В Липецк, где проводились гонки, приехали помериться силами 254 сильнейших спортсмена из сборных команд тринадцати союзных республик, в которых культивируется водно-моторный спорт, и двух городов — Москвы и Ленинграда. Перед началом соревнований наш корреспондент обратился к руководителям команд с просьбой сказать несколько слов об истории водно-моторного спорта в республиках, о расширении его географии за последние годы.
— Мы начинали 17 лет назад — рассказал мастер спорта Э. Голубицкий. — Организация в Киеве в 1955 г. двух водно-моторных секций при обществе «Трудовые резервы» и Морском клубе положила начало этому виду спорта на украинской земле. А сейчас работают секции уже не только в Киеве, но и в Севастополе, Херсоне, Днепропетровске, Запорожье, Черкассах, Харькове. Об увлечении этим спортом на Украине говорит хотя бы такой факт: наше очередное первенство республики собрало 16 команд, в гонках участвовало около 250 человек.
В Херсоне проводятся интересные и уже традиционные гонки на Приз Большого Днепра, в которых участвуют и команды гостей из других республик.
При Морском клубе Киева успешно работает ДЮСШ, в которой занимаются водно-моторным спортом много ребят.
На первенствах Союза мы, как правило, устойчиво занимаем третье место. Надеемся в этом году выступить получше...
(Забегая вперед, отметим, что спортсмены Украины вновь заняли 3-е место!)
— В Белоруссии, — говорит тренер сборной БССР И. Полоневич, — первая водно-моторная секция возникла чуть позже, чем на Украине, — в 195В г. при республиканском Морском клубе в Минске. Ныне в числе членов только этой нашей ведущей секции около 40 опытных спортсменов и в частности — неоднократный призер первенств СССР Е. Радько (добавим — первый советский гонщик, ставший чемпионом мира!), абсолютный победитель VI гонок на приз сборника «Катера и яхты» Г. Черненко. Очень сильна и сравнительно молодая секция водномоторников города-героя Бреста.
На чемпионатах страны спортсмены республики постоянно занимают в личном зачете высокие места. Рассчитываем увезти из Липецка по крайней мере одну золотую медаль (добавим — этот план перевыполнен: команда БССР увезла две золотые медали).
— История водно-моторного спорта в Азербайджане ведет начало с 1955 г. — вспоминает тренер сборной М. И. Моргулис. — Тогда при бакинском Морском клубе собрались первые энтузиасты. Сейчас только в столице Азербайджана две действующие секции, в которых занимаются около 50 человек. Среди водномоторников республики 2 мастера спорта и 3 кандидата в мастера. В детской спортивной школе организована водно-моторная секция, в ней учится 60 ребят. Азербайджан регулярно выступает на чемпионатах СССР и в матчевой встрече республик Закавказья. Наши спортсмены во всесоюзных встречах пока не добивались высоких результатов, но рассчитывают улучшить свое положение в ближайшие годы...
Теперь слово представителю армянской сборной А. А. Галстяну. В Армении — говорит он — первое объединение водномоторников образовалось в 1951 г. при Морском клубе на озере Севан. Сейчас, когда появилось и Ереванское море, у нас только в Ереване работает пять водно-моторных секций ДОСААФ, да и на Севане их стало три. Кроме того, есть водномоторники и в ДСО «Севан», которое, в основном, объединяет районные секции. Правда, юношеской технической спортивной школы у нас нет, но при многих секциях занимаются ребята. На сегодня у нас в Армении 17 мастеров спорта и более 25 кандидатов в мастера. Наши спортсмены С. Манукян и Р. Азатян постоянно занимают призовые места на первенствах СССР. Мастер спорта С. Агаджанян в составе сборной страны выезжал на чемпионат Европы.
— Первым водно-моторным центром Грузии была созданная в 1957 г. в Батуми, на Черном море, секция,— рассказывает тренер сборной Грузинской ССР А. М. Минасян. — Сейчас в республике водно-моторным спортом занимается около 400 человек, очень много юношей. Число мастеров спорта только в этом году пополнилось двумя нашими гонщиками.
Сборная Грузии всегда занимала места в десятке сильнейших. Если же говорить о планах, то на этом юбилейном чемпионате мы рассчитываем пробиться в первую шестерку. (Это заявление не было голословным: сборная Грузии заняла 5-е место!)
— Развитие водно-моторного спорта в Казахстане началось в 1964 г. — говорит тренер республиканской сборной С. Саутин, — хотя еще тремя годами раньше в Гурьеве существовала команда водномоторников, к сожалению, надолго просуществовавшая. Сейчас водно-моторным спортом занимаются в Морских клубах ДОСААФ Усть-Каменогорска, Караганды, Алма-Аты. На первенство Казахстана съезжается около 70 гонщиков. В республике 2 мастера и 10 кандидатов в мастера спорта.
