За год до описываемых ниже событий в республиканский центральный яхт-клуб Риги привезли странное двухкорпуеное парусное судно. Все у него было «не так». Мачта наклонена, но не назад, а к ДП, и раскреплена трубкой-подкосом. Корпуса не были симметричными, как у «нормального» катамарана: один, у которого стояла мачта, был узким и длинным, походил на корпус буера, а другой — короткий — напоминал небольшую гоночную мотолодку, в его кокпите виднелись два штурвала. Оба корпуса имели на днище поперечные реданы, оба шверта были установлены под углом к плоскости ДП. Поперечная балка была только одна; все сооружение, стянутое тонкими стальными тросами, выглядело как-то ненадежно.
Конструктор судна Алдис Эглайс охотно давал пояснения. Это — проа. Ходит оно только одним — левым — галсом, однако маневренность в данном случае и не важна: парусник предназначен для установления рекорда скорости на 500-метровой прямой. Наклонные шверты играют роль подводных крыльев. Благодаря тому, что мачта наклонена, подъемная сила на парусе также имеет вертикальную составляющую. Сумма подъемных сил на швертах-крыльях и на парусе должна полностью поднять судно из воды так, чтобы оно касалось водной поверхности только тремя точками: кормой и реданом длинного подветренного корпуса и реданом наветренного корпуса-аутригера. Конечно, в воде во всех случаях должны оставаться шверт и руль подветренного корпуса! После выхода «на крылья» сопротивление воды движению судна резко уменьшается и по расчетам конструктора оно должно развивать на галфвинде скорость 24 уз, а на курсе бакштаг — даже 40 уз! Однако все это возможно при достаточно сильном ветре. Тогда, год назад, ветра так и не дождались.
Теперь, на третий день недели рекордов, с утра появилась надежда, что ветер будет. Первыми на озеро ушли судейские катера: они установили вешки таким образом, чтобы 500-метровая трасса1 для рекордных заездов была расположена перпендикулярно направлению ветра.
Около полудня все подготовительные работы были закончены. По сигналу судьи рекордное судно стало выходить на трассу. Надпись на борту «Центаурус-2» как бы подчеркивала его родство с большим «Центаурусом» — самым быстроходным из всего семейства крейсерских катамаранов, построенных верфью рыбколхоза в Царникаве по проектам того же конструктора. Стоит напомнить, что это была уже третья модель парусника, создаваемого специально для штурма мирового рекорда скорости (две предыдущие к этому моменту были списаны и разоружены). В день первого заезда «Центаурус-2» нес парус площадью 15,5 м2, т. е. «выступал» в классе В (от 13,94 до 21,84 м2). Насколько известно (см. «КЯ» № 97), мировой рекорд в этом классе, установленный в октябре 1981 г. Эндрью Грогоно на катамаране на подводных крыльях «Икарус» (класс «Торнадо»), равен 24,46 уз (45,4 км/ч). Удастся ли нашему «Центаурусу» превысить эту скорость!
В сотне метров от стартового створа «Цента у рус» плавно поворачивает на галфвинд, разгоняется и красиво выходит на расчетный «крыльевой» режим у самого флажка на марке № 1, но порыв ветра кончается, когда судно не прошло и половины дистанции. Приходится асе начинать сначала, однако «пристроиться» к кратковременным порывам ветра никак не удается. Только на четвертой попытке ветер усилился настолько, что «Центаурусу» удалось пройти а режиме «полета» все полкилометра. Зафиксирован первый результат — 55,1 с. С берега мгновенно сообщили точную длину дистанции (514,4 м) и скорость — 18,1 узла.
Результат внес заметное оживление. Еще бы. Уже на первом заезде удалось превзойти лучший результат, показанный на шведской неделе рекордов в конце 1981 г. (английский катамаран класса А «Си Флай» на подводных крыльях развил тогда скорость 17,3 уз) Ветер тем временем усиливался, на каждом очередном проходе результат все улучшался: 18,8 уз, потом 19,8 уз.
