Организация соревнований была поручена Одесскому яхт-клубу «Водник» Черноморского морского пароходства, и он успешно справился с этой задачей. Слаженно и четко действовала судейская коллегия (Неделько М. С., Лысенко О. И., Досич П. В., Мещерякова В. М., Рыбкис Г. С.).
К началу соревнований в Одессу прибыло около 50 яхт, однако мандатная комиссия допустила к гонке лишь 27 яхт I, II и III групп IOR, отвечающих требованиям безопасности плавания на маршруте этой категории трудности. Для малых яхт IV, V и VI групп IOR была проведена гонка по акватории Бугско-Днепровского лимана на недавно учрежденный «Малый Кубок Черного моря».
На старт первого этапа Одесса — Севастополь, протяженностью 160 миль, яхты вышли при резком, порывистом ветре северо-западного направления и мелком дожде. Несмотря на ненастную погоду в район старта пришли десятки парусных и моторных лодок; на пирсах яхт-клуба и в прилегающем парке собралась масса зрителей. Любят парусный спорт в Одессе. Об этом красноречиво говорит и число стартующих одесских яхт — 14 из 27!
В объединенной стартовой группе II и III классов IOR 15 отечественных яхт Л6 и 6 яхт польской постройки. Основная борьба здесь развернулась среди «шестерок»; среди «поляков» лучший результат показал «Таурус» (капитан м. с. Пиотровский К. К.), занявший 7 место. Бесспорные фавориты в I группе яхт — одесские «Арктурус» и «Александр Грин» и николаевская «Арктика» (типа «Опал»),
Сразу же после старта яхты разделились на две группы; одни пошли круче к ветру прямым курсом на мыс Тарханкут, другие — более полным курсом ближе к Тендровской косе. Вскоре установился ровный попутный ветер силой до 4—5 баллов, что дало возможность яхтам развить хорошую скорость. С удалением от берегов усилилось волнение, однако ночью на некоторое время ветер стих. К утру весь флот шел под спинакерами снова с норд-остом 6—7 баллов.
Через 31 час после старта первыми в Севастопольскую бухту вошли «Слава» и «Искра» (яхты класса Л6 из Севастополя). В течение, двух часов после финиша первой яхты к причалу городской водно-спортивной станции в Артиллерийской бухте ошвартовались все участвующие в гонке суда.
1В июля в 16.00 на траверзе Стрелецкой бухты был дан старт второму этапу (Севастополь — Туапсе, 260 миль). При двухбалльном зюйд-весте яхты огибают мыс Херсонес, идя в лавировку. К вечеру — полный штиль, временами яхты попадают в густой туман, видимость падает до 1 кабельтова. За сутки яхты прошли лишь 30—40 миль. Вообще на II этапе ветровой режим был крайне неустойчив — «роза ветров» распределялась по всей картушке компаса. От мыса Сарыч некоторые капитаны избрали морской вариант пути на Туапсе, другие, пользуясь береговыми бризами, дошли до Аю-Дага, а некоторые яхты поднялись по широте даже до мыса Меганом.
Мы на «Таврии» идем открытым морем. Пользуемся секстаном; через каждые два часа днем — обсервации по солнцу, в утренние и вечерние сумерки определяемся по звездам. Хронометра у нас нет, секундомеры пускаем по сигналам точного времени, принимаемым по радио. На многих яхтах пользуются обыкновенными транзисторами для определения приближенных пеленгов на радиомаяки Кавказского побережья.
Горы Главного Кавказского хребта открылись в дымке с небольшого расстояния лишь к концу дня 22 июля. Большая протяженность этапа, неустойчивость ветров намного «растянули» финиш. Последние яхты финишировали, когда уже был дан старт III этапа. II этап преподнес и несколько сюрпризов: яхта «Лейтенант Шмидт» попала в Новороссийск, неудачно выступили наши земляки — севастопольцы; «Слава» сошла с дистанции, а «Искра» «проскочила» в Сочи и, возвращаясь в лавировку, в Туапсе попала Лишь к старту III этапа.
По программе финиш III этапа должен был быть в Поти, но ввиду «затянутости» II этапа дистанцию сократили до 114 миль. Стартовали на акватории Туапсинского порта. На причалах и набережных было много зрителей.
Нужно сказать, что мы еще недостаточно используем средства пропаганды парусного спорта. Все получается, в основном, стихийно: однажды проснувшись, жители и отдыхающие видят лес мачт, белые паруса и спешат к месту стоянки яхт. А ведь можно заранее разослать афиши гонок в порты захода, использовать печать, радио, телевидение. Думается, что местные спортивные комитеты могли бы утвердить какие-либо памятные призы, скажем, для первой яхты, самому молодому или самому пожилому участнику гонки и т. п., которые вручались бы перед стартом очередного этапа. Затраты небольшие, а в выигрыше остались бы и зрители, и участники.
