Соревнования было интересно смотреть: кроме массовости и высоких результатов, показанных спортсменами, в этом немалую роль сыграл выбор места гонок. Искусственный водоем в подмосковной окраине Строгино, впервые освоенный водно-моторниками, обладает в этом отношении достоинствами настоящего стадиона. Трасса на всем протяжении отлично просматривается с берега, склоны которого образуют естественный амфитеатр.
Это точка зрения зрителей. А вот мнение начальника Центрального морского клуба ДОСААФ В. К. Стелинговского.
— Строгинский водоем нас интересует по многим обстоятельствам. Прежде всего, это, практически, единственная доступная для водно-моторников акватория, на которой нет никакого судоходства. Водоем соединяется с Москвой-рекой, поэтому катера и другое необходимое обеспечение можно доставлять сюда по воде. Наконец, полное отсутствие течения и ровные глубины — что можно найти лучшего! В виде первой пробы мы провели здесь в июле юношеский чемпионат РСФСР. Но, конечно, окончательный приговор будет вынесен после выступления наших сильнейших. Если водоем оправдает возлагающиеся на него надежды, будем планировать создание на нем настоящего водномоторного стадиона.
Итак, слово за гонщиками. Но прежде, чем выслушивать их мнение, обратимся к самим соревнованиям. 1 августа спортсмены стартовали в серии из двух гонок по 5 миль для мотолодок и скутеров и по 10 миль для глиссеров и катеров. Первыми на воду выходят мотолодки МА. В этом классе выступают три призера прошлогоднего Первенства страны: В. Вейнберг (ЛенВМБ), А. Кузнеченко (РСФСР). В. Рябчинский (Литва). Каждый из них уже успел показать отличные результаты и в этом году.
После старта во главе гонки уверенно становится В. Вейнберг. На втором круге разрыв между ним и ближайшим конкурентом (В. Рябчинским) более сотни метров. Но когда до финиша остается меньше полукруга, лодка лидера теряет ход и останавливается. Его обходит один, второй, третий участник. Отмашка флага, и В. Рябчинский становится победителем первого 5-мильного заезда. Позднее узнаем, что на лодке Вейн-берга отказала система подачи топлива — пустяковая неисправность (соскочил шланг, подающий воздух из камеры в бензобак), и вот потеряна не только победа в заезде, но и много шансов на выигрыш в серии. Вторым финиширует А. Кузнеченко, третьим, точнее третьей — Наташа Яковчук (Ленинград). Здесь нельзя удержаться от того, чтобы не сделать отступления от основной темы статьи.
В первом выпуске сборника была напечатана фотография катера «Ленинградец», на котором, как сообщалось в подписи, инженер Н. С. Яковчук вместе с членами своей семьи ежегодно проводит отпуск в дальних плаваниях. Тогда никто из них, а тем более 14-летняя Наташа, и не помышлял о гонках. Но такова логика обстоятельств — став членами секции дальних плаваний морского клуба ДОСААФ, Якозчуки вскоре один за другим пересели с катера на гоночные мотолодки. Наташа в этом году выполнила норму кандидата в мастера спорта, стала призером первенства Ленинграда и вошла в состав сборной городской команды ДОСААФ. В достижении таких результатов доля (и не малая) труда всей семьи: и Анны Константиновны, неизменно напутствовавшей дочь перед стартами городских соревнований, и Николая Степановича — кандидата в мастера спорта, большого знатока подвесных моторов.
Может быть, и не стоило бы заключать эту маленькую историю моралью, но уж очень распространенным стало среди руководителей нашего спорта мнение, что такое «идиллическое» занятие, как дальние плавания, да еще в семейном составе, не имеют ни малейшей связи с «настоящим спортом». Пример семьи Яковчук — убедительное тому опровержение.
Однако вернемся к соревнованиям. Вслед за мотолодками МА на дистанцию выходят скутера СИ, которые стартуют двумя группами. Скорости сравнительно невысокие, чувствуется, что спортсмены берегут силы, а главное моторы, для дальнейших заездов.
