Сезон 1967—1968 гг. оказался для нашего буерного спорта на редкость неудачным. Дорога испортилась с первых же дней зимы. Не успели буера выйти на лед, как начались снегопады, задули метели. В Ленинграде не удалось даже провести гонку открытия сезона. Неудивительно поэтому, что на Чемпионате страны, начало которого, тоже из-за погоды, пришлось перенести на 10 дней, больше чем обычно говорилось о настоящем и будущем буерного спорта в СССР. Разговоры подогревались слухами о введении в нашу классификацию нового буера международного класса «DN-60».
Предыстория этого вопроса такова. До последнего времени парусные гонки на льду рассматривались у нас как прелюдия соревнований на летних олимпийских дистанциях. В этом есть свой резон, если учесть, что многие рулевые яхт зимой пересаживаются на буер. И все же особенности буерных гонок дают основание считать их видом спорта, имеющим право на самостоятельное существование, спортом азартным, красивым и мужественным.
Напомним, что наибольшая скорость, показанная на буере в СССР — 124, а мировой рекорд — 264 км/час. Какая уж тут может быть аналогия с яхтой! Недаром среди буеристов можно встретить таких людей, как чемпион СССР на глиссерах А. Фукс, основная спортивная профессия которого неотделима от скорости и риска.
Есть у буерного спорта и собственные «веротерпцы» — те, кто вообще не признают ему никакой замены и лето рассматривают как досадный перерыв в соревнованиях на льду. Особенно много их в Эстонии. Прочно связали свою спортивную судьбу с буером известные парусные гонщики А. Рауд, В. Гирс, В. Иваск. Естественно, их больше, чем кого-либо, волновала судьба буерных соревнований.
Зимой этого года группа эстонских спортсменов по приглашению Польского парусного союза побывала в Варшаве, где имела возможность ознакомиться с организацией буерного спорта у наших ближайших соседей. Парусные чемпионаты на льду в Польше стали разыгрываться сравнительно недавно. При разработке классификации их организаторы имели возможность в полной мере использовать опыт международных и в первую очередь европейских соревнований. До войны одним из наиболее распространенных в Европе классов буеров был «Монотип-XV». На нем, в частности, разыгрывался последний чемпионат континента в 1936 г. Любопытно отметить, что конструктором и первым строителем «Монотипа» был эстонец Хольст из Хапсулы. Эстонцы стали и победителями европейского чемпионата, проводившегося, кстати, на льду озера Юлемисте — того самого, где два последних года разыгрывается Первенство Союза.
Информация об изображении
Стартуют двадцатиметровики. На переднем плане буер (68) чемпиона В. Типеева
«Монотип-XV» долгое время сохранял ключевые позиции в европейском буерном спорте. Однако, по мере роста популярности парусных гонок на льду, все большее число их участников стало высказываться за замену его более легким буером. Причины? Прежде всего, дороги; хорошая дорога на ледяных полях Европы встречается, как и у нас, нечасто. В поисках подходящей дороги буеристам нередко приходится кочевать с озера на озеро, а перевезти «Монотип» не так-то просто, не говоря уже о том, что подготовка 15-метрового буера к гонке занимает едва не целый день. Немалое- значение имела также сравнительно высокая стоимость «Монотипа».
Стартуют двадцатиметровики. На переднем плане буер (68) чемпиона В. Типеева
Поиски новой конструкции закончились чрезвычайно просто. Примерно лет пять назад на ледяных дистанциях Европы появились первые буера популярного в Америке класса «DN», которые в самые короткие сроки завоевали общее признание. Их стали строить в ГДР, Голландии, OFT, Бельгии, Данни и даже в такой «небуерной» стране как Югославия. Впервые после войны появилась реальная возможность возрождения буерных чемпионатов континента.
Главной привлекательностью нового буера была его общедоступность. В Польше чертежи «DN» получили только в 1966 г., а к гонкам на первенство страны зимой того же года на лед вышло уже 30 буеров этого класса.
Чертежи и описание «DN» помещены на страницах этого выпуска «Катеров и яхт». Здесь уместно привести высказывания о буере наших ведущих гонщиков и конструкторов.
Отто Рауд — конструктор Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения, мастер спорта:
— В Польше мы видели, в частности, как перевозят «DN» на машинах. Шесть буеров в разобранном виде укладывались в небольшой Контейнер-прицеп, седьмой грузился на крышу автомобиля. В таком виде их можно легко забросить на любое озеро, даже если в распоряжении спортсмена всего два выходных дня. Это особенно удобно для тренировок и проведения небольших соревнований, место для которых может быть выбрано буквально накануне.
