Двадцатилетний юбилей водно-моторного марафона «Шесть часов Парижа» был отмечен рекордным числом участников очередных гонок в октябре 1974 г. (стартовало более 70 судов), рекордными мощностями применяемых моторов и рекордным числом аварий. В течение всех шести часов вода на Сене кипела от волн, оставляемых проносящимися судами и многократно отражаемых гранитными набережными. В особенно трудном положении оказались гонщики, выступавшие на катамаранах: в таких условиях они не могли по-настоящему показать, на что способны их суда,, хотя на гладкой воде легко обходили лодки соперников, имевшие обводы типа глубокое V.
После первого же круга потерпел неудачу фаворит французских болельщиков, заполнивших набережные Сены, — Д. Жуссом. Его катамаран, ударившись при выходе из поворота скулой в волну, взлетел в воздух и опрокинулся. О самой тяжелой катастрофе, случившейся уже на втором часу марафона, — гибели знаменитого итальянского гонщика Чезаре Скотти, уже сообщалось в №55 сборника.
Гибель Ч. Скотти, несчастные случаи, происшедшие со многими другими гонщиками, нельзя рассматривать как обычные происшествия, без которых редко обходятся большие соревнования. Приходится констатировать, что, в данном случае, как писали парижские газеты, «технический прогресс превзошел человеческие возможности». Устроителям парижского марафона неизбежно придется ввести ограничения по мощности применяемых моторов либо отказаться от проведения этих традиционных соревнований, без которых уже трудно представить большой водно-моторный спорт.
Чтобы убедиться в необходимости такого ограничения, достаточно сравнить мощности моторов XIX и XX марафонов. Крупнейшие американские фирмы, как известно, готовят-специально к «Шести часам Парижа» свои новинки. В 1973 г. компания «ОМС» («Джонсон»/«Эвинруд») впервые демонстрировала подвесные моторы «Джонсон-Стинжер У6» и «Эвинруд Супер Стренглер У6» с объемом цилиндров до 2000 см3, максимально допустимым для гоночного класса ON; мощность этих моторов оценивалась цифрой порядка 200 л. с. В 1974 г. та же компания представила новые варианты тех же моделей, форсированные, как сообщалось, по крайней мере, до 250 л. с. Теми же темпами наращивает мощность своих моторов и основной конкурент — фирма «Меркюри», передавшая своим «фирменным» гонщикам последнее достижение: сверхмощный «Меркюри ТЗ» с электронным зажиганием.
Несмотря на принятое годом раньше решение не допускать на парижскую трассу роторные двигатели, они все-таки появились на XX гонках, что не могло не усугубить и без того напряженную обстановку. «ОМС» представила пять экспериментальных образцов, которые были установлены на судах, гонявшихся в «экспериментальном» классе. Нельзя подсчитывать рабочий объем роторных двигателей обычным путем, однако, по оценкам экспертов, роторные подвесные моторы «ОМС» можно приравнять к традиционным лодочным моторам с кубатурой 3200 см3.
Как уже сообщалось в сборнике, все пять моторов скомпонованы одинаково: четыре ротора установлены один над другим и — для снижения центра тяжести — прямо на кавитационную плиту. Шарнирное устройство позволяет менять глубину погружения гребного винта и установочный угол. Каждый ротор имеет собственный карбюратор и оборудован системой электронного зажигания.
Гоночные суда на прямом участке развивали с таким роторным мотором скорость порядка 180 км/ч. Как отмечалось, на парижском марафоне эта новинка позволяла гонщикам «ОМС» выигрывать около 5 сек на каждом круге у самого быстроходного противника. Если хотя бы один из пяти роторных моторов выдержал все шесть часов гонки, несомненно был бы зарегистрирован новый рекорд соревнований. Однако самый «выносливый» из них продержался только четыре с половиной часа (он вышел из строя из-за пустяковой неисправности в карбюраторе).
Победителем в главном — 2000-кубовом классе ON стал голландец Ван дер Велден, выступавший на катамаране «Молинари» с мотором «Меркюри ТЗ», вторым стал — итальянец Ташетти (катамаран «Скотти», мотор «Эвинруд Супер Стренглер»), третьим — аргентинский гонщик Фернандес (катамаран «Реньоли», мотор «Джонсон Стинжери).
По решению устроителей соревнований на этот раз класс SE (моторы «Сток», т. е. серийные) был заменен классом ОЕ (форсированные гоночные) только для того, чтобы упростить операции по контрольному обмеру: как известно, у гоночных моторов замеряется только кубатура. Нововведение, однако, было признано неудачным, так как оно, во-первых, способствовало увеличению и без того катастрофически возросших скоростей, а во-вторых, исключило из программы марафона весьма популярный в Европе класс спортивных судов. Лучший результат в ОЕ показал англичанин Дженкинс на катамаране «Майлс Мейстер» с мотором «Джонсон Стинжер 2».
На катерах класса S3 Лучшим из девяти участников был швед Джансон, выступивший с двигателем «Вольво».