Трассу для проведения первенств Европы и мира искали долго, тщательно и все-таки ошиблись и в выборе сроков, и в выборе места: на австрийском озере, где должны были стартовать ведущие буеристы мира, льда не оказалось — гуляли волны. В последний момент оба соревнования перенесли в Швецию. И так случилось, что переоформить выездные документы за очень короткий срок наша команда не успела. Высшие титулы чемпионов мира и Европы были разыграны без участия советских буеристов, по праву считающихся сильнейшими; оба чемпионата, конечно же, оказались менее представительными и интересными. Чемпионом мира 1976 г. стал поляк Ромуальд Князецкий, чемпионом Европы — швед Олле Блумквист.
В январе в Польской Народной Республике разыгрывался Кубок флота в классе «DN». Соревнования, собравшие 62 участника, проводились на довольно большом озере Неготнк близ г. Гижицко. Дистанция имела значительную протяженность (от нижнего до верхнего поворотного знака не менее 2,5 км) и необычный вид петли: верхний и нижний поворотные знаки огибались левым бортом; пройти нужно было три круга. Стартовая линия устанавливалсь на 100 м подветрен-нее иижнего поворотного знака в обе стороны от оси дистанции. Та-ним образом линия финиша оказалась перед стартовой линией- Дополнительный знак, устанавливаемый иа ветру у подветренного поворотного знака, стоял довольно далеко от иего, что, конечно, затрудняло ориентировку гонщиков.
Любопытно отметить, что финишная бригада (два человека) принимала буера, наговаривая номера и время на магнитофон. Соревнования прошли всего за два дня: в первый день провели четыре гонки, а во второй даже пять; результаты двух худших гонок не засчитывались. Температура резко колебалась, шел снег; приходилось ставить щитовые коньки и призмы. Скорость ветра не превышала 8—10 м/с.
Соревнования были сложными для советских буеристов из-за непривычной дистанции, но тем не менее закончились их убедительной победой: первое место занял Мати Куулманн, второе — экс-чемпион Европы Эндель Вооремаа, третье — Велло Кууск, четвертое — Айн Вильде, пятое — Кюнне Кальк и восьмое — Хельмут Леппик. Чемпиону мира Р. Князецкому пришлось довольствоваться скромным 21-м местом.
Открытое первенство Польской Народной Республики в том же классе, проводившееся здесь же, собрало уже 105 участников. Их разбили на три группы и в каждой из них провели по две отборочные гон. ки; в финал выходили занявшие первые шесть мест в каждой гонке. Дистанция была установлена так же, как и на розыгрыше Кубка Флота, только проходили ее на этот раз по принятой у нас схеме — восьмерке. Наши буеристы хорошо прошли отборочные гонки и великолепно выступили в финале (шесть гонок без зачета результата худшей), заняв пять первых мест. Таблица призеров выглядела так: 1 — Э. Вооремаа, 2 — К. Кальк, 3 — А. Вильде, 4 — М. Куулманн,; 5 — В. Кууск.
Финальные гонки проходили при сильном ветре 15—20 м/с. Давно советские буеристы не гонялись на официальных соревнованиях в такой сильный ветер! И тем убедительнее была победа. Таким образом, наши гонщики вновь подтвердили свою репутацию сильнейших. И очень обидно, что они не могли доказать это на главных встречах мирового буерного сезона.
Очередная смена погоды поставила под сомнение и судьбу чемпионата СССР. До его открытия — 19 марта — оставалось всего две недели, а на льду Невской губы толстым слоем лежал снег. Толщина снежного покрова в «пирогах» доходила до 30 см, а плотность этих «пирогов» была такова, что щитовой конек шел по верху, не проваливаясь и не доставая льда. Хождение на буере напоминало плавание по волнам.
Участники чемпионата, прибывшие в Ленинград за несколько дней до соревнований, не смогли сделать ни одного пробного выхода — ветра не было. Это обстоятельство помешало провести и традиционную матчевую встречу между сборными Эстонии, Латвии и Ленинграда — своеобразную пробу сил перед главным соревнованием года.
С чем же подошли участники к чемпионату страны?
Эстонские буеристы успели взять 35 официальных и около 40 тренировочных стартов. Латвийские спортсмены также ходили почти всю зиму. Ленинградцам же удалось провести на осеннем льду озера Разлив всего два соревнования плюс две гонки (в январе) отложенного затем чемпионата города. Несколько гонок в очень тяжелых погодных условиях удалось провести спортсменам Вооруженных Сил на своем чемпионате, который проходил в Таллине и Хаапсалу. Интересно, что на этом чемпионате впервые в истории буерных соревнований одна из гонок в классе «Монотип-XV» была проведена на гладком льду при ветре более 20 м/с. Сильные шквалы весьма осложнили борьбу на трассе. Правда, все обошлось относительно благополучно, но скажем прямо: в такой сильный ветер гонки теряют смысл, спортсмены фактически борются не между собой, а со стихией.