Опять моторы — их отсутствие становится хронической болезнью нашего спорта. Гонщики выходят на дистанцию с «ИВЛ», отслужившими два, а то и пять предписанных им сроков. Неудача постигает даже опытнейших: не выходит на старт Л. Каасик (Эстония), не уложился в контрольное время Е. Радько (БССР), сошел с дистанции Ю. Фуртыго (ЛенЗМБ). Понятно поэтому, какой интерес вызвало выступление представителя Украины А. Кравченко, гонявшегося с мотором «Сич» отечественного производства. Его скутер со старта вырывается вперед и, с каждым кругом увеличивая отрыв от соперников, финиширует первым, показав среднюю скорость, на 3 км/час превышающую следующий результат. Спешим поздравить спортсмена и создателей мотора, которые «болеют» за свое детище на берегу.
— Можно сказать, что первые испытания наш мотор прошел удачно, — говорит представитель общественного КБ А. С. Чистиков, — однако причин для радости пока мало. Изготовлены только единичные экземпляры, а перспективы серийного производства мотора до сих пор туманны.
Забегая вперед, сообщим, что ЦК ДОСААФ обратился в Министерство авиационной промышленности с заявкой на несколько тысяч «Сичей» литражом 175 и 250 см3. Будем надеяться, что это прояснит обстановку, и уже к следующему сезону наши гонщики получат надежную отечественную технику.
В заезде скутеров СА обстановка сложилась примерно та же, что и в гонке предыдущего класса: заявленных 31, стартовавших 26, финишировавших 15. Причина — моторы. Вне конкурса были москвичи братья Иван и Петр Богдановы (оба выступали в личном зачете), гонявшиеся на новой технике (корпуса «Даниш» и «Сокол», моторы «Кениг»), которая и позволила спортсменам в полной мере показать свое мастерство. Заезд выиграл П. Богданов, но отрыв, с которым он пришел к финишу, был столь невелик, что до последней секунды трудно было угадать, кто же из братьев станет первым.
К сожалению, еще один сильнейший гонщик в этом классе — А. Шлапикас (Литва) выступал в разных группах с Богдановыми и, таким образом, мог соперничать с ними только заочно.
Спортивная борьба в заезде мотолодок МС проходила интересно, но отсутствие на соревнованиях сильнейших в этом классе гонщиков и прежде всего спортсменов из Тарту — обладателя рекорда страны Ю. Лил-ла и победителя гонок на приз сборника «Катера и яхты» А. Раудва не смогло не отразиться на показанных результатах. Соперничество за первое место в заезде шло в основном между четырьмя спортсменами. А. Дмитриев (РСФСР), неудачно взявший старт, закончил первый круг третьим. Однако, обойдя на втором круге Г. Зубова (Латвия), а на третьем Э. Виля (Эстония), он сумел добиться на финише победы. Успешно наверстывал потерянные на старте секунды и Л. Озо-линьш (Рига, ДКБФ). Опередив у самого финиша Г. Зубова, он сумел подняться в этом заезде с 6-го места до третьего.
Состав участников гонок на глиссерах был очень сильным. В классе ГА на дистанции встретились старые соперники — ленинградцы А. Ильин (ДОСААФ) и А. Фукс (ЛенВМБ).
Новый глиссер А. Фукса по ходовым качествам явно превосходит «Пиранью» А. Ильина. После первого круга он уже шел с хорошим отрывом, но, по-видимому, еще недостаточно обкатанная техника не выдержала напряжения: на скорости около 90 км/час сломалось рулевое управление. Счастье спортсмена, что в этот момент он находился на прямом участке трассы, иначе последствием аварии могло бы стать не только потерянное место в заезде.
Скорости, показанные гонщиками, финишировавшими среди первых, сравнительно невысоки: 84—86 км/час. В чем дело? Спортсмены жалуются на неудачно поставленную трассу — она имеет вид трапеции с острыми углами на первом и втором поворотах — здесь то и дело теряется скорость. Кроме того, на участке, удаленном от берега, прохождению дистанции мешала резкая ветровая волна.
Итак, первые критические отзывы о новой трассе получены. Однако не будем торопиться с выводами. Пока ясно только одно — гонщики еще не успели привыкнуть ни к особенностям водоема, ни к трассе. Некоторые участники были вынуждены сойти с дистанции после неправильного прохождения поворотного знака, случались ошибки с отсчетом пройденных кругов.
