Нелегко рассказать об этом празднике — о нашей самой популярной крейсерской гонке. Ведь сколько участников, столько и рассказов о ней, а участников на этот раз было особенно много. На старте седьмых гонок на Кубок Балтики собралось 98 экипажей — 680 яхтсменов! От этапа к этапу число экипажей, оспаривающих кубок, все увеличивалось и достигло 102! Годом раньше в шестых гонках стартовало 80 судов, а если обратиться к протоколам всех предыдущих лет, то картина получается такой: 75, 62, 52, 43, 37 яхт. Убедительная статистика, показывающая, что год от года балтийский марафон становится все более популярным. (И как не вспомнить, что начало всему положили экипажи четырех ленинградских «шестерок», оспаривавших в 1969 г. на переходе в Таллин только что учрежденный редакцией «Катеров и Яхт» кубок!)
Большую часть собравшегося флота составили яхты ленинградских яхт-клубов. Как обычно, мощный отряд выступал под флагами Эстонии, Латвии и Литвы. Уже не первый год участвовали в гонках московские яхтсмены; на этот раз крейсерский флот столицы представляли экипажи «Тороса», «Витязя», «Пилигрима» и «Миража». Во второй раз пробовали свои силы на Балтике дальневосточники. Были гости и с Урала — из Перми. Важной предстартовой новостью стало прибытие десяти зарубежных яхт, направленных на регату клубами Гданьска и Турку (городов — побратимов Ленинграда), а также Гдыни и Хельсинки; их участие придало гонке международный характер.
Первыми вступили в дело мерители. Главный меритель соревнований В. Лавров с удовлетворением отметил, что наконец-то наметился сдвиг к лучшему в оформлении мерительных свидетельств яхт. Если перед прошлогодней гонкой без замечаний было принято всего лишь одно свидетельство (на московский «Спрей»), то теперь число безупречно подготовленных документов дошло до 20. Зимний анализ мерительных свидетельств помог выявить ошибки и заблаговременно предложить капитанам устранить их. Перед стартом контрольный обмер прошли призеры 1976 г., яхты, которые впервые шли на регату, и те суда, в свидетельствах которых прослеживались явные несоответствия реальным величинам.
Были и протесты. На прошлогоднего обладателя Кубка Балтийского моря ленинградскую яхту «Сольвейг» (II стартовая группа) был подан протест капитаном другой ленинградской яхты — «Кареджи». Протест касался величины гоночного балла «Сольвейг». Фактическая скорость яхты под двигателем оказалась менее предписываемой правилами величины. Одно это несоответствие дало основание увеличить гоночный балл опротестованной яхты, а капитану «Кареджи» — выиграть протест. (Интересно, что это был едва ли не единственный протест за всю гонку, имевший серьезные последствия, а также и то, что, выиграв его, «Кареджи» не стартовала ни в одном из этапов!)
Мерители считают этот пример показательным и советуют всем извлечь урок уважения к правилам обмера, обещая в новом году тщательный «переобмер» всем, кто того заслуживает по замечаниям и предупреждениям (или просто по установившейся традиции). Хочется в этой связи подчеркнуть: очень жаль, что официальные тексты правил обмера имеются в яхт-клубах явно в недостаточном количестве.
Еще одной предстартовой новостью стала измененная разбивка яхт на гоночные группы. Перед стартом участники интересовались конкурентами и особенно — новичками гонки, приглядывались к новым судам, интересовались гоночными биографиями капитанов.
Наибольший интерес вызывала финская яхта «Хот стаф» (типа «Финфая-33»), которую привел из Хельсинки экипаж, укомплектованный сотрудниками журнала «Вене» («Лодка»). Об этой пластмассовой яхте, выигравшей, кстати сказать, чемпионат мира 1976 г. в классе «3/4 тонны», будет подробно рассказано в одном из ближайших номеров, а пока отметим другое. Сами финские спортивные журналисты очень заинтересовались «Таурусами», с которыми им предстояло состязаться («Хот стаф» с его гоночным баллом 7,50 м вошел в IV стартовую группу).
