К гонке было допущено 28 яхт I, II и III стартовых групп, обмеренных по IOR. Больших яхт первой стартовой группы было всего 7. Среди не-допущенных к гонкам была и «печально известная» яхта «Русь» под командой А. М. Чебанюка. При всем расположении к энтузиастам, построившим ее своими руками, надо сказать, что и по внешнему виду, и, особенно, по оборудованию яхта не «тянет» на то, чтобы представительствовать на трассах отважных мореплавателей одиночек от имени нашей страны. Это признают и часть нынешнего экипажа «Руси» и все, кому довелось на ней побывать. Поработать, к примеру, без лебедок со шкотами ее огромных парусов (тем более в одиночку!) — удовольствие ниже среднего. Забегая вперед, скажу, что дальновидность судейской коллегии участники гонок оценили сразу же после I этапа: «Русь» вне зачета стартовала из Одессы одновременно со всеми яхтами, а пришла в Евпаторию через 6 часов после финиша последней. На II этапе она также вышла на старт, но финишировала не в Туапсе, а в Геленджике. Остается добавить, что яхта была укомплектована экипажем,— а если бы А. М. Чебанюк шел один?
Дистанция гонки была разбита на 6 этапов: Одесса — Евпатория — Туапсе — Поти — Новороссийск — Севастополь — Одесса и составила более 1200 миль по генеральному курсу.
I этап протяженностью всего 144 мили прошел при благоприятной ветровой обстановке. Основная задача, которую пришлось здесь решать капитанам, — огибание мыса Тарханкут. Дело в том, что направление течения возле мыса зависит от многих факторов и предугадать его не всегда удается. Поэтому неудивительно, что на траверз Тарханкута яхты под спинакерами вышли двумя колоннами: одна шла под самым берегом, другая держалась мористее в 3—4 милях. Яхты, идущие под берегом, медленно, но уверенно уходили вперед. Когда же ветер усилился до 5—6 баллов, стало окончательно ясно, что победителей следует искать «в берегу».
Сенсацией для участников был выигрыш I этапа яхтой II группы «Дружба» («Таурус»), Однако ведь уже отмечалось, что при сильных попутных ветрах «Таурусы» не уступают яхтам класса Л6. К тому же капитан яхты Г. Миносьян и его помощник Г. Рыбкис скрупулезно проанализировали возможности яхты и оснастили ее увеличенным передним парусным треугольником.
На этом этапе, благодаря попутному ветру, скорости были наибольшими, а результаты на финише — плотными. Последняя яхта финишировала через 2,5 часа после первой, а средняя скорость яхт на этапе составила 5,7 узла.
Старт II этапа Евпатория — Туапсе (288 миль) был дан 14 августа в 18 часов. К этому времени ветер силой 2—3 балла зашел на NNW и несколько стал стихать. В море была довольно большая волна.
Среди яхт I группы вперед сразу же ушли «Арктика» и «А. Грин» — обе типа «Опал». В авангарде второй группы находились «Вега», «Дружба», «Снарк», «Спрей», «Меркурий» и «Наяда». Вскоре ветер зашел окончательно на север и упад до 2 баллов. Сильное волнение гасило едва дышавшие спинакеры. Экипажам приходилось все время быть начеку, чтобы они не замотались вокруг штага — операция по расчистке спинакера слишком трудоемка. В этой гонке на «Наяде» (рулевой В. Терняк) применили оригинальное устройство для закрутки стакселя вокруг штага, которое позволяет вместе со стакселем снять и захлестнутый спинакер, не разорвав его.
К часу ночи лидеры обогнули мыс Херсонес, после чего яхты снова разделились на две группы — «береговую» и «мористую» (бравшие мористее пытались избежать встречного течения). Траверз мыса Сарыч — поворотный пункт — был пройден лидерами к 5 часам 15 августа. Теперь генеральный курс — прямая, но каждая яхта прокладывает свой путь, ловит «свой» ветер. К этому времени ушедшие вперед тяжелые яхты I группы не смогли прорваться через штилевую зону и их настигли «Таурусы» и «шестерки».
Яхты шли вне видимости берегов. Штурманам приходилось уточнять свое местонахождение по радиопеленгам. На большинстве яхт для этого использовались различные типы радиоприемников, начиная от «Океана» и кончая «Юпитером», и только на некоторых были «фирменные» радиопеленгаторы. В отличие от прошлых лет за всю гонку ни одна яхта не допустила навигационных ошибок при выходе на конечный пункт, да и в процессе прохождения дистанции капитаны всегда точно знали свое местонахождение.
