В самом его начале были сформированы два экипажа — Евгения Кудрявцева (шкотовые — Геннадий Страх и Сергей Канов) и мой (Александр Музыченко и Олег Мирон). Для Евгения это был сезон первых стартов в крупных соревнованиях за рубежом. Однако он смог занять второе место на Каннской регате, выиграл Йерскую регату, завоевал бронзу на чемпионате Европы. Наш экипаж выиграл юбилейную Киль-скую регату и был вторым на чемпионате Европы. Можно сказать, советские яхтсмены добились на «Солингах» известных успехов. Не последнюю роль в этом сыграло участие в регатах сразу двух наших экипажей. По своему опыту знаю, как трудно в одиночку, без поддержки товарищей по команде, добиваться стабильных и высоких результатов на международных встречах при сильной конкуренции большого числа опытных гонщиков, обладающих практически одинаковой материальной частью и, как следствие этого, имеющих одинаковую скорость.
Во всех соревнованиях минувшего года решающую роль сыграли слаженная работа экипажей и правильная тактика ведения гонок. В этом смысле наши экипажи, по признанию зарубежных соперников, показали себя с лучшей стороны. Единственное, что нас подводило, это пока еще недостаточный опыт взятия старта при большом числе (обычно более пятидесяти!) участников. Во внутрисоюзных соревнованиях редко стартует больше полутора десятка «Солингов». Ясно, что единственная возможность приобрести уверенность, накопить опыт массовых стартов — чаще участвовать в больших гонках на «чужой» воде. В этом мы видим свой «резерв», путь обретения стабильности, дальнейшего повышения результатов в международных встречах.
Что касается материальной части, то сегодня наша сборная оснащена ею на уровне лучших зарубежных экипажей. Предпочтение в классе «Солинг» отдается сейчас первоклассным лодкам и алюминиевому рангоуту канадской фирмы «Аббот» и американским парусам «Норта».
Памятно для нас выступление в открытом чемпионате Европы в нашем классе в сентябре минувшего года в проливе Эресунн (Зунд). В Копенгаген прибыли 53 экипажа из 16 стран Европы, Северной и Южной Америк. Десятью экипажами во главе с Вальдемаром Бандоловским — двукратным олимпийским чемпионом и многократным призером чемпионатов мира и континента были представлены хозяева чемпионата. Другой известный датчанин, также двукратный олимпийский чемпион — Поль Енсен выступал в составе канадского экипажа Ханса Фогха. Десять экипажей из ФРГ возглавляли олимпийский чемпион Вилли Кувайде и чемпион Европы 1977 г. Фриц Гаис. Экс-чемпион Европы австриец Фартхофер, англичанин Лоу, итальянец Ломаро, Рихтер и Наук из ГДР, — все это звезды парусного спорта, включившиеся в борьбу за титул чемпиона 1982 г.
Гонки были нелегкими не только потому, что состав соперников оказался очень сильным, но и из-за сложных условий на акватории. На дистанции оказалось довольно сильное течение (скорость от 20 до 30 м/мин), изменяющее направление в течение дня. Настоящим бедствием стали целые острова водорослей (хотя глубина в районе дистанции доходила до 10 м).
Большое количество участников заставило гоночный комитет особо тщательно оговорить стартовую процедуру, к слову сказать, весьма своеобразную. Гоночной инструкцией предусматривалось: первый старт давать как обычно; при втором старте — в случае общего отзыва, вводилось правило огибания концов стартовой линии, при третьем — действовало правило одной минуты. Был предусмотрен часто практикующийся на международных гонках яхт класса «Солинг» летучий старт, или, как его еще называют, — «гейт старт». При этом старте яхта, назначенная гоночным комитетом (обычно это экипаж, финишировавший накануне 10-м), проходит перед всем флотом в бейдевинд левым галсом. Вплотную за ее кормой идет мотолодка, которая буксирует на коротком конце стартовый буй; впереди под ветром яхту ограждает мотолодка или катер. После сигнала «Старт открыт» все остальные яхты должны оставить этот буй справа. Многие гонщики недолюбливают этот вид старта, поэтому судьи прибегают к нему в крайнем случае. После третьей гонки в случае неудачного старта судейская коллегия вводит правило пяти минут, по которому ни одна яхта не имеет права пересекать стартовую линию в течение 5 мин перед стартом.
Нам пришлось иметь депо с непривычным «гейт-стартом» в нескольких гонках, которые проходили при слабых северо западных ветрах и на течении. Дважды при относительно неудачных стартах нам удалось финишировать только вторыми, а экипаж Жени Кудрявцева занял в этих гонках соответственно 3-е и 4-е места. После четырех гонок мы вышли в лидеры соревнований; вторым был Ханс Фогх. Располагая значительным запасом очков, я считал, что думать лишь об удержании этого преимущества еще рано, поскольку впереди были три гонки. Мы решили вести обычную борьбу на дистанции, не думая о том, чтобы придержать канадца за кормой. Однако в наши расчеты внесла свои коррективы погода.
Пятая гонка для нас сложилась неудачно с самого начала: стартовали от внешнего конца пинии. Затем нам не удалось вовремя лечь на выгодный левый галс, а в итоге у верхнего знака 39 яхт оказались впереди нас. Все, что мы смогли сделать на оставшейся части дистанции, это прийти к финишу 18-ми. Эту гонку Фогх завершил первым и тем самым не только сразу же ликвидировал весь запас штрафных очков, но и по сумме результатов опередил наш экипаж. Женя Кудрявцев финишировал пятым, в то время как его основной соперник бразилец Граель «провалился» в этой гонке на 21-е место.
В завершающий день чемпионата, когда его организаторы планировали провести две гонки, на море неожиданно опустился плотный туман, ветра не было. Не имело даже смысла выходить в море. Соревнования завершились досрочно; согласно правилам проведения чемпионатов в классе «Солинг», в зачет участникам пошли штрафные очки, полученные во всех пяти состоявшихся гонках. Так Ханс Фогх стал победителем открытого чемпионата Европы (к слову сказать, он был одним из немногих, выступавших на датской яхте фирмы «Бориссен»). Пережив разочарование по поводу утраченных позиций, наши яхтсмены получили удовлетворение тем, что стали сильнейшими среди европейских экипажей.
Результаты открытого чемпионата Европы 1982 г.
1 — Ханс Фогх (Канада); 41,7 очка; 2 — Борис Будников (СССР); 52,0; 3 — Евгений Кудрявцев (СССР); 68,7; 4 — Фриц Гайс (ФРГ); 71,7; 5 — Торбен Граель (Бразилия); 76,7; 6 — Михаель Фартхофер (Австрия); 82,0.