Информация об изображении
Впервые приняли участие яхтсмены из Польской Народной Республики и Финляндии
О яхтах польской постройки финны слышали много, но ходить на них им не приходилось. На предложение устроить прикидку с пересадкой откликнулся экипаж таллинского «Тауруса». Сначала эстонские яхтсмены на своей яхте «Вальтер» уверенно обходили гостей, а затем, перейдя на «Хот стаф», не могли угнаться за «Вальтером» с финской командой на борту. Гостям из «Вене» «Таурус» понравился: шел он легко, круто к ветру, на руле не лежал. А таллинцам пришлись по душе рангоут и паруса финской яхты. И действительно: «Хот стаф» под своими великолепными парусами на первом этапе отличился и обошел «Вальтера», который стал вторым (с учетом гандикапа). Неизвестно, каким оказался бы результат всех четырех этапов, останься финский экипаж в числе гонщиков до конца, но журналистов ждали неотложные дела в Хельсинки, и «Вальтер» в борьбе с остальными 26 соперниками вышел победителем.
Впервые приняли участие яхтсмены из Польской Народной Республики и Финляндии
Интересными судами пополнились и другие стартовые группы. Так, в I группу вошла 16-метровая пластмассовая яхта польской постройки (типа «Конрад-54») — «Летува», представлявшая клайпедский «Жальгирис». Конкурентов по ходкости ей трудно было назвать. Однако, если балл «Летувы» оказался на верхнем уровне (13,34), то у «Эры» — яхты ленинградского клуба «Труд» (типа «Драко») этот показатель был наинизшим (9,76). Отметим, что «Эра» несла на парусах индекс II группы, в которой она по правилам также имела право выступать.
Прибавилось в первой группе и яхт уже знакомого типа «Арктурус», представлявших Ленинград. Теперь их, вместе с впервые стартовавшим в гонке «Бонном», стало четыре.
Представительные II и III стартовые группы включали в основном яхты отечественной постройки (И и III класс IOR); здесь соответственно стартовало 25 и 24 яхты с гоночными баллами в диапазонах 8,42—9,01 и 7,81—8,38 м.
В IV группе (III класс IOR) преобладали «однотонники» польской постройки — типа «Таурус» и суда, близкие им по величине балла (от 7,50 до 8,35).
Новой и самой малочисленной была V стартовая группа, составленная из «полутонников» (V класс IOR). В ней вместе с двумя судами польской постройки, стартовавшими на первом этапе, в борьбу включилась яхта «Сухина» из Турку, построенная по проекту Спаркмена и Стефенса. Лишь она и обыгравшая ее таллинская «Аэгна» удачно прошли всю дистанцию: «Вега» из Риги, таллинская «Мари» и клайпедский «Зодиак» либо на отдельных этапах не стартовали, либо не укладывались в контрольное время. Баллы лучших судов этой группы находились в пределах от 6,52 до 6,74 м. Группа катамаранов пополнилась «Янусом». Построенное в Царникаве судно нового типа приобрел клуб из Приморска (Ленинградская область), но экипаж «Януса» пришлось возглавить самому конструктору катамарана рижанину А. Эглайсу — у владельцев яхты не оказалось дипломированного яхтенного капитана!
Гонка началась 3 июля — в День работников морского и речного флота. Погода подтвердила правильность принятого решения о выносе линии старта за Кронштадт, иначе могла бы повториться прошлогодняя история с лавировкой и столкновениями на Северном кронштадтском фарватере. С утра шел дождь, шквалило, потом ветер скис, оставив в память о себе мертвую зыбь, а затем перед самым стартом задул от норд-норд-веста. С этим шквалистым ветром участники и начали первый этап — от Ленинграда на Таллин через маяк Хельсинки. Им сопутствовали переменные по силе и направлению ветра, плотные туманы, затяжные дожди. За Гогландом, где ведущие гонку суда получили 5-балльный норд-норд-ост, отстающие заштилели, из-за чего не уложились в контрольное время...
Шквалы на первых же милях гонки многим до срока «убрали» паруса. И старые, и новые. Особенно досталось «Таурусам»: на них не обошлось без поломок спинакер-гиков! (Думаю, самокритичные гонщики признают, что нам еще недостает опыта работы со спинакерами в свежий ветер на яхтах с топовым вооружением).
Не пришла в яхт-клуб на Пирите яхта «Свирь», поскольку капитан Ю. Романов, заблудившись в конце этапа, привел ее «не туда» — в одну из гаваней Таллинского порта. Романов был снят главным судьей с гонки. Решение правильное, но уместен и вопрос: почему человеку со столь низкой яхтенной квалификацией был выдан капитанский диплом?