Полночь 16 августа встретила яхты слабым ветром, однако часа через три он усилился до 4—5 баллов. Впереди находились «Арктика» и «Наяда», несколько сзади «Меркурий», «А. Грин», «Снарк» и «Вега». Яхты несли все, вплоть до подспи-накерных парусов.
Лидеры, развивая временами ход до 8 узлов, приближались к кавказским берегам, которые появились на горизонте к семи часам вечера. В это время ветер стал заходить на NO и спинакеры пришлось убрать. Но яхты, которые шли в полный бейдевинд, почти не снизили хода. Первой в Туапсе вошла «Арктика», экипаж которой тактически правильно провел всю гонку, выиграв у своего главного соперника на этом этапе — «А. Грина» — почти час.
Среди яхт II группы первым был экипаж «Снарка» (рулевой м. с. В. Сигало), сумевший обойти «Наяду» на траверзе мыса Дооб. «Дружба», придя на финиш лишь шестой, после пересчета все же осталась лидером. Разрыв в очках между «Вегой», «Снарком», «Наядой», «Меркурием» был очень мал.
Со старта III этапа (163 мили, 18 августа) яхты уходят, поставив спинакеры. Экипаж «А. Грина» решает идти бакштагами, но вскоре не выдерживают шестибалльного ветра оковки спинакер-гиков (к счастью, в Поти им очень оперативно изготовили новые и «А. Грин» был снова во всеоружии).
После Сочи ветер начал падать, к полуночи почти совсем заштилело и встречное течение у мыса Пицунда временами относило яхты назад. Вся ночь прошла в борьбе с течением. Яхты еле-еле оторвались от этого мыса. Наиболее правильный выход в этих условиях нашел экипаж николаевского «Меркурия» (рулевой В. Евдоков). Он пересек течение, ушел в море, где течение слабее, и смог вырваться вперед.
На следующий день ветер все время менялся, то задувая с оста, то заходя на зюйд. Ночью, когда яхтам открылся Потийский маяк, ветер почти заштилел и лидеры буквально «вползали» в порт. Первой линию финиша пересекла «Таврия», затем «Меркурий», «Снарк» и «Арктика». Остальные яхты судьи наблюдали только на экране локатора на обеспечивающем судне. Почти через семь часов после лидеров финишную линию пересек «А. Грин».
Для экипажей 11 яхт финиш этапа оказался драматичным — они не уложились в контрольное время.
После однодневного отдыха яхты вновь на дистанции — 21 августа в 18 часов на рейде Поти был дан старт этапу Поти — Новороссийск (204 мили). Этот этап был самым «тихоходным» — средняя скорость лидеров составила всего лишь 3,2 узла.
Сразу же после старта яхты разделились на две группы: одна пошла прямо на мыс Пицунда, вторая — вдоль берега, рассчитывая на помощь теперь попутного течения. До захода солнца, когда еще был ветер, выигрывали яхты во главе со «Снарком», шедшие по генеральному курсу. Наступившая ночь скрыла яхты друг от друга, ветер совсем скис и несколько в лучшем положении оказались яхты, шедшие «берегом».
К середине следующего дня ветер силою до 3 баллов подул от NO, но его хватило только, чтобы довести яхты до мыса Пицунда. Ночью началась лавировка, если можно так назвать интуитивные поиски ветра. Перед портом Сочи, на траверз которого основная часть яхт вышла к 10 часов утра, ветер усилился до 2 баллов. В районе Лазаревской «Снарк» обошел лидировавшую до того «Наяду»; казалось, ничто не должно было ему помешать первым прийти в Новороссийск. Но, увлекшись борьбой с «Наядой», капитан «Снарка» не обратил внимания, что шедшие мористее яхты имели преимущество в ветре и скорости. Две из них — «Меркурий» и «Инесса» — значительно оторвались от «Снарка» и «Наяды». Успев захватить утренний бриз из долин Дивноморского и Геленджика, они еще больше увеличили разрыв и первыми пришли в Новороссийск. Третьим финишировал «Снарк», а за ним — «Наяда». Среди яхт I группы первым финишировал «А. Грин», но победителем этапа после пересчета стала «Арктика», еще больше укрепившая свое лидирующее положение.
V этап Новороссийск — Севастополь (236 миль) стал решающим для выявления победителя как в I, так и во II группе. Старт его был дан 26 августа в 18 часов при порывистом NO силой 4—5 баллов. Буквально после старта ветер стих, и яхты И группы «достали» стартовавшие на 10 минут раньше яхты I группы, кроме «А. Грина», который, проложив курс недалеко от берега, успел оторваться от всех. На этом этапе экипаж «А. Грина» установил своеобразный рекорд: их яхта за сутки прошла 196 миль, а вот на оставшиеся 40 миль потребовалось еще 15 часов. И остальные яхты от Новороссийска до мыса Ай-Тодор шли с очень большой скоростью. От Новороссийска до Ялты дул ровный норд-ост 5—6 баллов, и гонка проходила без особых сюрпризов.
