Первыми большими соревнованиями года на европейском континенте является марафон «24 часа Руана», который по традиции начинается в 16.00 последнего дня апреля и заканчивается уже в следующем месяце — в 16.00 1 мая.
Раньше уже сообщалось, что начиная с 1970 г. из участия в гонках были исключены классы самых мощных, а потому и быстроходных судов OI и ON. При введении новых правил пессимисты дружно предсказывали, что руанский марафон, став зрелищно менее интересным, неминуемо «сойдет на нет». Однако можно заключить, что эти прогнозы не оправдались, случилось как раз наоборот: число участников растет с каждым годом и в юбилейном X марафоне 1973 года стартовало 48 судов четырех гоночных классов (плюс одно экспериментальное судно), т. е. участников было больше, чем когда-либо.
Старт — выстрелом из старинной пушки — был дан в сравнительно хорошую погоду при огромном стечении зрителей, но сразу же после этого подул холодный порывистый ветер, начался дождь. Болельщики, однако, оказались на высоте: даже ночью толпы людей под зонтами стояли на обоих берегах Сены. Кстати говоря, именно ночью зрелище было наиболее эффектным. Освещенные мощными фарами, среди волн и брызг взбудораженной реки проносились, обгоняя друг друга, ревущие катера...
И вот кончились мучительно долгие, тяжелые 24 часа. Наибольшее число кругов успели сделать итальянцы Педелли, Баджиоли и Рива на катамаране №27 фирмы «Клеричи», оснащенном серийным подвесным мотором «Карнити» мощностью 65 л. с. Они (естественно, сменяя один другого) обогнули остров Лякруа 500 раз! Поскольку длина трассы считается равной 3,6 км, можно сказать, что они прошли за сутки 1800 км со средней скоростью 75,0 км/час! Ими же установлен и новый мировой рекорд наивысшей скорости круга (93,15 км/час). Казалось бы — бесспорная победа! Однако решение судей, зафиксировавшее эту победу итальянцев в классе SE (и в общем зачете), было встречено французскими болельщиками с бурным негодованием.
Дело в том, что экипаж катера №27 явно нарушил одно из требований правил — ночью более чем двадцать кругов шел с неработающими фарами. Затем неисправность проводки была устранена, фары зажглись, но факт есть факт — итальянцы из-за этого к берегу не подходили, на ремонт времени не теряли и продолжали гонку. А вот их основные соперники — французы Делетре, Друо и Эскюдье (493 круга) — точно из-за такой же неисправности в полном соответствии с правилами на время ремонта сошли с трассы. Интересно отметить, что даже с учетом этого средняя скорость французского катера (фирмы «Корморан» с американским мотором «Джонсон») составила 73,95 км/час, т. е. лишь на 1 км/час отличалась от рекорда формальных победителей.
Нарушение правил было налицо, однако судьи почему-то сослались на то, что за это время никаких аварий на трассе не произошло, и на то, что некоторые другие суда тоже временами шли без зажженных фар! Как бы то ни было, победу присудили итальянцам.
В классе SD (500—700 см3) наибольшее число кругов сделали шведы Бромквист, Мирбринк и Лундберг на катере с обводами глубокое V с 55-сильным мотором «Пента»: 423 круга; 63,4 км/час.
В классе скутеров OF победил английский экипаж — Дженкинс, Уайлд и Флеминг, сделавший 462 круга на катамаране фирмы «Кугар» с 65-сильным «Эвинрудом». Эта победа тем более заслуженна, что на старте их американский мотор закапризничал и англичане потеряли около получаса на его ремонт. А вот французам на надувной лодке фирмы «Аэрозур» с мотором «Карнити» (класс РЕ, 700—850 см3) удалось сделать всего 244 круга. Впрочем, их земляки Маж и Ляпен — единственный экипаж, выступавший в экспериментальном классе, успели пройти только 167 кругов. Их оригинальная прогулочно-туристская лодочка (типа «Саметр Жет») фирмы «Корморан» с водометным движителем «Пента» прошла целые сутки без единой неполадки, но с довольно скромной средней скоростью, которая была ровно втрое ниже скорости абсолютного победителя марафона. Результат Мажа и Ляпена в общем зачете — 29-е место, следом за единственным в марафоне женским экипажем.
Несколько судов перевернулось на волнении, но, к счастью, обошлось без серьезных травм.
В самом начале гонок, на втором круге, неудача постигла известного итальянского гонщика Вассена. Не повезло и известным французским гонщикам — братьям Гайар, многократным победителям как руанского, так и парижского марафонов: их лодка перевернулась, и, хотя потом они снова вышли на трассу, наверстать упущенное время не удалось.
Вообще механикам на берегу пришлось потрудиться. Результаты их успешной работы видны хотя бы по тому, что, несмотря на многочисленные аварии и поломки корпусов и моторов, в момент финального выстрела на ходу оставалось 35 судов. Можно назвать немало других соревнований, проходивших только днем, в хорошую погоду, на более удобной трассе, на которых финишировало менее половины стартовавших участников...
Как известно, картриджи для струйных цветных принтеров имеют высокую цену, которая сопоставима с ценой самого печатающего устройства. И если вы печатаете много, то это сильно будет бить по вашему бюджету. Но выход есть — это заправка картриджа чернилами. Стоимость краски для принтеров невысокая, что поможет вам сильно сэкономить на печати без ущерба качества.