Серьезная причина задержала приход на финиш «однотонника» яхт-клуба БМП «Ольга». За Гогландом ее рулевой вдруг почувствовал, что яхта потеряла управление — румпель вращался независимо от руля. Достаточно было и одного взгляда в ахтерпик: баллер сломан пополам выше фланца короткой гельмпортовой трубы. Что послужило причиной поломки мощного, выточенного из нержавеющей стали баллера — оставалось только гадать! Команда быстро соорудила аварийный руль из весел, футштока и трапа, связанных концами, и навесила его на кормовой релинг. С этим рулем «Ольга» и подошла, лавируя, к дамбам в устье Пириты. Экипаж не пожелал выходить из борьбы: на старт второго этапа яхта вышла с соединительной муфтой на баллере, поставленной буквально за несколько коротких часов стоянки.
Информация об изображении
Яхты — участники соревнований стали первыми гостями новой олимпийской гавани в Таллине
Из Таллина на Клайпеду яхты уходили 6 июня — при 4-балльном ветре с оста и затяжном дожде. Одной из последних гавань оставила яхта «Алькор» (клуб БМП): на выходе она «нашла» подводное препятствие, о наличии которого предупреждали капитанов еще в Ленинграде, и получила течь ниже ватерлинии; судно пришлось поднять на берег для срочного ремонта.
Яхты — участники соревнований стали первыми гостями новой олимпийской гавани в Таллине
Не удалось вовремя взять старт и нескольким другим советским и польским яхтам. Во время затянувшегося оформления документов на отход из нового, еще не углубленного до нормы бассейна клуба, готовящегося стать олимпийским, вода при сгонном ветре ушла, яхты остались на мели. К этому времени катеров в клубе не оказалось, поскольку все они уже крейсировали в стартовой зоне. В трудное положение попали ленинградские «Витязь» и «Селигер», щецинские «Орхидея» и «Москит». Когда вернувшиеся в гавань катера выручили их, стартовавшие в 18.00 яхты давно ушли за горизонт...
Курс на Клайпеду «потребовал» постановки спинакеров. И снова шквалистый, уже 5-балльный ветер, одним махом оставлял иные яхты без парусов. На этом этапе не только терялись паруса: на тех же «Таурусах» выявилось слабое место в креплении рулей — сдавали петли и подпятники. Именно из-за такой аварии сошла с гонки «Россия»; экипажам «Тороса» и «Фрегата», имевших аналогичные поломки, лишь с трудом удалось достичь Клайпеды. Не повезло и владивостокскому экипажу. Их яхта «Восток» (типа «Былина»), только что принятая в Ленинграде с судоверфи ВЦСПС, на траверзе Вентспилса потеряла мачту. На «Востоке» не было новичков: суровая школа Тихого океана очень пригодилась яхтсменам на Балтике. Поднятые на гике вместо мачты штормовой стаксель и подспинакерный стаксель, ставший гротом, позволяли медленно, но верно продвигаться на Павилосту. Добравшись сюда, за шесть часов работы экипаж сумел вооружить обломок мачты и направился в Клайпеду, а здесь отметил День рыбака установкой срочно раздобытой новой стальной мачты. Вес ее — 300 кг — оказался втрое больше, чем штатной! С этой тяжеленной ржавой махиной «Восток» стартовал в двух очередных гонках. Очевидно, при этом приходилось думать уже не о спортивных успехах, а о том, чтобы не уронить чести спортивного флага родного ДВВИМУ им. адмирала Г. И. Невельского!
Прогноз на начало третьего заключительного этапа не предвещал ничего доброго, поэтому судьи приняли решение отменить курс на маяк Эландс-Сёдра-Грунд и дать гонку прямо из Клайпеды на Ригу. На этот раз на дистанции преобладали крутые курсы при переменных по силе ветрах. В Ирбенском проливе лидирующие яхты встретил ост. Часто налетали шквалы силой до 6 баллов, рулевые держали крутой бейдевинд. После Колки яхты получили 5-балльный зюйд-вест и устремились с ним на Ригу. Финиш этого этапа получился наиболее дружным.
