В черноморской гонке прежде всего бросался в глаза относительно малочисленный состав флота — всего 39 яхт в четырех стартовых группах против 96 в гонках Кубка Балтики-79. И это при значительно более благоприятных климатических условиях! По общему мнению яхтсменов, этот парадокс объясняется тем, что на самом Черном море, в отличие от Балтики, нет развитой сети мощных яхт-клубов, которые культивировали бы дальние плавания под парусами. Если не считать московскую «Аврору» и саратовскую «Диану», то остальные 37 судов представляли флаги чуть ли не 20 клубов и ДСО Одессы, Николаева, Киева, Севастополя, Жданова, Таганрога, Ростова, Евпатории, Бердянска, Ильичевска. Естественно, что мелким и разрозненным клубам и спортсекциям гораздо труднее решать вопросы, связанные как с приобретением и нормальной эксплуатацией дорогостоящих крейсерских яхт, так и с организацией дальних плаваний с выходом в открытое море.
Наиболее интересной по составу участвующих судов была I стартовая группа яхт. Здесь встречались такие непохожие яхты, как «Винджаммер» — новый польский «Конрад-45» с переделанным на одномачтовый вариант вооружением и полным комплектом дакроновых парусов и «Альбатрос» — относительно узкая и длинная старая (1935 г. постройки) 17,5-метровая 15-тонная яхта с комплектом парусов, состоящим всего из двух лавсановых гротов и стакселя. Были два серийных «Опала-2», один «Арктурус», три «Конрада-45», известная читателям сборника стальная «Таврия» и алюминиевая «Фея», построенная николаевскими яхтсменами-судостроите-лями (Черноморский судостроительный завод).
Старт первому 144-мильному этапу Одесса — Евпатория был дан в полдень 7 августа. При 6-узловом ветре яхты в лавировку поШли в море. К утру следующего дня ветер успел сделать полный заход на 360°, то стихая до нуля, то усиливаясь до 20 м/с; так что экипажам приходилось работать с парусами практически постоянно. Почти до самого мыса Тарханкут яхты шли плотной группой, и только когда под утро полные курсы снова сменились ла-вировкой, вперед вырвались «Альбатрос» и «Винджаммер», которого хорошо везли дакроновые паруса.
Море перед самой Евпаторией устроило яхтам хорошее испытание. Сильные шквалы налетали один за другим. Яхту типа «Опал-2» положило парусами на воду и порвало геную. В этой обстановке «Винд-жаммер» отстал.
Первой финишировал «Альбатрос»; второе место заняла пришедшая на 1 час 20 мин позднее яхта «Фея» под командованием ее конструктора и строителя М. В. Сагайдакова. Для яхт польской постройки сымым высоким местом оказалось третье, завоеванное одесской яхтой «Содружество» («Конрад-45»). Таким образом, старая яхта и яхта самостоятельной постройки, вооруженные старыми, не раз латанными и нотерявшими свою форму лавсановыми парусами, оказались победителями. Забегая вперед, отметим, что «Фея» и дальше успешно конкурировала с новейшими серийными яхтами и уверенно заняла в своей группе второе место.
Второй 402-мильный этап Евпатория — Поти был продолжительным. Почти 6 суток вне видимости берегов, при слабых ветрах (не более 3 баллов с частыми заходами) яхты шли до кавказского побережья. Экипажам снова и снова приходилось менять и перенастраивать паруса. Южное солнце так накаляло неокрашенные или неотполированные металлические части яхт, что до них невозможно было дотронуться. В каютах было жарко, как в парной бане. Обливания теплой соленой водой не приносили облегчения. Часто встречались стада дельфинов и, к общему нашему огорчению, немало плавающего мусора. И это почти посредине Черного моря!
После второго этапа почти во всех группах обстановка оставалась напряженной, за призовые места боролось по нескольку экипажей. И лишь третья завершающая 163-мильная гонка внесла ясность.
Соревнования были завершены 18 августа приходом в Туапсе.
Оценивая организацию гонок и деятельность судейской коллегии, хочется отметить большую энергию и оперативность главного судьи М. С. Неделько. Однако распределение яхт на четыре мелкие стартовые группы представляется неоправданным. Удивляет низкая квалификация мерителей г. Одессы. Яхты оказались плохо подготовленными к представлению мерительных документов, например, в I группе за сутки заявлены были только два судна из девяти. Явно проявлялось безразличие, а порой и недоброжелательное отношение ряда местных портовых органов к яхтсменам. Только в Туапсе участники гонок могли «без проблем» пользоваться баней, душевой, туалетом, мусорными баками.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что парусные гонки крейсерских яхт на Черном море специфичны и по-своему очень интересны. Здесь имеются все условия для дальнейшего развития парусного спорта, и думается, местные органы власти и администрация портов должны способствовать этому более энергично.
Победители и призеры гонок на Кубок Черного моря
I группа (9 яхт): 1 — «Содружество» («Конрад-45»), капитан А. И. Никитин, Одесса (места в гонках — 3, 1, 1); 5,7 очка; 2 — «Фея», М. В. Сагайдаков (2, 2, 3); 11,7; 3 — «Альбатрос», Н. А. Бутенко, Жданов (1, 7, 3); 16,0.
II группа (6 яхт): 1 — «Эпиф» (однотонник), П. Н. Смолииенко, Одесса (2, 1, 2); 6,0; 2 — «Гранат» («Алькор»), А. И. Шамрай, Одесса (5, 4, 1); 18,0; 3 — «Сириус», А. В. Иозирович, Одесса (4, 3, 3); 6,0.
III группа («Таурус», 13 яхт): 1 — «Гриф», В. В. Павлов, Одесса (1, 2, 1); 3,0; 2 — «Барс», А. С. Пайна, Одесса (4, 1, 3); 13,7; 3 — «Альциона», Н. Е. Рогозинский, Одесса (3, 3, 4); 19,4.
IV группа (Л6, 11 яхт): 1 — «Снарк», С. И. Ямров, Одесса (1, 1, 5); 10,0; 2 — «Дункан», С. Ф. Ященко, Николаев (3, 3, 3); 17,1; 3 — «Вега», М. А. Коваленко, Одесса (2, 4, 4); 19,0.