Как известно, первые в России водно-моторные состязания были проведены в 1904 г. на Неве. И вот спустя 60 лет Ленинград вновь становится местом встречи сильнейших гонщиков страны — участников юбилейного Первенства СССР, проводимого на живописном озере Хеппо-Ярви в Кавголово.
Более подробно об этих интереснейших соревнованиях, явившихся испытанием как мастерства участников, так и качества их техники, будет рассказано в следующем выпуске сборника. Сейчас дадим лишь краткую сводку.
В лично-командном Первенстве 1964 г. приняли участие 148 гонщиков на 132 судах разных классов (СИ, СА, МА, ГА, ГВ и К-02). За исключением юношей, выступавших в специальном заезде на мотолодках, к соревнованиям после Строгого отбора были допущены лишь мастера спорта и перворазрядники. В командном первенстве, так же как и в прошлом году, первое место заняла команда Вооруженных Сил, набравшая 1407 очков; второе — ДОСААФ, лишь на 22 очка отставшая от победителя; третье место (1329 очков) досталось команде «Трудовые резервы». В личном первенстве на дистанции 10 км на скутерах класса СИ в женском заезде первой была мастер спорта из г. Таллина Майя Каасик, показавшая высокую скорость — 76,92 км/час. В мужском заезде победил москвич, мастер спорта В. Кочерги н, который прошел дистанцию со средней скоростью 78,78 км/час; в классе СА первенствовал мастер спорта Л. Грацианов (78,07 км/час). Среди участников, выступавших на мотолодках МА с подвесным мотором «Москва», намного опередил других мастер спорта Ю. Лилл (ДСО «Калев»), однако из-за неразрешенных переделок в моторе он был дисквалифицирован, и первое место досталось мастеру спорта ДСО «Даугава» П. Лубансу (47,80 км/час).
Вне конкуренции был воронежский мастер спорта В. Слинков, легко опередивший своих соперников в классе глиссеров ГА. Победу в классе ГВ одержал перворазрядник об-ва «Трудовые резервы» Юрий Вишняков. По катерам К-02 первыми были мастера спорта того же об-ва В. Исаков и Е. Рольбанд.
Во время первенства были установлены новые рекорды страны. В. Слин-ков на своем знаменитом глиссере «Мечта» на дистанции 1 км развил скорость 115,38 км/час, улучшив свой же предыдущий рекорд на 16 км. В классе катеров К-01 новый рекорд (64,59 км/час) на дистанции 1 км установил Ю. Ратниек (Вооруженные Силы), и, наконец, новый всесоюзный рекорд установили на катере класса К-02 В. Исаков и Е. Рольбанд, прошедшие дистанцию 50 км со скоростью 64,53 км/час.
Из технических новинок особым вниманием пользовались глиссер В. Слин-кова, оснащенный значительно переделанным (облегченным) двигателем ГАЗ-13 от автомобиля «Чайка», и исключительный по своим ходовым качествам скутер с передней центровкой по проекту Д. Шульце, образцово построенный Э. Индрицаном. Чертежи корпусов глиссера Слинкова и скутера Шульце мы предполагаем опубликовать в ближайших выпусках сборника.
Представляет интерес и глиссер ГВ-350 Е. Петюкевича (ДОСААФ), на котором установлен двигатель М-21 («Волга») с наддувом. В гонках 3X10 км и в заезде на 10 км он занял призовые 3 и 2-е места. К сожалению, не участвовал в соревнованиях недопущенный из-за опоздания с подачей заявки необычный глиссер С. Пивоварова (Москва) с самолетным двигателем «М-332» с воздушным охлаждением.
Приятным сюрпризом, вызвавшим исключительный интерес и внимание, были два мотора «Ветерок» (в стандартном и спортивном исполнении), привезенные из г. Ульяновска. В неофициальном заезде мотолодка МА с этим мотором, имеющим кубатуру всего 175 м3, развила скорость 38 км/час. Надеемся, что уже в этом году Ульяновский завод перейдет на массовый выпуск этого современного мотора взамен давно отжившего свой век неудовлетворительного по многим показателям подвесного мотора «Стрела».