И наконец, четвертая гонка по замкнутой трассе: всего 21 миля по генеральным курсам треугольника! И снова дует крепкий ветер, идет уже ставший привычным дождь. Рижский залив встретил яхты крутой волной. Шквалы от разных румбов прибавляли этой короткой гонке остроты. Положение одних экипажей эта схватка улучшила, другим, наоборот, ее результат не принес успеха. Но все участники дружно назвали четвертую гонку тяжелой. Характерно, что на последней прямой почти никто не ставил спинакера, хотя ветер был попутным. За этим стоял трезвый расчет: если исход четвертой гонки не мог серьезно изменить суммарный результат, рисковать парусами в сильный ветер уже не хотелось. Вот если бы гонки оценивались с учетом коэффициента сложности — тогда другое дело! Но о коэффициентах много говорили до стартов, а потом все-таки отказались от них...
Решение, скажем прямо, неправильное. Состязание крейсерщиков на Балтике уже перерастает рамки всесоюзного первенства, становится международным. И тем более во всем следует придерживаться общепринятых правил, по которым коэффициент сложности обязательно вводится. Привыкать к международным правилам и учитывать их детали мы обязаны еще и потому, что представляем страну Олимпийской парусной регаты-80 — большого праздника, частью которого будут и гонки крейсерских яхт.
Уровень судейства — тема особая. Яхтсмены благодарны энтузиастам, ежегодно принимающим на свои плечи большую ответственность по судейству наших гонок. Но число экипажей год от года увеличивается. И сами судьи, сознавая, что в росте популярности крейсерских гонок есть немалая их заслуга, искренне радуясь этому, не только чувствуют, что судить соревнования становится все сложнее, но и отлично видят, что организационная сторона дела уже начинает хромать.
Судейской бригаде необходимо более быстроходное судно, чтобы успевать за яхтами и прежде всего — за катамаранами. Большую пользу принесла бы надежная связь судейского судна с берегом; она позволит, например, контролировать выход яхт в предстартовую зону и информировать судейскую коллегию о задержках и случайностях, подобных тем, какие имели место в Таллине. На время старта местные яхт-клубы должны безотказно обеспечивать судей связными катерами. На финише также следует иметь контрольно-связные катера, которые в случае надобности могли бы прибуксировать в гавань яхты, нуждающиеся в этом, снять с мели суда, на которых двигатели опломбированы. Кстати, на последних этапах минувшей гонки часть судов с разрешения судей до старта и после финиша двигатели использовала. Думается, что в этом отношении следует придерживаться единого правила: ходить без пломб. Включил двигатель на дистанции — выходи из гонки. Яхтсменам можно и нужно верить!
В большинстве стран двигатели в крейсерских гонках не пломбируют. Капитаны же, пытающиеся улучшить свое положение с помощью двигателя, дисквалифицируются — и не на одну гонку, а на большой срок. Стоило бы и нам, к примеру, внести в положение о соревновании пункт о дисквалификации всего допустившего нечестность экипажа минимум на три сезона с приданием поступка гласности (это предложение внесли сами яхтсмены).
Не по душе участникам соревнований пришлась и спешка в день закрытия гонок. Был скомкан ритуал награждения. Призеров среди экипажей катамаранов объявили ошибочно. Даже на следующий день после спуска флага секретариат все еще корректировал таблицу результатов. Такое положение недопустимо!
Высказывали яхтсмены и такое пожелание устроителям гонок. Пусть не призы, а хотя бы скромные сувениры, но стоило бы вручать экипажам, занявшим вторые и третьи места в группах. А поскольку основная часть призов является переходящими и на яхтах в память об удачном выступлении ничего не остается, не лишним было бы и вручение небольших памятных досок для установки их в каютах судов-призеров. (Когда-то такая традиция бытовала, ее неплохо бы возродить! )
Легких дорог к победе нет. Как известно, упорный труд экипажа еще до выхода в гонку — по подготовке к ней судов играет важнейшую роль. Помнится, в одной из гонок в Польше в дни Операции парус-74 ленинградский «Варяг» буквально разваливался на ходу. Этого следовало ожидать — яхта только что вышла с верфи ВЦСПС, продукцию которой давно уже не отличает высокое качество. На этот же раз «Варяг» лидировал и победил в своей стартовой группе. И говорим мы об этом, чтобы подчеркнуть не только спортивное мастерство экипажа, но и огромную проделанную им работу: яхтсмены почти полностью перебрали корпус «Варяга», сменив даже килевую балку. Всех дел, поднятых экипажем капитана И. Дементьева, не перечислить!