Трудности у нас такие: удаленность тренировочных трасс от клубов (от Алма-Аты, например, вода находится в 25 км), отсутствие зимних отапливаемых помещений для работы с техникой. На 1975 г. планируется введение в строй водного стадиона, на котором будут специально оборудованные помещения для водномоторников. С этой стройкой мы связываем планы на будущее.
— Первая у нас в Узбекистане водно-моторная секция — рассказывает тренер сборной УзССР Ю. И. Миронов — была, пожалуй, и первой в Средней Азии. Возникла она при Ташкентском Морском клубе в 1958 г. А уже к 1962 г. в республике было пять команд, объединяющих около 150 спортсменов. В рядах узбекских водномоторников 4 мастера спорта и 12 кандидатов в мастера. На чемпионатах страны гонщики республики добивались известных успехов. Так, в нашем активе бронзовая медаль А. Чиркова в 1970 г. в классе ОА, 4-е место С. Косенкова в 1971 г. в R1. В Ташкенте налаживаем и работу с молодежью: 25 ребят с увлечением овладевают секретами водно-моторного спорта.
Беда у нас та же, что и у всех среднеазиатских водников, — далеко до воды. Ташкентским спортсменам, к примеру, нужно везти технику за 40 километров; поэтому мы можем тренироваться только по выходным дням, да и то лишь весной, так как к середине лета наша единственная акватория сильно мелеет. И у нас нет зимних помещений. Надеемся, что в строящемся Доме обороны нам будет отведено необходимое место.
Со следующего года запланировано регулярно проводить матчевую встречу команд Казахстана, Туркмении и Узбекистана. Думаю, что это будет очень полезное мероприятие, способствующее популяризации молодого в условиях Средней Азии вида спорта.
— Водно-моторному спорту в Туркмении — говорит тренер туркменской сборной В. Щербинин — нет еще и десяти лет. С «водой» у нас тоже нелегко, хотя география республики все больше изменяется в нашу пользу. Когда мы начинали, а происходило это в 1963 г., тренироваться можно было только в Красноводске, на Каспии. Там и была создана первая команда туркменских водномоторников. А на сегодня в республике пять секций с числом членов около 200. В наших рядах 3 мастера спорта и 12 кандидатов в мастера.
— Сразу после войны в 1947 г. в Риге возникли секции при спорт-обществе «Даугава» и яхт-клубе — рассказывают представитель латвийской сборной О. В. Бачинский и тренер У. Лаздыньш. — Занималось тогда в каждой из них по восемь — десять человек. А сегодня в морских клубах Риги, Цесиса, Юрмалы, Лиепаи, Бауски, Валмиеры, Алуксне, Вентспилса более 1500 спортсменов. Да что в городах! В колхозах «Банга», «Имени 9 мая», «Драудзиба» — также очень сильные команды. Готовим и смену. В Юрмале около 50 ребят занимаются в детской секции спортивной школы.
Только за один 1971 г. 27 водно-моторников республики получили звания мастеров спорта, а Е. Ивановский за установление мирового рекорда — мастера спорта международного класса. А всего в Латвии мастеров водномоторников более 100. В республике развитию водно-моторного спорта уделяется много внимания. В Юрмале строится водно-техническая станция, по плану в 1973 г. она должна вступить в строй.
В первенстве республики каждый год участвует 250-300 лучших гонщиков. Уже традиционными стали гонка «2 часа Риги», розыгрыш кубка «Звайзгне» («Звезда») в Вентспилсе, кубков колхозов «Имени 9 мая» и «Драудзиба».
Рассказ о развитии спорта в Прибалтике продолжает представитель литовской сборной Ю. Марцуланас:
— 19 июля 1953 г. в Каунасе состоялись первые послевоенные гонки водномоторников Литвы. Кстати говоря, сегодня здесь, в Липецке, выступает почетный мастер спорта А. Шлапикас, который был участником этих первых гонок. В те годы во всей Литве работали две водно-моторные секции (обе в Каунасе) «Спартака» и «Жальгириса». Сейчас в республике этот вид спорта очень популярен, насчитывается более 15 секций. По нескольку команд обычно выставляют на соревнования Каунас, Вильнюс, Клайпеда. Довольно сильные секции в Каунасе — на радиозаводе, в проектном институте промышленного строительства.
При республиканском Морском клубе в Каунасе работает юношеская спортивно-техническая школа, в водно-моторной секции которой занимается около 80 ребят.