На глиссерах ГВ в первом заезде на старт вышло только восемь из 15 заявленных участников. Дистанцию закончило шесть человек. Случай, едва не ставший трагическим, помешал принять участие в соревнованиях одному из сильнейших гонщиков страны Л. Грацианову (ЦВСК ВМФ). За день до начала гонок его глиссер на полном ходу зацепил винтом за трос землечерпалки. Спортсмен, выброшенный со своего места, как из катапульты, пролетел по воздуху не один десяток метров и упал в воду. К счастью, серьезных повреждений он не получил, и в день открытия соревнований его можно было видеть у места старта, правда, уже в качестве зрителя.
Три спортсмена финишировали первыми в этом заезде с минимальными интервалами. К. м. с. А. Подзоров (Лен. ВМБ), закончивший дистанцию третьим, оказался достойным соперником неоднократных рекордсменов и чемпионов страны — В. Слинкова (РСФСР), выигравшего заезд, и А. Буслаева (Рига, ДКБФ), занявшего второе место.
Отдельным заездом стартовали глиссеры ЛХ с двигателями объемом 1000 см3, до сих пор обычно гонявшиеся вместе с классом ГА. Все спортсмены выступали на судах с двигателями «Вартбург» (ГДР).
Из 15 участников, заявленных в этом классе, в первом заезде дистанцию прошло девять. Показанные спортсменами скорости (80 и более км/час) дают основание считать, что освоение «Вартбургов» у нас проходит сравнительно успешно.
Заключительным по времени, но центральным по значению событием дня явились гонки катеров. Они оказались наиболее результативными как по количеству судов, прошедших дистанцию, так и по показанным скоростям. На старт в первом заезде вышло 19 экипажей из 23 заявленных (21 в классе К-02 и 2 — в К-01). Гонку возглавили рижане Р. Упатниекс и А, Дзерве (ДКБФ). Катер оригинальной конструкции, построенный спортсменами, показал отличные азро-гидродинамические качества. Его корпус с разваленными в виде крыла чайки обводами днища в носовой части летел над водой без обычного для этого класса рикошетирования. Скорость, показанная рижанами на дистанции (67,242 км/час), говорит сама за себя.
Вторые заезды этого дня можно назвать гонками-реваншами: спортсмены, потерпевшие неудачу в первой половине, приложили все силы, чтобы наверстать упущенное. Это не замедлило сказаться и на результатах: скорости возросли почти во всех классах. Оторвавшись от аутсайдера больше чем на круг, проходит дистанцию В. Вейнберг. Его мотолодка показывает лучшую скорость дня — 55,579 км/час.
На скутерах СИ блеснул мастерством Г. Мартинсон (Латвия). У него также лучший результат дня — 78,207 км/час. А. Кравченко был на финише вторым.
На скутерах СА победил Иван Богданов с результатом 92,254 км/час. В заездах этого класса отлично выступил молодой гонщик Сергей Жиров — сын наших известных спортсменов. У него первое место среди спортсменов вооруженных сил и пятый результат среди всех участников гонок.
На мотолодках МС первым на финише был Л. Озолиньш (58,853 км/час).
Гонку на глиссерах ГА выиграл А. Фукс. Несмотря на то, что победа в этом заезде практически не давала ему никаких шансов улучшить результат в серии, спортсмен выступил с большим подъемом и прошел дистанцию с лучшей скоростью дня — 86,86 км/час. А. Ильин был на финише только четвертым — его глиссер получил течь, вода заполнила спонсон, что, конечно, отразилось на результате.
Заезд на глиссерах ГВ с высокой скоростью (96,015 км/час) выиграл Е. Пашков (КБФ). К сожалению, в первой гонке спортсмен не стартовал, и его, как и А. Фукса. Эта победа не могла продвинуть вверх в таблице результатов серии.
Лучшую скорость на глиссерах ЛХ во второй гонке показал представитель вооруженных сил Г. Лашко (Рига, ДКБФ) — 85,907 км/час.