Весит «DN» всего 60 кг, т. е. 10 кг на каждый метр парусности, — примерно столько же, сколько и у «Монотипа». Это позволяет развивать на нем высокую скорость. Например, в Польше, на хорошем льду при ветре 4—5 м/сек он шел быстрее «Монотипа». В то же время гонки на нем требуют от спортсмена меньших физических усилий. Буер не надо даже разгонять на старте; это, кстати, запрещено правилами соревнований в классе. Гоняться могут не только взрослые, но и юноши. В Польше соревнования на нем проводятся среди мужчин, разделенных на две возрастные группы, юношей и женщин.
Стоимость буера при постройке его на верфи не превышает 300 руб., а если его будут делать сами спортсмены, то он обойдется еще дешевле. Кстати, в Польше «DN» строятся в основном в клубах и даже в пионерских организациях.
Еще одна привлекательная сторона соревнований на этом буере заключается в том, что наши спортсмены, наконец, получат возможность померяться силами со своими зарубежными соперниками.
Иного мнения о буерах этого класса придерживается директор Центрального яхт-клуба ВЦСПС мастер спорта П. Т. Толстихин:
— Идея внедрить в нашу классификацию 6-метровые буера не нова. В 50-х годах у нас проводились гонки юношей на буерах класса «Е» с такой же площадью парусности. Как показал опыт, найти для них подходящую дорогу очень трудно, так как идут они только по гладкому льду. В наших условиях буера с парусом меньше 15 м2 вообще вряд ли пойдут. Именно поэтому соревнования в классе «Е» и были прекращены. Считаю, что вводить «DN» во всесоюзную классификацию, по крайней мере, преждевременно.
П. Т. Толстихину возражает Д. Н. Коровельский — мастер спорта, тренер команды ДСО «Труд»:
— Когда-то считали, что единственными «вездеходами» являются буера 20-метрового класса. Сейчас так никто не думает: «Монотип» и 12-метровый класс успешно гоняются по той же дороге, что и 20-метровые буера. А класс «Е» у нас не привился потому, что были отменены юношеские соревнования. И причина тут не в ходкости буера, просто оказалось неудобно отрывать ребят зимой от школы.
Иная точка зрения у конструктора жесткокрылых буеров ленинградца М. Тюфтина:
— Условия для гонок на «DN» в большинстве европейских стран гораздо лучше, чем у нас. Там климат суше, снег со льда сдувается ветром, а остатки его съедает сублимация...
И все же большинство принимавших участие в разговоре о «DN-60» на льду озера Юлемисте и во время заседания буерной комиссии Федерации парусного спорта высказалось в пользу нового буера. Особенно ратовали за него представители команд, испытывающих трудности в обеспечении технической базы. Ведь эти буера стоят во много раз меньше, чем, например, «двадцатка» или, тем более, буера с жестким крылом. Это и решило дело: «DN» включен буерной комиссией в существующую классификацию. Первые всесоюзные гонки на них будут проведены на Чемпионате страны 1969 г. Чтобы не увеличивать состав команд и, с другой стороны, не разоружать существующие буера, решено, что на «DN» будут гоняться спортсмены, выступающие одновременно в одном из Других классов. Количество новых буеров в каждой команде не ограничивается, но в командном зачете будет засчитываться только один.
Итак, грядущий Чемпионат обещает быть особенно интересным для всех любителей буерного спорта. Оправдает ли «DN-60» возлагающиеся на него надежды? Кому лучше удастся освоить новый у нас класс буеров? Ведь «DN» не только отличается малыми размерами, но и имеет непривычную для большинства наших спортсменов конструкцию с передним рулевым коньком. Такая схема, как известно, обеспечивает лучшую управляемость (дифферентующий момент все время прижимает рулевой конек ко льду), но и опрокинуться с ней тоже проще. Во всяком случае, гонки мини-буеров обещают быть интересными, особенно если учесть, что на них собираются выступать такие известные мастера, как В. Гирс, В. Васильев, А. Рауд.
Проблемой «DN», конечно, не исчерпывался круг вопросов, волновавших участников минувшего Чемпионата. Как всегда, всеобщее внимание привлекали конструкции представленных на соревнованиях буеров с жестким крылом. В этом классе стартовали десять спортсменов: девять в командном зачете и один в личном. Все гонки прошли в острой спортивной борьбе, но, как и в прошлые годы, борьба шла лишь за места, начиная со второго: многократный чемпион В. Гирс вновь был вне конкуренции. На своем новом «Аэро-V» он установил своеобразный рекорд чемпионатов, финишировав все семь гонок первым и набрав ноль очков. По внешнему виду «Аэро-V» мало отличается от своего предшественника «Аэро-IV» — появился только обтекатель позади сиденья рулевого. Впрочем, такое же дополнение можно было видеть и на других жесткокрылых буерах. Как и прежде, В. Гирс вооружил свой «Аэро» стреловидным крылом с 15%-ным профилем — самым толстым из представленных на Чемпионате. В верхней части крыла относительная толщина несколько меньше. Величина центровки за счет изменения наклона крыла может изменяться от 535 до 900 мм.