«Нева» (из того же клуба «Труд») прежде финишировала, как правило, в числе замыкающих I группу. На этот раз старая яхта стала четвертой, пропустив вперед лишь экстремальные суда типа «Драко» и «Арктурус». Новую жизнь вдохнули в видавшее виды судно великолепные мастера, которых вывел на гонку капитан В. Модин: «Нева» пошла замечательно. И теперь лидеры оглядываются на нее с опаской, ведь гоночного мастерства ее рулевым тоже не занимать!
Блеснули и ленинградские парусные мастера, особенно — капитан победившей во II стартовой группе «Чайки» А. Коновалов. Изготовляя великолепные паруса другим, на этот раз он сшил и на свою «Чайку» комплект ничуть не хуже! Когда его спросили: «Анатолий, чего тебе не хватает, чтобы ходить еще лучше?» — он ответил: «Приборов!»
Вплотную к призерам этой группы приблизилась «Былина»: у нее 4-е место. Неплохие результаты показали и другие новые суда типа «Былины». У гонщиков с этих яхт пока еще нет единого мнения об их достоинствах и недостатках, но все в один голос критикуют низкое качество исполнения корпусов и плохо сшитые паруса. На устранение брака судоверфи ВЦСПС уходит не один год!
Три первых места среди «Таурусов» — у представителей клубов Прибалтики. Лучшая яхта IV группы — «Вальтер» капитана Т. Сеппера из Таллина (ДСО «Калев»). О ней уже упоминалось. Уместно будет только добавить, что и на ее подготовку умельцы из экипажа затратили немало времени. Только дополнительных лебедок, сделанных собственными руками, установлено шесть штук! «Вальтер» оснащен и новой мачтой из алюминиево-магниевого сплава.
Польскую Народную Республику представляли девять яхт. Лучшим их результатом стало 8-е место «Витязя-II» из Гдыни; вел эту яхту капитан Е. Косаковский. К сожалению, польские клубы не послали на Кубок Балтики такие свои знаменитые яхты, как «Огар» и «Карфи» с экипажами, у которых есть чему поучиться. (Не менее известный польский «Тау-рус» «Левантер» стартовал лишь в третьей гонке и выступил неудачно).
В I гоночной группе «Эре» (капитан Г. Лобыничев) так и не нашлось конкурентов. От «Альбатроса», занявшего 2-е место, ее отделило 31,7 очка, тогда как разрыв по очкам в результатах экипажей, занявших последующие места, совсем невелик.
Как и ожидалось, отличную скорость показала самая крупная из участвующих яхт — «Летува». На всех этапах она неизменно приходила первой среди килевых яхт. Лишь катамараны опережали ее, но в третьей и четвертой гонках и им не удалось догнать эту литовскую яхту, ведомую экипажем во главе с капитаном О. Кубилюнасом. «Летува» четырежды финишировала с большим отрывом от своих соперников по I группе, однако этих отрывов оказалось недостаточно, чтобы компенсировать неблагоприятную разницу в гоночном балле: так получилось, что по «исправленному времени» быстрейшая из яхт в число победителей не вошла (капитану О. Кубилюнасу был вручен Хрустальный кубок редакции за наивысшую абсолютную скорость).
Первую группу мы выделили как пример: здесь особенно разителен разрыв в гоночных баллах яхт-участников, а самих яхт было мало (тем более, что всю дистанцию прошло только 10 судов из 13). Теперь отметим другое. Это — самые большие и ценные яхты, командуют ими опытнейшие капитаны, однако бросается в глаза, что только пятеро из них имеют звания мастеров спорта.
Картина эта не изменяется уже ряд лет, на повышение спортивных званий в дальнейшем рассчитывать не приходится. Сходное положение и у капитанов в группе катамаранов. Бесперспективной в квалификационном плане долгое время, видимо, будет оставаться и группа «полутонников». Гонщики этих групп борются на дистанции с полной отдачей, проявляют волю к победе и спортивное мастерство, однако лишены стимула, признанного в любом виде спорта.
Чтобы спортивные заслуги оценивались по справедливости, стоит пересмотреть положение о присвоении званий гонщикам на крейсерских яхтах. Слово за Федерацией парусного спорта СССР!
Вот уже и седьмая по счету гонка крейсерских яхт на Балтике стала историей. Она обогатила опыт отечественных морских парусных соревнований, показала десятки примеров высокого искусства яхтсменов, их преданности и любви к трудному и благородному спорту. Восьмая гонка не за горами. Пусть же она будет еще увлекательнее!
Сильных конкурентов вам, друзья, и отличного ветра!