Единственным классом, в котором оба заезда выиграл один и тот же экипаж, были катера К-02. Однако победа на этот раз далась Р. Упатниексу и А. Дзерве нелегко. На четвертом круге их обходит катер экипажа из команды Армении Г. Семерджяна и Р. Азатяна. А буквально в нескольких метрах за ними следует катер В. Шибаева и В. Алексеева (ЦВСК ВМФ). Исход гонки решается у самого финиша: рижане все-таки приходят первыми, за ними дистанцию заканчивают представители ЦВСК ВМФ, а затем спортсмены из Армении. Скорости, показанные этими гонщиками — 67,892; 67,682; 67,666 — являются лучшим свидетельством характера борьбы на трассе.
2 августа все участники соревнований оспаривали личное первенство в одном заезде на 5-мильной дистанции для мотолодок и скутеров и 10-мильной — для глиссеров и катеров. О результатах, показанных спортсменами, можно судить по данным, приведенным в конце статьи — они довольно высоки, и все же гонки были менее интересны, чем в первый день. По-видимому, организаторы соревнований допустили ошибку, разрешив участие в этих гонках ограниченному числу спортсменов, показавших лучшие результаты в заездах прошлого дня. Часть гонщиков не вышла на старт из-за неисправности техники и по другим причинам, и в результате на дистанции было очень малолюдно. На скутерах СА в гонке участвовало 9 спортсменов, из которых 2 не закончили дистанции; на мотолодках МА стартовало 13 и финишировало 11 человек; на МС — 10, из которых трое не уложились в контрольное время; в классе глиссеров ГА стартовало 7 участников, финишировало 5, в классе СВ — соответственно 5 и 3, а в ЛХ финишировало только два спортсмена. Даже на катерах выступило всего девять экипажей, а уложилось в контрольное время — семь.
Исключением явилась гонка скутеров СИ. Все 18 участников успешно прошли дистанцию, показав неплохую среднюю скорость.
Третий (последний) день соревнований был посвящен заездам на установление рекордов. Обновить высшие достижения страны удалось трем спортсменам. И. Богданов на скутере СВ показал на дистанции 5 миль скорость 100,027 км/час, заполнив таким образом графу, в которой до сих пор значился только исходный норматив. Еще один ни разу не регистрировавшийся рекорд установил П. Богданов: пятимильную дистанцию на скутере СС он прошел со скоростью 107,607 км/час. В. Слинкову удалось улучшить рекордный результат в классе глиссеров ГА — он прошел 10 миль со скоростью 101,357 км/час.
Рекордные достижения позволили поставить последнюю точку и в разговорах о возможности превращения Строгинского водоема в водно-спортивный стадион. Новая трасса, конечно, не лишена недостатков, но большинство из них может быть устранено. После того как работающая на водоеме землечерпалка сроет последние острова, размеры акватории значительно возрастут. Тогда здесь хватит места для того, чтобы проложить трассу, отвечающую самым взыскательным требованиям. Но, разумеется, нужно позаботиться и о том, чтобы обеспечить гонщиков жильем, питанием и базой технического обслуживания. Нельзя забывать и о зрителях, а их здесь будет немало. Конечно, нет необходимости сразу приниматься за строительство трибун (в дальнейшем они, несомненно, потребуются), но увеличить в дни соревнований количество транспорта, идущего в Строгино, завезти на берег водоема киоски с горячей пищей и водой, можно хоть сейчас. Для пропаганды водно-моторного спорта это сослужит хорошую службу.
Представляется полезным проанализировать качественный состав судов — участников первенства ДОСААФ. Из 64 скутеров классов СИ, СА и СВ 26 были марки «Сокол» («Беркут-М») производства Ленинградского завода спортивного судостроения ДОСААФ. По ходовым качествам они оказались конкурентоспособными с лучшими из имеющихся у нас скутеров фирм «Даниш» и «Пфенниг». Однако продолжает вызывать нарекания спортсменов недостаточно высокое качество изготовления и отделки скутеров.
Большой процент судов класса МА — (9 из 19) составляли мотолодки «Нева» производства того же ЛЗСС ДОСААФ. Достаточно удовлетворительные ходовые качества этих лодок характеризует то, что на них не раз выполнялись нормативы мастера спорта. Тем не менее, вновь приходится отмечать недостаточное качество (еще более низкое, чем скутеров) изготовления и отделки мотолодок. Полезно заметить, что спортсменами созданы более удачные конструкции мотолодок класса МА, и заводу не мешало бы позаимствовать этот опыт. На гонках было представлено несколько лодок производства Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения. И вновь приходится сказать... хорошие ходовые качества и неудовлетворительная отделка, отвратительное рулевое управление, неудачные ручки для переноски.