Трудности начались после Ялты, когда ветер начал «скисать», Опять раздумья рулевых, куда пойти: в море или «в берег». Вновь, как бывало и раньше, началась лавировка почти при полном штиле, ловля ветра. Пока яхты II группы «выясняли отношения» перед Херсонесским маяком, победитель в I группе уже определился. Им стала «Таврия», опередившая «А. Грина» на полчаса. Во II группе этап выиграл «Снарк», обойдя финишировавшего за ним «Меркурия» почти на два часа. На этом этапе штиль подвел 8 экипажей, которые не уложились в контрольное время.
И, наконец, 29 августа на Севастопольском рейде дается старт последнего этапа. Ветер порывистый с резкими заходами. Среди яхт I группы вперед сразу же ушел «А. Грин», во II группе удачный старт берет «Меркурий». Буквально через полчаса ветер стал ровным и задул с силой 5—6 баллов. «Меркурий» начал набирать высоту, отходя от генерального курса на 25—30°. Не упуская соперника, за ним пошел и «Снарк». На довольно большой скорости (6—7 узлов) между ними завязалась тактическая борьба.
Через пять часов открылся огонь Евпаторийского маяка. К мысу Тархан кут яхты подошли под спинакерами и миновали его в половине второго ночи. К полудню яхты вышли на траверз Тендровского маяка при легком NW.
Лидируют «А. Грин», «Арктурус» и «Инесса». Несколько позади группа яхт, идущих фронтом: «Наяда», «Дружба», «Снарк», «Искра», и «Вега». «Меркурий» намного отстал: как потом выяснилось, у него сорвался штаг, и на ликвидацию этой аварии экипаж потратил много времени.
Первым в бухту Одесского яхт-клуба вошел «А. Грин», вслед за ним «Арктурус». «Арктика» финишировала четвертой — ее обошел «Шквал». И все же после пересчета выясняется, что у «Арктики» третье место на этапе и общее первое место.
«Снарк» занял на этом этапе пятое место, но для общей победы в соревнованиях этого было достаточно! Кубок Черного моря среди яхт II группы впервые остался в Одессе. «Снарк» оказался и абсолютным победителем, опередив по сумме общего времени «Меркурий» на 34 минуты. На втором месте прошлогодний победитель «Меркурий».
1 сентября возле флагштока Черноморского яхт-клуба выстроились участники соревнований, победителям были вручены призы и дипломы.
На заключительном собрании участники предложили усложнить маршрут следующих гонок, удлинив этапы. Для яхт I группы предлагается Кубок Черного моря разыгрывать по дистанции Одесса — Поти — Одесса (Поти — поворотный пункт). Этим гонки на Черном море приблизятся к условиям крупных международных регат.
Было высказано пожелание провести чисто навигационную гонку. Один из приемлемых вариантов — гонка по маршруту Одесса — остров Змеиный — Тендра — Одесса.
Серьезные критические замечания были высказаны в адрес Украинской федерации парусного спорта, которая самоустранилась от участия в проведении Кубка Черного моря, хотя основные участники — яхтсмены Украины. Более того, в этом году даже не разыгрывалось первенство УССР по крейсерским гонкам.
Настораживает и поведение некоторых городских парусных организаций. В Николаеве, в частности, сейчас есть десять яхт, которые были бы серьезными конкурентами в борьбе за призовые места Кубка Черного моря. Однако в 1974 г. в этих соревнованиях участвовало только шесть из них, а в 1975 — четыре... Не сдает ли свои позиции один из старейших центров парусного спорта на Черном море?
Победители и призеры соревнований
I стартовая группа (7 яхт): I. «Арктика» (тип «Опал», гоночный балл 10,1 м, кап. Немиров Б. С.) — 1, 1, 2, 1, 4, 3; 2. «А. Грин» («Опал», 10,64 м, Форварщук В. Д.) — 2, 2, 3, 2, 2, 1; 3. «Арктурус» (10,5В м, Бовшик А. Д.) — 3, 3, 4, 3, 3, 2.
II—III стартовые группы (21 яхта): 1. «Снарк» (Л6, В,71 м, Сигало В. Г.) — 8, 1, 2, 3, 1,5; 2. «Меркурий» («Опал», 8,71 м, Ев доков В- А.) — 7, 5, 1, 1, 2, 7; 3. «Дружба» («Таурус», 8,69 м, Миносьян Г. М.) — 1, 6, 6, 10, 5, 3.