Каждая команда сильна своим резервом — той молодой сменой, которой предстоит защищать спортивную честь коллектива в будущем. Хотелось бы, говоря о подготовке к XXII Олимпиаде, сказать и о резерве нашей парусной сборной.
Парусный спорт — один из труднейших для подросткового возраста; он требует от юного спортсмена серьезной подготовки, как физической, так и технической и теоретической. Немалую роль играет при этом материальная часть — лодки и паруса, на которых выступают яхтсмены.
Парусный спорт пока еще не включен в программу спартакиад школьников; это, естественно, сказывается на отношении к нему на местах. Специфика же парусного спорта как технического вида спорта такова, что для регулярных занятий им необходима не только подходящая акватория, не только яхты определенных классов, но и соответствующая специально оборудованная база, продуманная и надежная система обеспечения безопасности тренировок и здоровья детей. По вполне очевидным причинам парусный спорт не может быть таким же массовым, как, скажем, легкая атлетика. Многие ребята даже в приморских и традиционно «парусных» городах не имеют о нем представления. И тем не менее можно сказать, что детско-юношеский парусный спорт становится все более популярным, а те, кто начинает заниматься парусом смолоду, чаще всего остаются верны ему всю жизнь.
В разных концах нашей страны работают тысячи самых различных детских морских клубов и кружков юных моряков. Их деятельность имеет неоспоримое ; прикладное, воспитательное и оздоровительное значение. Ребята знакомятся с морским делом, летом плавают на веслах и под парусами. Практически при всех «взрослых» яхт-клубах созданы детские парусные секции и кружки, также делающие большую и очень полезную работу. Однако для подготовки гонщиков этого мало. Наряду со всем этим, в парусном, как и во всех других видах спорта, встал вопрос о необходимости серьезной — целенаправленной и планомерной подготовки резерва для большого спорта.
Для подготовки такого резерва яхтсменов высокого класса и стали организовываться детско-юношеские спортивные школы. Появились тренеры, специализирующиеся на работе именно с детьми. Появилась какая-то единая система такой работы, методическое руководство ею. И уместно будет отметить большую заслугу в этом Ю. В. Пильчина, много сделавшего в 60-е годы для организации детско-юношеского парусного спорта в стране. Сейчас этой работой занят большой и сильный коллектив опытных яхтсменов — тренеров во главе со старшим тренером юношеской сборной СССР Л. С. Ремневым. Методическое руководство осуществляет тренерский совет при ФПС СССР.
Сегодня мы можем говорить определенно, что в стране создана целая - сеть успешно работающих ДЮСПШ. Показательна их география. Это не только Москва и Ленинград, но и Таллин, Одесса, Севастополь, Киев, Владивосток, Саратов, Никополь, Минск, Липецк и т. д.
И не случайно часть наших детско-юношеских парусных школ, например — три из четырех, работающих в Москве, сейчас уже получили название специализированных школ, а некоторые — специализированных школ олимпийского резерва. Этим переименованием подчеркивается особая роль системы организации детско-юношеского парусного спорта в деле подготовки гонщиков, которые в будущем будут входить в сборные олимпийские команды страны.
Сложилась и единообразная методика подготовки юных спортсменов. Младшие юноши, начиная с 10—12 лет, тренируются и соревнуются на швертботах детских классов «Оптимист» и «Кадет», строящихся нашей Таллинской экспериментальной верфью спортсудостроения и закупаемых в ПНР и ГДР. Старшие юноши — юниоры до 19 лет включительно — гоняются уже на швертботах «переходных» («420», «ОК-динги») и, наконец, «взрослых» классов («470», «Финн»).
Спортивный сезон юных яхтсменов насыщен соревнованиями различных рангов, начиная с первенств секций и школ и кончая юношеским первенством СССР отдельно для двух возрастных категорий.
Соревнования проводятся как по ведомственному принципу, когда встречаются спортсмены одного спортивного общества (например, ДСО «Труд», «Водник», СА и ВМФ) со всей страны, так и по территориальному признаку. Территориальные соревнования включают первенства городов и республик; в них встречаются спортсмены разных спортивных обществ и ведомств, но проживающие и тренирующиеся в одном климатическом поясе. Чемпионат СССР среди юношей организуется попеременно — один год по территориальному признаку (участвуют сборные команды республик, Москвы и Ленинграда), второй — по ведомственному (представлены сборные спортивных обществ).
