. Казалось бы, дело ясное, и он заработал 6·4+4=28 очков. Судья-информатор, однако, объявляет другой результат — 40 очков. В чем дело? Ведь этот спортсмен сделал на два прохода меньше, чем предыдущий. Почему же он имеет лучший результат?
Поясним, что минимальная начальная скорость для данных соревнований, с учетом квалификации участников была установлена судейской коллегией в 49 км/час. Но спортсменам предоставлена возможность «экономить силы», заказывая сразу любую другую более высокую стандартную скорость. В этом-то и разгадка. Второй лыжник «заказал» для себя начальную скорость не 49 км/час, а сразу на «две ступеньки» выше — 55 км/час. И поскольку на этой скорости он трассу прошел, ему автоматически приплюсовали как успешно взятые 12 буев на всех меньших стандартных скоростях (49 и 52 км/час), начиная с объявленной минимальной. 28+12=40. Все правильно!
Однако так удачно для спортсмена дело кончается не всегда. Вот смотрите: очередной участник начинает сразу с максимальной скорости 58 км/час, но очевидно, он не успел «вкататься» в трассу, переоценил свои силы и, допустив «сбой» на пятом буйке, не дотягивается до шестого. Он с досадой оглядывается на мелькнувший за его плечом последний буй, но уже поздно. Практически он выбыл из борьбы, так как пробиться в финал с 5 очками, конечно, невозможно. А вот если бы он взял этот шестой буй, результат сразу же увеличился бы до 24 за один проход. Стоит ли рисковать? Этот вопрос решает для себя каждый участник соревнования, взвешивая свои силы. Можно еще добавить, что такое правило введено у нас недавно — с 1969 г., и сделало встречи лыжников еще более интересными, острыми.
Выходит, что из трех первых лыжников, за выступлениями которых мы следили, наилучшего результата добился второй. Но вот его нагоняет четвертый спортсмен. Да, он начинает седьмой проход (если считать от «нуля») и берет четыре буя. Выходит, что, набрав 40 очков, он повторил лучший результат. Почему же судьи начисляют ему только 39 1/2 очков, да и вообще, что означает половина буя?
Мы с вами ясно видели, что этот лыжник на максимальной скорости и с тросом длиной 14,25 м обошел 4-й буй с внешней стороны, однако не придали значения тому, что вираж после буя был слишком пологим и спортсмен вернулся в кильватерную струю катера уже после того, как пересек траверз следующего 5-го буя (см. схему 2, траектория С). Вот в таких случаях за последний «взятый» буй и начисляется не целое очко, а только половина.
Обратите особое внимание на схему 2: она показывает, что и после взятого буя падать надо «вовремя». Если лыжник упал у самого буя, ему очко не засчитывают вообще. Если упал до пересечения кильватерной волны — причитается только половина очка.
При выступлении следующего участника мы сталкиваемся еще с одной непонятной ситуацией. Спортсмен, успешно преодолевший дистанцию в одном направлении, при обратном проходе почему-то даже не предпринимает попытки «обходить» буи, а движется прямо вслед за катером. Обратите внимание — судья в катере держит поднятым красный флаг. Вот в этом и разгадка: сигнал означает, что скорость в предыдущем заезде была меньше допустимой. Оказывается, участник теперь возвращается, чтобы повторить первый проход в том же направлении. Если катер-буксировщик имеет достаточную мощность и оборудован хорошим лагом — спидометром, т. е. прибором для измерения скорости, подобные случаи бывают редко, но, увы, практически такое увидеть можно.
Очередной спортсмен очень технично и красиво проходит буй за буем. Свидетельство тому — плавные, не рваные края белоснежного шлейфа, вырывающегося из-под лыжи на повороте. Кажется, ни возрастание скорости, ни укорочение фала ему не помеха. Вот и он подходит к 40-му бую, который уже получил репутацию рокового. Покорится ли он этому спортсмену? Лыжник с трудом «дотягивается» до него, при обходе даже задевает его голенью, но, едва не упав, все же благополучно выходит из поворота. Роковой буй взят, но драгоценное время потеряно, о взятии следующего буя не приходится и думать. А жаль. Достигнутое — только повторение лучшего результата данных соревнований, те же 40 очков, а спортсмен, судя по всему, может выступать лучше. И опять что-то новое: во время разворота катера судья поднимает зеленый флаг и подает какие-то сигналы лыжнику.
Вот оно что: скорость в последнем проходе была завышена и спортсмен имеет право на «перезаезд». Положение рискованное. Тонкость такова. Если спортсмен откажется от перезаезда, ему сохраняется прежний результат. А если согласится, то будет зачтен новый. Но где гарантия, что при новой попытке он пройдет больше четырех буев, а не меньше? Однако соблазн велик. Желание победить вчистую взяло верх, и мы снова видим на трассе этого участника. Он предельно собран и обходит буи просто великолепно. Вот он взял роковой буй, пройдены 5 и 6-й буи, но... в выходные ворота он не попал, что лишает его возможности продолжать выступление. Итак, предварительные соревнования и для него закончились: с результатом 42 очка он пока является лидером.
Восемь лучших участников (или более — в зависимости от ранга соревнований) попадают теперь в финал, где заезды проводятся на тех же условиях, что и в предварительных соревнованиях. Накал борьбы здесь, естественно, еще выше, однако разница та, что риск при этом становится более опасным. Дело в том, что победитель определяется по сумме очков, набранных в предварительных соревнованиях и в финале. При равном суммарном результате победа присуждается участнику, имеющему лучший результат в финальной встрече.
Возможно, у вас возникнет вопрос, — а каковы же максимальные достижения слаломистов на соревнованиях мирового масштаба? Пока высшим результатом на первенствах мира являются 2 буя с 12-метровым фалом (естественно, на максимальной скорости 58 км/час). В нашем рассказе мы с легкостью упоминали буи, взятые на 14-метровом фале. Увы, лучшее достижение советского спортсмена пока несколько ниже: 2 буя иа 17-метровом фале. Но разве не может случиться, что вы будете свидетелем того, как этот рекорд, установленный москвичом Г. Гусевым еще в 1970 г., будет побит?
Итак, соревнования по слалому закончены, но не забывайте, что это лишь один из видов воднолыжного многоборья. На страницах следующих номеров сборника мы побываем с вами на состязаниях фигуристов и прыгунов.