Отлично показали себя на соревнованиях глиссеры типа «Пиранья». Напомним, что первое судно этого типа (на нем второй год выступает м. с. А. Ильин) было построено в 1967 г. А на ЛЗСС ДОСААФ его серийное производство до сих пор не могут наладить.
Особо нужно остановиться на глиссерах международного класса ЛХ, завоевавших популярность за рубежом (на них разыгрываются первенства мира и Европы). Глиссеры оснащены двигателями «Вартбург» (ГДР), установленными на корпусах фирмы «Даниш» (ГДР). Высокие спортивные достижения гонщиков на глиссерах ЛХ, простота конструкции этих судов и малые их габариты и вес позволяют надеяться, что они станут популярными в СССР. Одобрения заслуживает инициатива Федерации водно-моторного спорта СССР, которая с 1968 г. ввела розыгрыш первенства страны в этом классе. Сейчас важно, чтобы ЛЗСС освоил производство глиссеров ЛХ. Представляется весьма целесообразным применять унифицированные корпуса для глиссеров классов ГА и ЛХ.
Среди катеров К-02 только 6 были заводской постройки. Это своеобразное голосование спортсменов против продукции ЛЗСС свидетельствует о том, что заводу пора переходить на более совершенную модель серийного катера К-02.
Результаты победителей соревнований
Первенство ДОСААФ
Мотолодки МА: 2X5 миль — А. Кузнеченко, РСФСР (100,95); 5 миль — он же (51,56). Мотолодки МС: 2X5 миль — А. Дмитриев, РСФСР (113,45); 5 миль — А. Алгоя, Эстония (59,95). Скутера СИ: 2X5 миль —А. Кравченко, УССР (153,27); 5 миль — он же (82,2). Скутера СА: 2X5 миль — И. Богданов*, РСФСР (180,68); 5 миль — П. Богданов*, РСФСР (92,43). Глиссеры ГА: 2X10 миль — А. Ильин, Ленинград (168,37); 10 миль — Я. Пирант, Латвия (86,73). Глиссеры ГВ: 2X10 миль — В. Слинков, РСФСР (182,2); 10 миль — он же (100,79). Глиссеры ЛХ: 2X10 — И. Федоров, РСФСР (162,29); 10 миль — М. Василенко, УССР (83,7). Катера К-02: 2X10 миль — Г. Семерджян — Р. Азатян, Армения (133,65); 10 миль — они же (66,41).
В командном зачете: 1 — Литва; 2 — РСФСР; 3 — Ленинград; 4 — БССР; 5 — Латвия; 6 — Армения; 7 — Москва; 8 — Украина; 9 — Грузия; 10 — Эстония; 11 — Казахстан; 12 — Туркмения; 13 — Азербайджан; 14 — Узбекистан.
Примечание: звездочкой отмечены фамилии спортсменов, выступавших в личном зачете.
Первенство Вооруженных Сил
Мотолодки МА: 2x5 миль — В. Бейнберг, ЛенВМБ (98,37); 5 миль — он же (55,51). Мотолодки МС: 2X5 миль — Л. Озолиньш, Рига-ДКБФ (114,05); 5 миль — он же (58,24). Скутера СИ: 2X5 миль — В.Бурак, ЛенВМБ (145,37); 5 миль — В. Сурноз, Рига-ДКБФ (77,66). Скутера СА: 2X5 миль — С. Жиров, ЦВСК ВМФ (163,88); 5 миль он же (84,8). Глиссеры ГА: 2X10 миль — Е. Ковалев, КЧФ (169,46); 10 миль — А. Фукс, ЛенВМБ (89,35). Глиссеры ГВ: 2Х Х10 миль — А. Буслаев, Рига-ДКБФ (181,46); 10 миль — он же (100,58). Глиссеры ЛХ: 2Х10 миль — Г. Лашко, Рига-ДКБФ (167,8); 10 миль — он же (86,16). Катера К-02: 2X10 миль — Р. Упатниекс — А. Дзерве, Рига-ДКБФ (135,13); 10 миль — они же (71,0).