В 1964 г. на латвийской речке Амате были проведены первые в нашей стране соревнования по водному слалому. Речке этой суждено было стать знаменитой — весенние встречи на Амате стали хорошей традицией, вызвали большой интерес и к водному туризму в целом, и к слалому в частности.
Соревнования первых лет проводились на малых гребных судах разных классов, включая и туристские разборные байдарки с мягкой оболочкой, и спортивно-слаломные жесткие байдарки (одиночки и двойки), и каноэ. Вскоре произошло закономерное разделение. Выделился чистый спорт — гребной слалом, а спортивные встречи, организуемые местными советами по туризму и экскурсиям, стали проводиться именно как состязания в технике водного туризма. Естественно, такие встречи проводятся на тех же судах, на которых туристы плавают, преодолевая маршруты даже высоких категорий сложности. Повсеместно пришли к тому, что участники соревнуются в технике управления разборными байдарками с мягкой обшивкой, надувными лодками или плотами на надувных элементах.
Подводя итоги десятилетия, нужно сразу же отметить, что в соревнованиях по технике водного туризма участвуют ныне представители большинства республик, многих краев и областей страны. И теперь уже задача, стоящая перед активом водных секций, несколько изменилась. Речь идет не просто о расширении географии и дальнейшем количественном росте — увеличении числа участников и числа соревнований (их проводится уже и так слишком много!). И даже не о росте спортивного уровня соревнующихся. А, скорее, о том, чтобы приблизить условия соревнований к походным, чтобы это были, действительно, состязания в технике туризма, а не в преодолении искусственной полосы препятствий.
Иными словами, по моему убеждению, участие в таких спортивных встречах — не самоцель, а важное средство повышения туристской квалификации. Состязания в преодолении ворот никоим образом не должны оттеснять или заменять самый туризм — радость преодоления все более сложных маршрутов, знакомства с природой все новых и новых районов страны.
В практике работы ленинградской водной секции мы стараемся как-то учесть эти соображения и одновременно сделать организуемые соревнования доступными все более широким массам туристов-водников. Первым шагом был так называемый открытый старт на реке Рощинке. В этих соревнованиях на сравнительно легкой и безопасной слаломной трассе мог участвовать любой желающий, имеющий разрешение врача, спасательные принадлежности и умеющий плавать.
Следующим этапом было появление нового вида соревнований, включающего элемент ориентирования на местности. Собственно сезон 1973 г. мы и открыли именно такими соревнованиями. Проводились они 17—18 апреля на речке Вьюн, вытекающей из Лемболовского озера. Общая протяженность дистанции составляла 40 км (по 20 км в день); участники, соревнуясь в скорости ее прохождения, должны были «попутно» отыскать на берегах шесть отмеченных в описании маршрута контрольных пунктов и нанести — «наколоть» их на схему.
Следующим по времени возникновения видом соревнований были многодневные маршрутные гонки, участники которых состязались в прохождении сложной и протяженной естественной трассы. Первыми такие гонки стали культивировать в Латвии и на Украине. А весной (29 апреля — 2 мая) 1973 г. провели маршрутную гонку и ленинградцы. Участники ее должны были с минимальными потерями времени пройти по-весеннему бурную Оять, впадающую в Свирь невдалеке от Ладожского озера. Задача дополнительно усложнялась тем, что по реке шел в это время молевой сплав.
Дистанция протяженностью в 160 км — от верховьев до пос. Алеховщина — была разделена на четыре равных этапа по 40 км на день. На всех опасных — порожистых местах заранее выставлялись посты спасательной службы. Впереди участников шла контрольная группа, составленная из сильнейших гребцов. В этом соревновании приняло участие 100 байдарок и 7 плотов на надувных емкостях. Для плотов дистанция была несколько сокращена, но чтобы выступавшим экипажам плавание не казалось слишком простым, им давался целый ряд обязательных заданий (пересечение струи, подход к берегу, смена греби).
Случайностей не было: победили наиболее хорошо подготовленные команды туристов спортклуба «Чайка» (байдарки со смешанными экипажами), спортклуба ЛИСИ (мужские экипажи) и производственного объединения «Позитрон» (плоты). Экипажи, имеющие свободное время, могли с соответствующим оформлением продлить дистанцию до станции Оять, т. е. пройти маршрут, соответствующий походу II категории. Это еще больше стирало грань между спортивным соревнованием и туристском походом.
В наш довольно насыщенный календарь, включающий в этом, году по крайней мере пять соревнований на слаломной трассе (в основном — на Лосевских порогах), в порядке эксперимента введено состязание на байдарках под парусом.
Такие соревнования раньше не проводились. Очевидно, их главному судье И. Ильину есть смысл поделиться опытом, а пока отметим, что встреча была очень интересной. 30 июня и I июля в Лосево были проведены три гонки, по результатам которых команде «Позитрона» был вручен переходящий кубок, учрежденный редакцией «Катеров и яхт».
В редакции мне показали два письма, авторы которых предлагают проводить соревнования по ТВТ так, чтобы одни и те же экипажи на разных этапах состязались и в преодолении препятствий, и в ориентировании, и в скорости (на веслах, под парусом и даже под мотором «Салют»). Думаю, что организовать такую «комплексную» гонку будет крайне Сложно, но сама идея заслуживает внимания.
Очевидно, такое многообразие соревнований, охватывающих разные стороны техники водного туризма,— наиболее перспективный путь. В комплексе соревнования должны быть настоящей школой мастерства в преодолении препятствий. Разумеется, сказанное нисколько не означает, что надо сворачивать состязания на короткой трассе с комбинацией ворот. Ясно, что они остаются наиболее зрелищно интересными и играют важную роль хорошего средства агитации за водный туризм в целом. Но во всех случаях нельзя допустить, чтобы соревнования по технике туризма заменили дальнейшее развитие туризма.