Учредители соревнований на приз «Катеров и яхт» не были оригинальны, когда поставили перед собой задачу превратить трассу гонок в испытательный полигон. Такая практика давно получила признание в автомотостроении, где авторалли и мотогонки с участием заводских команд стали одной из основ непрерывного совершенствования конструкций машин, мотоциклов, двигателей.
О практическом значении розыгрыша приза говорить еще преждевременно, однако можно считать, что в этом году сделан шаг по установлению деловых контактов между промышленностью и спортсменами.
Очередные — вторые — соревнования вновь проводились на Немане, у живописного литовского курорта Бирштонас. На этот раз в них приняло участие 12 команд (почти вдвое больше, чем в прошлом году), представлявших города: Каунас, Москва, Ленинград, Таллин, Рига (первая и вторая команды), Минск, Вильнюс, Новосибирск, Тарту, Юрмала, Лиепая. Самым примечательным событием был приезд в Бирштонас представителей заводов, выпускающих подвесные моторы «Вихрь», «Москва», «Ветерок», «Салют».
Заводчане сразу оказались в центре внимания участников соревнований. Первые деловые беседы состоялись еще до стартов, прямо на берегу.
Вот главный конструктор «Вихря» П. А. Сидоров обсуждает с мастером спорта А. Рауд-ва возможности форсирования мотора. По мнению конструктора, «Вихрь» имеет значительный запас мощности. Мотор может быть форсирован по оборотам. А. Раудва полностью согласен с этим. Его «Вихрь» спокойно выносит перегрузки. Главный конструктор с удовольствием осматривает мотор, отрегулированный умелыми руками спортсмена.
— Прекрасный механик! — так отозвался он о А. Раудва. — Уверен, что это будет наш первый призер.
Забегая вперед, можно сказать, что этому предсказанию суждено было сбыться. А. Раудва действительно стал победителем в классе мотолодок МС. К тому же, показав в сумме гонок лучшую среднюю скорость по отношению к рекордной в данном классе, он получил заслуженную награду — подвесной мотор «Вихрь», который от имени завода с особым удовольствием вручил ему П. А. Сидоров.
Столь удачного прогноза никому другому сделать не удалось; соревнования были исключительно напряженными (о чем свидетельствует, в частности, неудача многих фаворитов).
Гонки начались 15 июня в 15 часов. В связи с решением провести 16 июня заезды на побитие рекордов страны программа соревнований первого дня была уплотнена: все участники стартовали в серии из трех гонок по 5 миль.
Первыми на дистанцию вышли скутера СИ. В связи с тем, что количество участников в этом классе было слишком велико (по три от каждой команды) судейская коллегия разделила их на две группы. В первой группе блестяще проходит дистанцию победитель 5-миль-ной гонки на прошлогодних соревнованиях на приз сборника новосибирский мастер спорта В. Шолохов. К сожалению, жребий не дал ему возможности померяться силами с наиболее грозными соперниками — ленинградцем О. Гавриловым и таллинцем Л. Каасиком, стартовавшими во второй группе. Только после того, как судейская коллегия подсчитала скорости, показанные этими спортсменами, стало известно, что победил в первом заезде таллинский спортсмен.
Следом за скутерами стартуют мотолодки МА. Здесь успеха добивается один из прошлогодних победителей — каунасский мастер спорта В. Рябчинский, сумевший обойти чемпиона прошлогоднего первенства страны ленинградца Е. Семенова. На третьем месте — единственная участница соревнований Р. Мухина из команды Тарту. Многочисленные зрители на берегу награждают ее заслуженными аплодисментами.
Далее на дистанцию выходят скутера СА. И сразу же неприятная (прежде всего для команды Каунаса) неожиданность: с дистанции сходит А. Шлапикас — один из сильнейших гонщиков страны. Гонку выигрывает к. м. с. минчанин М. Жданов.
Коротко расскажем о результатах дальнейших заездов этого дня. Л. Каасик сохранил свое преимущество во всех гонках. Во втором заезде его скутер СИ финишировал с блестящим результатом 82,388 км/час. О. Гаврилов в этом заезде из-за поломки мотора не закончил дистанцию. В. Шолохов в жесткой борьбе с рижанином Г. Мартинсоном сумел отстоять второе место.