Наконец, немало проходит и самых различных матчевых встреч, которые также помогают юным яхтсменам совершенствовать мастерство, приобретать опыт участия в соревнованиях, крепить спортивную дружбу. Так, Новгородский спорткомитет ежегодно проводит юношескую Ильменскую регату, принимая на территории своего маленького яхт-клуба большое число гостей. Гонки проводятся а классе «Финн» и в классах детско-юношеских швертботов. Обычно в соревнованиях участвуют 8—10 команд. Интересная акватория, четкая организация гонок и теплый прием неизменно оставляют самые приятные воспоминания об этих соревнованиях у всех участников.
Спортивный сезон юных яхтсменов открывается обычно в дни весенних школьных каникул. Последние два года первой общесоюзной встречей является открытое первенство КЧФ и весеннее первенство ВС ДСО профсоюзов в Севастополе. Это одно из любимых и труднейших соревнований. Многие вступают в борьбу, настраивая яхты прямо в гонках; первый старт севастопольской встречи является одновременно и первым в году выходом в море!
К участию в этих соревнованиях 1979 г. было допущено более 700 спортсменов, одновременно 460 яхт вышли на внешний рейд Севастополя! Около 100 тренеров внимательно следили за успехами и неудачами своих питомцев. Это были самые массовые юношеские соревнования в стране; 122 экипажа стартовало в классе «Кадет», 108 рулевых — в классе «Оптимист». Нечасто встретишь такое, тем более, что гонки проходили в открытом море!
Победителями соревнований в «старших» классах стали: в «470» (участвовало 43 экипажа) — ленинградцы Д. Николаев и О. Тарасов, а в классе «Финн» (51 участник) — ленинградец Л. Никандров.
Организация, обеспечение и судейство севастопольских гонок были на самом высоком уровне (главный судья Д. С. Сивакс). Добавим, что в Севастополе проходил отбор кандидатов для поездки на международные соревнования, в частности — на розыгрыш Кубка юниоров в г. Рыбник (ПНР). Здесь 12—18 апреля состязались юные яхтсмены, выступающие в трех классах судов; «420» (участвовало 33 экипажа), «ОК» (26) и «Кадет» (29). Лучшим результатом нашей команды, включавшей 12 экипажей, было 4-е место москвичей Дмитрия Березкина и Игоря Кузнецова в гонках «420». Кстати сказать, Березкин впервые гонялся в этом классе, до того он выступал только на «Кадетах».
Можно сразу же отметить очень удачное выступление наших юношей на другой Международной регате — в Венгерской Народной Республике. В гонках швертботов класса «420» победил экипаж в составе Г. Шайдуко — С. Тусинов. Второе призовое место заняли Д. Березкин и И. Кузнецов.
Специально для исключения влияния качества материальной части календарем минувшего года предусматривалась трехэтапная система юношеских соревнований с пересадкой рулевых («Оптимист», «Кадет», «Финн»]. В июне—июле проводились такие соревнования на местах и по республикам, а в августе — финальная общесоюзная встреча 140 лучших юных яхтсменов в Таганроге.
Интересно прошло и первенство СССР среди младших юношей в столице Украины — с 21 по 27 августа. В гонках приняло участие 76 юношей не старше 1962 г. рождения в классе «Кадет» (38 экипажей) и 36 юношей не старше 1965 г. рождения в классе «Оптимист». Победителями встречи юных стали москвичи Павел Афонькин — Андрей Прохоров и киевлянин Виктор Сафин. Самым младшим участником гонок в столице Украины, впервые принимавшей участников первенства страны, оказался 9-летний Андрей Прибылов («Аврора», Москва).
Однако центральным и наиболее интересным внутрисоюзным соревнованием года явилось первенство СССР среди «старших» юношей — юниоров (1960—1961 гг. рождения). Эта встреча проходила 10—15 июля в г. Тольятти в четырех классах судов — «Финн», «470», «420» и «ОК-динги». Включение в программу юношеских соревнований судов двух олимпийских классов представляется совершенно правильным. Это дало возможность тренерам раньше «пересаживать» юных спортсменов на взрослые суда, а юниорам — участвовать в соревнованиях взрослых, набираясь опыта у мастеров. Не случайно же, например, в московских соревнованиях общегородского масштаба в числе призеров гонок на швертботах «470» и «Финн» очень часто оказываются спортсмены, не вышедшие из юниорского возраста. Такая же картина наблюдается в Ленинграде и на Украине.