Этот этап оказался «счастливым» для «Таврии» — мы пришли первыми к финишу в своей группе. Дул слабый юго-восточный ветер. Большинство капитанов яхт, помня штилевую погоду II этапа, проложили свой путь на картах так, чтобы делать длинный галс вдоль берега и контргалс в море, надеясь на береговые бризы. Лишь несколько экипажей, предвидя поворот и усиление ветра к утру, рискнуло сделать длинный галс в море, и, как показал финиш, риск оправдался. К утру ветер повернул к весту и стал стабильным. К берегу в районе мыса Пицунда мы вышли во второй половине дня 24 июля первыми, а ветер к этому времени зашел практически на норд-вест и стал попутным. Видимые с кормы паруса трех «шестерок» стали расти буквально нд глазах: преимущество этих яхт при слабых ветрах неоспоримо. Возле Сухумийского мыса нас обошли «Вега», «Снарк» и «Меркурий». В таком порядке мы и финишируем у пирса «Гантиади» в Сухуми. Остальные яхты, следуя вдоль берегов, несколько раз попадали в «воздушные ямы» у мысов.
Перед IV этапом (Сухуми — Севастополь, 355 миль) борьба за призовые места крайне обострилась. В объединенной группе 4 яхты имели незначительную разницу в очках: одесские яхты «Вега» — 18,7, «Снарк» — 19.0, николаевские — «Меркурий» — 23,7, «Инесса» — 24.0. Все могло еще измениться и в I группе: «Арктурус» — 5,7, «А. Грин» — 11,7, «Таврия» — 13,7, «Арктика» — 21,0. В день старта, 25 июля, с утра лил проливной дождь, и речка Келасури окрасила Сухумский залив в желтый цвет. В 18.00 прозвучал стартовый выстрел, и яхты, отсалютовав десятками ракет, взяли курс в открытое море.
Весь переход до Крыма дул свежий ветер северных направлений от норд-веста до норд-оста, местами усиливаясь до штормового. Особенно запомнился день 27 июля: ветер достиг к 16 часам силы 8—9 баллов, пена, срываемая с гребней волн, образовала сплошную пелену, скрывшую горизонт. Шли в галфвинд, взяв два рифа на гроте и поставив штормовой стаксель. «Таврия» отлично отыгрывается на волне.
Все время что-нибудь рвется у парусов — это больное место. Лавсан для такой крупной яхты при свежих ветрах никуда не годится. Ткань излишне вытягивается и парус теряет форму. У наших парусов, пошитых парусным цехом Николаевского горпромкомбината, оказались ненадежными заделки шкотовых и галсовых углов, крепления карабинов. Словом, работы нам хватало. Штормовая погода устроила суровый экзамен и остальным яхтам. Из-за различных повреждений сошли с дистанции «Контур» (Батуми), «Надежда» (Бердянск), многие яхты пришли в Севастополь уже после старта V этапа.
Последний, завершающий этап гонки Севастополь — Одесса был, пожалуй, самым ровным по погодным условиям. В I группе практически перед этим этапом завершилась и спортивная борьба, все места яхт уже были распределены. Финиш в Одессе 31 июля разрешил спор среди яхт II группы.
2 августа торжественным парадом закрытия соревнований была завершена многодневная II Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Черном море.
Результаты соревнований на Кубок Черного моря
Группа I (6 яхт): 1. «Арктурус» (Одесса, Бовшин А. Д.) — 1, 1, 3, 2, 1 (8,7 очка); 2. «А. Грин» (Одесса, Форварщук В. Д.) — 3, 2, 2, 1, 2 (14,7); 3. «Таврия» (Севастополь, Уразов Н. Д.) — 4, 3, 1, 3, 4 (27,4); 4. «Антарктика» (Николаев, Нагорный Н. Н.) — 42,7; 5. «Арктика» (Николаев, Синько Ю. П.) — 44,4; 6. «Лейтенант Шмидт» (Одесса, Зимин С. С.) — 55,1.
Группа II (21 яхта): 1. «Меркурий» (Николаев, Ев-доков В. Д.) — 9, 2, 3, 1, 3 (29,4); 2. «Вега» (Одесса, Ямроз С. И.) — 7, 3, 1, 6, 1 (30,4); 3. «Снарк» (Одесса, Сигало В. Г.) — 4, 4, 2, 5, 2 (32); 4, «Инесса» (Николаев, Гапчук Г. А.) — 39,7; 5. «Наяда» (Николаев, Терняк В. М.) — 60,7; 6. «Алмаз» (Одесса, Пономаренко А. Г.) — 64,7.