А. Шлапикас, не обескураженный неудачным дебютом, отлично выступил в двух последних заездах и стал победителем, показав скорость, превышающую наивысший результат прошлогоднего первенства страны.
На мотолодках МА первое место занял Е. Семенов, уверенно лидировавший во втором и третьем заездах.
На мотолодках МС вне конкуренции был А. Раудва.
Результаты, показанные победителями, превышают достигнутые во время прошлогоднего розыгрыша приза. Но, что особенно примечательно, значительно меньше (в процентном отношении) стало число сходов с дистанции в классах мотолодок. Так, если на соревнованиях 1967 г. из семи участников, заявленных в классе мотолодок МС, борьбу на трассе практически вели трое, на прошедших гонках дистанцию проходило подавляющее большинство. В группе пяти команд-лидеров из борьбы практически выбыл только один ленинградский гонщик. Как дорого это могло стоить команде, можно судить по тому, что в суммарном зачете от ближайших соперников — рижан — их отделяли лишь 2,3 км/час.
Такие результаты свидетельствуют не только о хорошей подготовке спортсменов, но и об улучшении качества материальной части.
На скутерах число участников, получивших нули, по-прежнему велико. В отдельных случаях до финиша доходило меньше половины стартовавших в заезде. Причина — отсутствие надежной техники. Неполадки в моторе заставили сойти с трассы даже таких сильнейших гонщиков, как О. Гаврилов (Ленинград), А. Шлапикас (Каунас).
Согласно положению соревнований, личные призовые места определялись отдельно в серии гонок и на 5-мильной дистанции (см. таблицу).
Кроме того, были разыграны специальные призы, учрежденные заводами. Их вручали спортсменам, показавшим в своем классе наивысшую среднюю скорость во всех четырех заездах.
Первый приз — подвесной мотор «Вихрь», как уже говорилось, получил от имени Куйбышевского завода им. Фрунзе мастер спорта А. Раудва. Средняя скорость, показанная им в четырех заездах, составила 61,8 км/час (94,2% рекорда страны на 5 миль).
Главный конструктор Ржевского машиностроительного завода Б. П. Плюта вручил мотор «Москва» победителю в классе скутеров СИ Л. Каасику (средняя скорость 81,7 км/час — 93,8% рекорда страны).
Е. И. Фишбейн — начальник отдела лодочных моторов Головного конструкторского экспериментального бюро Ульяновского завода малолитражных двигателей передал награду — подвесной мотор «Ветерок» Е. Семенову, показавшему лучший результат на мотолодках МА (средняя скорость 49,9 км/час — 87% рекорда страны).
Подвесной мотор «Салют» был вручен конструктором И. В. Тужилкиным рижанину В. Пальму, ровно прошедшему все гонки со средней скоростью 76,5 км/час (76% рекорда страны). Интересно отметить, что и в серии гонок и на 5-мильной дистанции В. Пальм был только вторым.
После окончания гонок были проведены заезды на установление новых рекордов страны. И снова гоночные моторы подвели спортсменов: несмотря на благоприятные условия на трассе ни одному из стартовавших в классе скутеров не удалось добиться успеха.
Вода Немана оказалась счастливой лишь для неоднократного чемпиона и рекордсмена страны ленинградца Ю. Вишнякова, На своем «Зеленом чудовище» — глиссере класса ГВ с двигателем «Чайка» (ГАЗ-13) он обновил два самых высоких достижения — рекорды СССР на, 1 км и на 10 миль, показав соответственно 149,377 и 107,288 км/час.
После торжественного закрытия соревнований состоялась деловая встреча организаторов и участников соревнований с представителями моторостроительных заводов. В числе основных вопросов, обсуждавшихся на этой встрече, были: какие практические выводы для усовершенствования подвесных моторов можно сделать, анализируя прошедшие гонки, и как соревнования на приз сборника должны быть организованы в дальнейшем.
По мнению Е. И. Фишбейна, гонки с большим числом участников, выступавших на мотолодках с моторами 250 и 500 см3, уже сейчас интересны как массовый эксперимент с массовыми моторами. Отдельные усовершенствования, сделанные гонщиками в конструкции моторов, представляют интерес и для серийного производства. В будущем желательно включать представителей заводов в состав технической комиссии: это позволит лучше разобраться в работе, проделанной спортсменами, установить с ними более тесный деловой контакт.