На последней, пятой попытке была показана наивысшая скорость дня — 21,1 уз, однако стало ясно — судно в полную силу не идет. Была очевидна и причина. Как только сила тяги паруса увеличивалась, до максимальной, дифферентующий на нос момент возрастал настолько, что крыло подветренного корпуса погружалось почти на всю высоту — скорость падала. Во время усиления ветра приходилось приводиться, чтобы уменьшить тягу паруса. Достичь оптимальных результатов при этом было невозможно.
Решили, во-первых, изменить угол установки подветренного крыла, а во-вторых, уменьшить тягу, поставив парус меньшей площади. Теперь «Центаурус-2» выступал уже не в классе В, а в классе А (площадь до 13,94 м2; рекорд — 23 уз).
На следующий день первый же выход на воду переоборудованного судна показал, что скорость заметно возросла. «Центаурус» шел очень ровно и высоко над водой. Парус, отлично пошитый рижским парусным мастером Вилисом Бриедисом из материала, с обеих сторон покрытого гладкой лавсановой пленкой, позволил во время порывов ветра легко набирать скорость — судно просто «уходило от ветра». Однако зафиксировать скорость на трассе не удавалось: ветер то и дело ослабевал. Два дня прошли в таких же бесплодных попытках — ветра явно не хватало. Только один раз дистанция была пройдена полностью: скорость составила 20,2 уз. Переставили дистанцию в другое место — не помогло. В то время после прохода марки № 2 «Центаурус» неожиданно прошел добрых два километра со скоростью, явно не ниже рекордной...
На шестой, последний день «недели» с утра порывы ветра стали немного сильнее. Договорились продолжать заезды до первого результата выше 23 уз.
Перед первым стартом, который оказался и завершающим, «Центаурус» долго дожидался очередного усиления ветра. Задуло. «Центаурус» начал разбег и пересек стартовый створ в галфвинд на скорости около 40 км/ч. Через 10 с после выхода на трассу наветренное крыло полностью вышло из воды и малый корпус медленно, но верно пошел вверх. Рулевой сразу же слегка увалился, и этот корпус так же медленно стал опускаться. Как только крыло коснулось воды, последовал поворот на ветер. Так, плавными зигзагами, с наветренным крылом, только изредка касающимся воды, «Центаурус» пролетел дистанцию за 38,6 с. Когда геодезисты измерили дистанцию, ее длина оказалась равной 536,5 м. Калькулятор выдал две круглые цифры скорости: 27,0 уз или 50,0 км/ч.
Так, с результатом, который выше мирового рекорда не только в «своем» классе А, но и во всех «ограниченных» классах вообще, закончилась первая у нас неделя рекордов под парусами. Из-за слабых ветров заезды проводились только в три дня из запланированных шести. Ветра сильнее 4 баллов так и не было. Ни один из приготовившихся к стартам участников на парусной доске на дистанцию так и не выходил, не желая показать результат, который будет явно ниже его возможностей.
К сожалению, результат «Центауруса-2» в качестве рекорда утверждаться не будет: не выполнено одно из правил, согласно которому за месяц до проведения заездов в Комитет ИЯРУ по рекордам скорости должно быть направлено соответствующее оповещение.
Следующую Неделю рекордов Федерация парусного спорта Латвийской ССР планирует провести в Риге с 3 по 10 сентября 1983 г. Будем надеяться, что все организационные формальности будут выполнены, а свежий ветер Балтики позволит «Центаурусу» показать все, на что он способен.
Примечания
1. Точное изменение длины дистанции в момент заезда проводилось геодезистами с берега, где была выставлена базовая линия, обозначенная двумя знаками на южном и северном молу яхт-клуба. Измерялись углы между направлениями на марки № 1 и № 2 и базовой линией на обоих ее концах. Для расчета длины дистанции и Фактической скорости была составлена программа на калькуляторе.