Программа Кубка-82 включала пять гонок, три из которых были маршрутными (общая их протяженность — более 1000 миль); две гонки проводились на олимпийских дистанциях.
Район Новороссийск — Туапсе славится неожиданными шквалами. Не обошлось без них и на этот раз, когда участники спешили к месту старта первой гонки. После многочасовой борьбы со штормовым морем почти все яхты пришли в сочинский учебно-тренировочный центр парусного спорта с поломками. Дирекция УТЦ выделила в распоряжение экипажей парусную и ремонтную мастерские. Специалисты центра оказывали им помощь в ремонте яхт и парусов, было организовано снабжение электроэнергией, водой и продуктами.
Соревнования начались 7 августа гонкой на олимпийской дистанции, выставленной на траверзе учебно-тренировочного центра. Яхты разбили на четыре группы, стартовавшие по очереди. Гонка проходила при слабом и неустойчивом ветре. На финише экипажи, пришедшие первыми, не спешили принимать поздравления, а ждали решения судей, так как подсчет исправленного времени производился по новой формуле ТОТД, примененной до этого впервые на Кубке Балтики. Последняя яхта ошвартовалась у причала, а штурмана еще сидели над микрокалькуляторами, вычисляя коэффициенты гандикапа. Результаты получались противоречивые. Конец сомнениям положила судейская бригада — победителями в зачетных группах были объявлены: «Ника» (капитан В. П. Мамонтов, Сочи), «Альфака» (И. П. Лютов, Новороссийск), «Дункан» (С. Ф. Яшенко, Николаев), «Альциона» (М. С. Петухов, Одесса). Удивительные ходовые качества показала старая «шестерка» яхта «Дункан»: она фактически финишировала третьей, пропустив вперед только две новые яхты классов «Цетус» и «Конрад-44».
На втором этапе яхтам предстояло пройти 530 миль по генеральному курсу из Сочи в Одессу, обогнув по пути о. Змеиный.
Давно уже в соревнованиях на Кубок Черного моря не было гонки такой протяженности, готовились к ней особенно тщательно. Со старта яхты под спинакерами ушли вдоль побережья, чтобы использовать попутное течение. Отрывались от берега они в разных местах (от Лазаревского до Новороссийска), однако к м. Сарыч подошли очень плотной группой: 35 яхт миновали мыс всего за 5 часов. При огибании мыса они столкнулись с довольно сильным встречным течением, которое существенно повлияло на результаты. Пока «Мираж», первым подошедший к мысу, преодолевал течение у самого берега, его обогнали «Ника» и «Альбатрос», проследовавшие мористее. Удивительна судьба «Альбатроса». Построенная более полувека назад где-то за рубежом, эта яхта была, восстановлена ждановскими яхтсменами «Водника» и служит им уже десять лет. Имея старые паруса и устаревшее по конструкции вооружение, она на равных борется с новыми яхтами, построенными в духе «выжимателей» формулы IOR.
Победителями второго этапа по группам стали: «Одесса» (А. Д. Жук, Одесса), «Альфака», «Дункан», «Дюк» (Н. А. Михеев, Одесса). В этой гонке, как и в остальных, одесские «Таурусы» (а их в IV группе было семь) ни разу не позволили представителям других городов попасть в лидирующую тройку.
Пришедшие в удобную гавань одесского яхт-клуба «Водник» яхты оказались, к сожалению, в основном предоставленными самим себе: были трудности с заправкой водой, зарядкой аккумуляторов. Удивляло значительное количество новых крейсерских яхт, стоящих в гавани и не принимающих участия в единственных крупных соревнованиях сезона. Такая же картина наблюдалась и в других городах: например, в Таганроге в период соревнований в яхт-клубе стояло 20 крейсерских яхт и только один «Винджаммер» (капитан В. А. Бакшевников) принял участие в гонках Кубка.
Трасса гонки № 3 Одесса — Евпатория (144 мили) проходила через Каркинитский залив, сложный и в то же время недостаточно хорошо оборудованный в навигационном отношении. Большинство яхт пересекало залив ночью, приходилось соблюдать максимальную осторожность.
Финишировали яхты в Евпатории вечером 15 августа. Местные спорткомитет и федерация парусного спорта, а также яхт-клуб «Спартак», второй раз принимая участников гонок на Кубок Черного моря, проявили к ним максимум внимания. Специальный приз для яхты, первой пришедшей в Евпаторию, был вручен сочинской «Нике» — победителю этапа в I стартовой группе. В остальных группах победили: «Альфака», «Алмаз» (А. Д. Верба, Одесса), «Альциона».