В связи с выпуском подвесных моторов с рабочим объемом 350 см3 («Нептун», «Привет») следует предусмотреть включение в программу соревнований гонки на мотолодках МВ-350 (можно сначала в личном зачете). Это будет стимулировать развитие нового класса спортивных судов, а главное — позволит заводам, начавшим выпуск этих моторов, использовать соревнования для испытания своей продукции.
Для судов с автомобильными двигателями — глиссеров и катеров во время проведения соревнований на приз сборника «Катера и яхты» лучше ограничиться организацией рекордных заездов. Допускать их к участию в командных гонках нецелесообразно, пока не будет налажен серийный выпуск конвертированных двигателей, иначе соревнования утратят свою массовость.
На нашем заводе, — продолжает Е. И. Фиш6ейн, — готовится опытная партия гоночных подвесных моторов. Мы считаем возможным испытать их на соревнованиях в следующем году, а также выделить в качестве приза для победителя гонок.
П. А. Сидоров (Куйбышевский моторостроительный завод им, Фрунзе) сообщил, что на заводе готовится выпуск подвесных моторов мощностью до 30 л. с., по конструкции мало отличающихся от серийно выпускаемых «Вихрей». Опытные образцы уже изготовлены. Важно обеспечить высокую надежность работы новых моторов. Для этого на заводе будут проведены соответствующие испытания на долговечность и надежность на самых тяжелых режимах.
Не всегда, однако, удается учесть все возможные условия эксплуатации, — говорит П. А. Сидоров, — особенно если мотором пользуется неопытный человек. Одним из наиболее тяжелых режимов работы мотора является запуск его вхолостую при полном открытии дросселя карбюратора. У нас на заводе испытания в таком режиме проходили под номером 217. Нескольких циклов было достаточно, чтобы вывести мотор из строя. Но может ли такое произойти при обычной эксплуатации? Оказывается может.
Неопытные любители при запуске часто полностью открывают дроссельную заслонку, и скорость вращения вала двигателя быстро достигает 8000 об/мин. Нередко, слыша, как воет где-нибудь на водной станции мотор, я сразу определяю: «работает по программе 217». А это значит: не сегодня-завтра его понесут в мастерскую. Для повышения надежности работы двигателя, видимо, нужно предусмотреть блокирующее устройство, которое исключило бы возможность аварийной работы вразнос.
Одновременно для завода представляют большой интерес пути обеспечения устойчивой работы мотора на высоких оборотах. С этой точки зрения мне была очень интересна встреча с гонщиками, у которых, как известно, моторы постоянно работают на предельных нагрузках. Большую пользу для завода принесли бы и сравнительные испытания наших моторов в соревнованиях на мотолодках МС. На следующих соревнованиях мы хотим выставить в этом классе свою команду.
Предложение выставить заводскую команду с моторами собственного производства поддерживает Б. П. Плюта (Ржевский машиностроительный завод). Наш завод — сказал он — утилитарно заинтересован и в проверке качества выпускаемой продукции, и в соответствующей ее рекламе. В связи с этим на соревнованиях для нас главное значение имеет количество участников, выступающих на моторах нашего производства. Нам необходима тесная связь со спортсменами, которые могли бы дать квалифицированный отзыв о работе мотора.
О перспективах совершенствования конструкции самых малых из отечественных подвесных моторов сообщил конструктор И. В. Тужи л кин. Первые «Салюты» поступили в продажу только в этом году, но в ближайшем будущем новый мотор станет одним из самых популярных — его ежегодный выпуск планируется довести до 100000 шт. В связи с этим представляется целесообразным при организации очередных соревнований на приз сборника «Катера и яхты» предусмотреть возможность выступления на них гонщиков (юношей) на судах с моторами, имеющими рабочий объем 50 см3. Международными правилами УИМ такой класс гоночных судов не предусмотрен, это, однако, не мешает ввести его у нас как национальный. Гонки на таких общедоступных моторах, как «Салют», положительно скажутся на развитии массовости водно-моторного спорта.
В ходе дальнейшей беседы на встрече были обсуждены частные вопросы дальнейшего совершенствования выпускающихся подвесных моторов, а также организации и проведения очередных соревнований на приз сборника «Катера и яхты» в 1969 г., которые по традиции предполагается провести в Бирштонасе.