Куйбышевское водохранилище уже трижды становилось ареной юношеских первенств страны. Спортсмены и тренеры довольны организацией и проведением здесь этих встреч; акватория и погодные условия удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым при проведении соревнований подобного ранга.
Можно сказать, что тольяттинские чемпионаты дали путевки в большой спорт уже многим нашим известным яхтсменам. Так, бронзовые призеры чемпионата юниоров 1975 г. братья Юрий и Василий Корячкины двумя годами позже стали чемпионами Европы в классе «470» среди взрослых. Серебряный призер того же чемпионата Михаил Азаров — ныне один из призеров VII Спартакиады народов СССР.
Первенство среди юниоров 1979 г. отличалось от всех прошедших в первую очередь еще более возросшим уровнем спортивного мастерства участников. Достаточно сказать, что среди 148 юных спортсменов было 5 мастеров спорта и 50 кандидатов в мастера. Отметим, что допускались только рулевые со спортивной квалификацией II разряд и выше. Каждая республика, а также города Москва и Ленинград выставили по 8 яхтсменов — победителей местных соревнований. Была сделана попытка в максимальной степени уравнять шансы участников на победу, устранив влияние различий в материальной части: так, допускались только суда производства верфей СССР, ГДР и ПНР, в классах «ОК-динги» и «Финн» было запрещено применение металлического рангоута. Однако, если предполагаемое уравнивание шансов удалось в классах «Финн», «420» и «ОК», то в «470» этого не произошло: «семидесятки» польского производства значительно проигрывали в ходовых качествах новым яхтам, построенным на Таллинской экспериментальной судоверфи.
Построенный в Таллине швертбот победителя соревнований — представителя Ленинградского центрального яхт-клуба ДСО «Труд» Андрея Николаева был самым быстроходным. Безусловно, А. Николаев — сильный гонщик. Можно напомнить напечатанную еще в 1975 г. в сборнике №54 статью тренеров ДЮСПШ И. Волковой и С. Крюкова, где о нем говорилось как об очень перспективном яхтсмене, хотя он выступал и побеждал тогда еще в самом младшем классе «Оптимист». Но на этот раз он выиграл первенство страны практически без борьбы: у него пять первых мест и одно второе, в седьмой гонке он не участвовал. Остальные призовые места в классе «470» достались представителям Украины; второе место — В. Сизько и С. Петракову, третье — В. Юрчуку и С. Аносову.
В классе «420» два сильнейших экипажа не участвовали в соревновании — гонялись на международной регате в ВНР. Победил экипаж Ленинградского «Водника» А. Сальников — А. Кубенко.
В классе «Финн» первое место также досталось представителю города на Неве В. Гурову. На «ОК-динги» гонки выиграл юный спортсмен из Киева Сергей Пичугин.
Соревнования показали, что тренерами и самими юными спортсменами проделана большая работа в части совершенствования как спортивного мастерства, так и материальной части. Можно было видеть, например, много новых парусов, сконструированных и пошитых тренерами с учетом особенностей гонщиков. Но есть еще и неиспользованные резервы в совершенствовании учебно-тренировочного процесса и улучшении теоретической подготовки спортсменов. Тренеры сборной команды СССР в один голос говорят именно о недостаточной теоретической подготовке молодого поколения, о неуверенной работе вчерашних юношей с материальной частью. А ведь в таком техническом виде спорта, как парусный, готовность спортсмена к старту во многом определяется готовностью его материальной части!
Уже сегодня в списках участников главных общесоюзных соревнований взрослых яхтсменов мы все чаще встречаем знакомые фамилии бывших воспитанников детско-юношеских школ. Так, победителем двух последних спартакиад народов СССР и соответственно дважды чемпионом страны в классе «470» был воспитанник Никопольской ДЮСПШ Владимир Игнатенко. В классе «Финн» победителем спартакиады и чемпионом страны минувшего года стал воспитанник минской ДЮСПШ Сергей Хорецкий. Стоит назвать в этой связи и имена таких уже хорошо известных в стране яхтсменов, как В. Мудриченко и В. Зарослов, Ю. и В. Корячкины, М. Кудрявцев.
И можно с уверенностью сказать, это — лишь первые успехи, система подготовки резерва парусной сборной страны может и будет работать лучше, еще более результативно.