В этом году Спорткомитетом СССР были утверждены новые правила обмера для всех классов буеров. Чемпионат СССР начался тщательным контрольным обмером всех участвующих буеров. После красочного парада открытия дали старт первой гонки «Монотипов», но ветра было уже мало, тогда как только что флаги заманчиво развевались...
На следующий день удалось провести по две гонки в классах «Монотип-XV» и «С-8А». Эти буера — настоящие вездеходы! А вот маленькие <
В дальнейшем погода не изменилась, гонки фактически проводились только в двух «вездеходных» классах, да и то по одной в день. (Интересно, что еще несколько лет назад буера «Монотип-XV» были самыми слабыми по проходимости!)
Как же протекала борьба?
С первой же гонки в обоих классах определились группы явных претендентов на медали. В «Монотипах» вперед вырвались эстопские гонщики пз команды Вооруженных Сил, возглавляемые чемпионами страны 1973 г. К. Кирссом и шкотовым А. Унтом: они выиграли четыре гонки из семи и значительно опередили прошлогодних чемпионов, своих одноклубников П. Журавлева и В. Юрье. Ленинградцы не могли оказать серьезного сопротивления гостям: лучший их результат — пятое место Н. Карпова. Многократному чемпиону страны А. Рауду не везло: в одной из гонок его буер потерпел аварию — порвался штуртрос, в предпоследней гонке спортсмен проскочил между фигурами, составляющими нижний поворотный знак, и был дисквалифицирован.
На буерах «С-8А» основную и очень интересную борьбу за победу вели трое ленинградцев — В. Шапочкин, В. Кошелев, В. Ковальчук и рижанин — Б. Мясников. Вполне естественно, что большинство из 14 участников гонок в этом новом классе составляли спортсмены, пришедшие из 12-метрового класса, впервые исключенного из программы чемпионата. Были представлены буера различных конструкций, но чаще всего в них можно было видеть воплощение идей, заложенных Л. Виноградовым в его чемпионский «12-метровик». Видимо поэтому буера участников получились похожими и близкими по техническим данным. Три буера имели передний рулевой конек. Два из них построены новосибиржцем Г. Кузнецовым на основе конструкции «DN»; они же оказались и самыми легкими.
Необычную конструкцию продемонстрировал Ю. Уткин: на его буере (автор проекта А. Лебедев) массивная мачта закреплена в корпусе так же, как жесткое крыло, и удерживается только вантами — без штагов. До соревнований буер опробовать на ходу не удалось, доводка и настройка его проводились в процессе гонок, поэтому рано делать какие-либо заключения. Показанный результат не высок (общее 12-е место), но А. Лебедев и К). Уткин не теряют веру в свое детище и надеются на следующем чемпионате показать, на что способен их новый буер.
Соревнования в этом классе были очень сложными для участников. Достаточно сказать, что в четырех гонках из семи не уложилось в контрольное время более половины стартовавших буеров, а на дистанции буера так бросало в штопор и полуштопор, что у нескольких спортсменов были травмы грудной клетки. (Очевидно кокпит необходимо делать шире, чтобы не ограничивалась подвижность буериста).
К моменту старта последней гонки ситуация сложилась так, что чемпионом становился победитель поединка В. Шапочкин — В. Ковальчук. Первым в этой решающей гонке шел В. Кошелев, но двум соперникам было не до него. Они шли почти вровень, но когда до финиша оставалось всего 20 м, ветер окончательно скис, буера остановились. Спортсмены выскочили на лед и побежали, подталкивая буера. Под оглушительные крики болельщиков В. Шапочкин первым пересек финиш и в изнеможении повалился на буер...
В классе «С-8Б» лишь два «крыла» из восьми были сделаны заново, остальные оказались подрезанными крыльями с прежних «12-метровн-ков». В принципе буера с жестким крылом должны были развивать более высокие скорости, но на такой тяжелой трассе ветра для них не хватало, их скоростные возможности продемонстрировать не удалось. Гонки этих буеров начались только в предпоследний день соревнований, когда хоть ненамного, но усилился ветер. Да и то на старт первой из двух проведенных гонок успели прийти только три буериста — Г. Щеглов, В. Пленне и О. Федоров: остальные не смогли набрать ход, гонщики буквально тащили буера на себе и все-таки не успели к назначенному времени. Давно уже не бывало такого, чтобы в каком-то классе соревнования состояли всего из двух гонок!
В самом трудном положении оказались участники, выступающие на «DN». Они смогли соревноваться по-настоящему только в день закрытия чемпионата — 28 марта. Это был день ветреный, но пасмурный и теплый: на льду образовалась каша из снега и воды. Гонщики согласились провести четыре гонки за день, чтобы всего было пять гонок н одну — худшую — можно было исключить из зачета.
Брызгами из-под рулевой вилки спортсменов заливало с ног до головы. Приходилось одеваться по-яхтенному — в непромоканцы, но не у всех они оказались под рукой. При температуре всего +2°С, да еще с ветром выдержать целый день гонок многим оказалось не под силу. Брызгами залепляло очки, а без них идти было просто опасно — можно повредить глаза! Но несмотря ни на что в борьбу вступил 51 буерист.