Обращает на себя внимание продуманность и тщательность, с которой выполнена каждая конструкция «Аэро-V»: обтекаемый поперечный брус с оптимальным для расчетных скоростей удлинением (λ=5), почти полное отсутствие открытого такелажа, накладки крепления коньков и те убраны под обшивку поперечного бруса. Сделано, словом, все, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление буера. Но, конечно, гонки выигрывал не только Гирс-конструктор, но и Гирс-спортсмен. Огромное удовольствие доставляло следить за тем, как эстонский мастер ведет свой буер на дистанции. Расчетливо, не увлекаясь тактической борьбой, он безошибочно выбирал лучший галс, время поворота, и уже на втором круге, как правило, оставлял ближайшего соперника далеко позади.
Думается, что именно такого мастерства не хватило ленинградскому гонщику А. Лебедеву, выступавшему на буере без предварительного его опробования, для того чтобы подняться на вторую призовую ступень Чемпионата. Конструкция его буера была одной из лучших среди представленных на Чемпионате. Разработавший ее ленинградский инженер-судостроитель М. Тюфтин — автор публикуемой в этом выпуске статьи — имеет все основания считать свою работу удачной. Досадные срывы, особенно в первых гонках, произошли, безусловно, по вине рулевого. Недостаками в конструкции ленинградского буера следует, пожалуй, считать слишком малую (12%) относительную толщину крыла, рассчитанную на силу ветра, большую, чем обычно наблюдается в марте на озере Юлемисте, да излишнее число выступающих деталей такелажа и крепежа, создающих добавочное сопротивление. Кроме того, при постройке буера была допущена случайная ошибка в центровке. До начала соревнований ее удалось исправить, но, по-видимому, не совсем.
Отлично провел соревнования старейший гонщик — рижанин Е. В. Канский, выступавший на своем прошлогоднем аэродинамическом буере.
Неудача постигла спортсмена из Лиепаи Г. Дакша. Конструкция его буера, пожалуй, самая оригинальная из представленных на Чемпионате (практически это был планер с круглым фюзеляжем и одним крылом, поставленным вертикально), оказалась недостаточно прочной. Уже на первых гонках тонкая 1,5-миллиметровая обшивка корпуса не выдержала скручивающих усилий и лопнула. Чуть ли не двухгодичная работа пошла насмарку, буер по сути дела выбыл из соревнований.
Наиболее примечательным событием в гонках буеров с мягкими парусами явилась смена призеров и чемпионов. Многократному победителю Первенства в классе 20-метровиков В. Васильеву пришлось на этот раз удовольствоваться третьим местом, а прошлогодний призер А. Янсюн закончил соревнования седьмым. Уверенно выступал москвич В. Тинеев. Даже поломка буера на последней гонке не помешала ему стать победителем в этом классе.
На «Монотипах» многократный чемпион Союза А. Раут с большим трудом сумел отстоять свой высокий спортивный титул. Буквально на пятках у него шел ленинградец А. Коновалов.
На 12-метровиках уверенно победил эстонец У. Тянава — известный конструктор и строитель буеров.
Чем объяснить эти результаты? Конечно, можно считать, что ленинградец В. Васильев проиграл потому, что не имел (из-за погоды) условий для тренировки, а другой ленинградец А. Коновалов стал призером благодаря новому отлично пошитому парусу. Только вряд ли кого-нибудь это объяснение удовлетворит. Ясно, что для победы в таком крупном соревновании, как буерное первенство страны, нужны и хорошая тренировка, и отличная техника. Руководителям клубов, обществ и в первую очередь Федерации нужно позаботиться о том, чтобы обеспечить спортсменам необходимые условия для подготовки к соревнованиям.
На заседании буерной комиссии отмечалось, что сроки проведения минувшего Чемпионата были выбраны недостаточно продуманно. Известно, что хорошая буерная дорога на озере Юлемисте держится до конца марта — первой половины апреля. Именно на это время и надо было планировать Чемпионат страны, который является заключительным и наиболее ответственным соревнованием сезона. В этом случае у команд было бы больше возможностей для проведения полноценных тренировочных сборов.
Учитывая пожелание спортсменов, буерная комиссия приняла решение проводить Первенство будущего года в последней декаде марта.
Чтобы уменьшить расходы на постройку аэродинамических буеров и уравнять шансы спортсменов решено также не допускать со следующего сезона использование на гонках запасных комплектов крыльев.
Эти решения, как и включение в программу Чемпионата будущего года гонок на буерах «DN-60», — важный шаг к тому, чтобы наши буерные дороги стали местом действительно массовых соревнований.