Гонка № 4 проводилась в Евпаторийском заливе на треугольной дистанции. Когда яхты шли курсом фордевинд, было видно, какой популярностью стал пользоваться у наших яхтсменов блупер: на большинстве яхт вместе со спинакером несли этот капризный, но очень эффективный, интересный парус. В третьей и четвертой группах появились новые победители: «Снарк» (С. П. Ямроз, Одесса) и «Дружба» (Г. С. Рыбкис, Одесса). Примечательный факт: «Дружба» под командованием того же Г. С. Рыбкиса участвовала в гонках на Кубок Балтики-82 и заняла второе место в своей группе из 23 яхт. Быть призером двух таких крупных соревнований в один год, согласитесь, — дело не легкое!
Заключительная гонка по маршруту Евпатория — Сочи (330 миль) началась вечером 17 августа при свежем ветре. Пройдя ночью м. Херсонес, весь флот к утру собрался у м. Сарыч, где снова пришлось бороться с сильным встречным течением.
Первой на третий день плавания вышла к кавказскому берегу в районе Туапсе «Ника». Ее экипаж умело воспользовался береговым бризом и в одиночестве шел к, казалось, уже несомненной победе. Тем неприятнее было увидеть на рассвете следующего дня парус впереди себя: подходивший с моря «Мираж» шел прямо на Сочи. Экипаж «Ники» начал погоню, но все его усилия не увенчались успехом: «Мираж» финишировал первым с отрывом всего в 15 минут, выиграл и эту гонку к соревнования в целом.
Весь день шли на финиш яхты, лавируя против все усиливающегося юго-восточного ветра. Последние суда входили в гавань через сутки после победителей — во время церемонии награждения.
В заключение хочется высказать несколько пожеланий яхтсменов. Возможно, имеет смысл перенести сроки проведения гонок на сентябрь, когда температура воды и воздуха еще достаточно высока, а ветра значительно сильнее. Это позволит сократить как сроки прохождения этапов, так и время переходов яхт между портом приписки и местами старта и финиша. Для одесских яхт, например, протяженность таких «холостых пробегов» составила на этот раз около тысячи миль. Очевидно, имеет смысл продумать выбор места старта и финиша с таким расчетом, чтобы уменьшить эти затраты времени для большинства участвующих экипажей.
В соревнованиях участвовали в основном серийные яхты. Судов самостоятельной постройки было мало и высоких результатов они не показали, хотя некоторые из них, например киевская «Электра» (капитан А. Ф. Колесниченко), производили прекрасное впечатление и по уровню технических решений и по тщательности отделки.
Мнения по поводу применимости формулы ТОТД разделились. В принципе, подобная система подсчета, заставляющая экипажи новейших яхт выжимать максимальную скорость, оставляя в то же время командам менее современных судов возможность вести борьбу за высшие места, — жизненно необходима. Что же касается объективности данной системы в конкретных условиях проведенных соревнований, то она в обоих случаях, видимо, не случайно, была предметом оживленных дискуссий. Возможно, потребуется ее дальнейшая доработка.
Результаты соревнований
I стартовая группа: 1 — «Мираж» («Цетус»), В. В. Алексеев, Сочи, «Спартак»; 8,7 очка; 2 — «Ника» («Конрад-44»), В. П. Мамонтов; Сочи, «Спартак»; 19,7; 3 — «Альбатрос», И. А. Бутенко; Жданов, «Водник»; 27,7.
II стартовая группа (3 яхты типа «Альков»): 1 — «Альфака», Н. П. Лютое; Новороссийск, «Водник»; 3,0.
III стартовая группа (Л-6): 1 — «Дункан», С. Ф. Япенко; Николаев, «Труд»; 6,0; 2 — «Алмаз», А. Д. Верба; Одесса, «Водник»; 27,7; 3 — «Снарк», С. П. Ямроз; Одесса, «Водник»; 33,4.
IV стартовая группа («Таурусы»): 1 — «Альциона», М. С. Петухов; Одесса, «Водник»; 10,2; 2 — «Дружба», Г. С. Рыбкис; Одесса, «Авангард»; 20,2; 3 — «Барс», А. С. Панна; Одесса, «Авангард»; 34,0.