Оригинально закончил одну из гонок таллинец Ю. Шарашкин. Буквально в нескольких метрах от линии финиша его буер перевернулся. Спортсмен не растерялся, выскочил на лед и за топ мачты потащил лежащий буер вперед. Необычный финиш был зафиксирован свистком и отмашкой судьи Н. Громова.
А вот М. Куулманну финиш его буера не зачли. Он тоже потерпел аварию невдалеке от финишной линии. Спортсмен стал убирать парус, но, приспустив его, на секунду отвлекся. Порыв ветра сорвал с места оставленный без присмотра буер и он довольно быстро двинулся по ветру в направлении к Ленинграду, пройдя при этом линию финиша. Догнать буер удалось лишь на автомашине и примерно в двух километрах от места аварии...
К моменту старта последней пятой гонки ветер снова начал стихать. Эта гонка была очень важна для Вооремаа: выиграв ее, он становился чемпионом страны. Хорошо взяв старт, он намного опередил остальных участников гонки, но не уложился в контрольное время, установленное на прохождение круга. До знака оставалось не больше каких-нибудь пяти метров, когда в напряженной тишине раздался голос секундометриста Н. Самардака: «Все!» — взвилась ракета! Хотя, сохраняя свое обычное спокойствие, Вооремаа продолжал идти по дистанции и оставшиеся два круга прошел даже с запасом по 10 с на каждом, однако гонка уже была отменена. Подвело правило времени на круг, поначалу так понравившееся всем буеристам; практика показывает, что в сложных погодных условиях только общее контрольное время на всю дистанцию может спасти гонку.
Чемпионом страны в этом классе впервые стал рижанин Р. Бердаш, после долгого перерыва вернувшийся в буерный спорт.
Информация об изображении
У нижнего знака В. Шапочкин (чемпион страны 1976 г.) обходит В. Кошелева (3-е место)
Чемпионат закончен, но буерный сезон на льду Финского залива еще не завершен: через две недели 11 апреля здесь же было продолжено начатое еще до чемпионата первенство Ленинграда.
У нижнего знака В. Шапочкин (чемпион страны 1976 г.) обходит В. Кошелева (3-е место)
С утра, пока «двойник» еще держал и буера не проваливались, удалось провести по три гонки в каждом классе.
В классе «Монотип-XV» заслуженную победу одержал ветеран буерного спорта, участник первого чемпионата СССР по буеру 1946 г. Б. Г. Лалыко со шкотовым В. Осиповым. Только на 0,7 очка отстали от них спортсмены из команды яхт-клуба № 55 — рулевой Н. Карпов со шкотовым В. Викторовым. Третье место с отрывом в 8 очков от второго заняли спортсмены ДСО «Водник» В. Голубев и Ю. Ольшевский.
В классе «DN» призерами стали: Б. Хабаров (13 очков), О. Екимов (25,4), Н. Каргаполов (33,1): в классе «С-8А»: В. Шапочкин (6), Г. Леонтьев (18,7), В. Ковальчук (20,4). В классе «С-8Б» с жестким парусом-крылом победил Г. Щеглов из яхт-клуба № 55. Остальные четыре участника не смогли уложиться в зачетное время ни в одной из двух состоявшихся гонок-
В командном зачете 1-е место заняла команда «Труд-I» (32 очка), 2-е — «Кировец-I» (40) и 3-е — команда яхт-клуба № 55 (45).
В целом можно сказать, что, несмотря на неблагоприятные погодные условия, буерный сезон 1975—1976 года был интересным и продуктивным. Наметился определенный подъем в новых национальных классах — «восьмиметровиках» обеих групп. Не ослабевает интерес к «Монотипам-XV». А смена чемпиона в классе «DN» наверняка обострит борьбу в предстоящем сезоне.
Результаты чемпионата СССР 1976 г. по буерному спорту
Ленинград, Стрельна. 19—28 марта 1976 г.
«Монотип XV» (22 буера): 1 — К. Кирсс, ВС (1, 1, 2, 3, 1, 7,1); 8,7; 2 — П. Журавлев, ВС (2, 5, 3, 1, 8, 4, 2); 29,7; 3 — А. Вийсма, ВС (4, 2, 1, 5, 5, 3, 10); 36,7.
Свободный 8 м2 «А» (14 буеров): 1 — В. Шапочкин, «Труд» (5, 2, 1, 1, 1, 3, 2); 11,7; 2 — В. Ковальчук, ВС (1, 1, 4, 3, 2, 1, 3); 14, 4; 3 — В. Кошелев, «Труд» (3, 3, 2, 2, н/ф, 2, 1); 20,4.
Свободный 8 м2 «Б» (8 буеров): 1 — Г. Щеглов, ВС (1, 1); 0; 2 — В. Пленне, ВС (н/ф, 2); 8,7.
«DN» (51 буер): 1 — Р. Бердаш, ВС (2, 18, 2, 1); 30: 2 — К. Кальк, «Йыуд» (4, 2, 5, 9); 36; 3 — А. Вильде, «Калев» (6, 10, 4, 5); 45,7.