За эти годы в республике подготовлено более 50 мастеров спорта. Ежегодно около 150 спортсменов выполняют разрядные нормы вплоть да кандидатов в мастера.
У нас есть несколько хороших, подходящих для проведения соревнований акваторий, таких, как Тракай, или Каунасское море. Сейчас на нашем Каунасском море проектируется большая водная станция, где будут специальные мастерские и эллинги для водномоторников. Хочу еще отметить, что большинство тренеров водно-моторных секций — общественники. Уже пять лет, как в Литве регулярно проводится соревнование не только на звание лучшего спортсмена, но и на звание лучшего тренера республики.
Сборная наша подготовлена неплохо, надеемся в Липецке занять место выше, чем прошлогоднее четвертое. (Увы, этой надежде не суждено было сбыться: команда Литвы снова на четвертом месте!)
— Да, в прибалтийских республиках вообще очень любят технические виды спорта, и водно-моторный не составляет исключения, — говорит представитель команды Эстонии К. Кивастик. — Начиная с 1953 г., когда в Тарту при яхт-клубе «Калев» была организована первая специализированная секция, ряды водномоторников постоянно растут. Сейчас в Таллине, Тарту, Пярну, Нарве их более 300, включая 80 мастеров спорта. Немало внимания уделяется юношескому водно-моторному спорту. В Таллине при Клубе молодых моряков работает секция под руководством одного из ведущих наших гонщиков (добавим — экс-чемпиона страны и рекордсмена мира!) Л. Каасика, при доме пионеров Тарту юных водномоторников тренирует мастер спорта М. Таниэл. Кто не знает таких известных эстонских спортсменов, как неоднократные чемпионы и рекордсмены страны А. Раудва и Ю. Лилл, рекордсмен и победитель международных гонок в Чехословакии Н. Пывват!
Эстония неизменно участвует в розыгрыше Кубка прибалтийских республик и в традиционной матчевой встрече сильнейших гонщиков Ленинграда, Тарту и Таллина. Сейчас недалеко от Тарту оборудуем специальную трассу длиной 2,5 км и шириной 135 м для водных видов спорта, на которой смогут тренироваться и водномоторники.
— Сборная Молдавии — говорит тренер команды К. И. Лесник — тоже не первый раз участвует в розыгрыше первенства страны, хотя вся история молдавского водно-моторного спорта укладывается в 15 лет. Если в 1957—1958 гг. его культивировали только в Бендерах, то сейчас секции есть и в Кишиневе, и в Тирасполе, Бельцах, Сороках. Мы тоже ежегодно проводим первенство республики, на котором обычно встречается семь команд городов, выступает более 60 человек. В Молдавии сейчас 3 мастера спорта и 6 кандидатов в мастера.
В Кишиневе проводятся интересные и уже ставшие традиционными гонки на приз республиканского радио и телевидения, в которых в 1972 г. принимали участие и гонщики из Черкасс, Каунаса, Николаева, Одессы.
Представление о советском водно-моторном спорте будет явно неполным, если не сказать хотя бы несколько слов о бурном расширении его географии и в первой среди равных республик — в Российской Федерации. Конечно, и на сегодня основными центрами здесь остаются Москва и Ленинград (как обычно, они были представлены на XIX Чемпионате СССР отдельными командами), с которых собственно и начинался русский и советский водно-моторный спорт — об этом уже не раз рассказывалось в сборнике (см. например, №10 и №11). За честь флагов этих водно-моторных столиц выступают такие первоклассные гонщики, как Петр и Иван Богдановы, Валентин Исаков, Александр Ильин, Валерий Атаманов, Геннадий Грушевский. Но все чаще даже на самых ответственных соревнованиях конкуренцию им составляют спортсмены из городов, о которых не упоминалось в спортивных отчетах прошлых лет.
Сегодня нельзя говорить о водномоторном спорте в РСФСР, не упомянув, например, команду Ульяновского моторного завода во главе с рекордсменом мира Е. Степановым или город Воронеж, за который выступает неоднократный чемпион и рекордсмен СССР В. Слинков, такие города, как Новгород и Каменск-Уральский, Уфа и Новосибирск, Казань и Свердловск, Владивосток и Ангарск. Перечисление это можно продолжить, но, пожалуй, достаточно назвать еще только один город — Липецк. Местная команда водномоторников еще молода, как молодо само Липецкое озеро — водохранилище, совсем недавно появившееся на карте республики. Но когда на правах устроителя (второй год подряд!) первенства СССР липецким спортсменам предоставили возможность участвовать в его гонках, правда, — вне конкурса, они сумели опередить по сумме очков три сборные команды республики, имеющие большой опыт участия во всесоюзных соревнованиях.
«Нам, жителям города металлургов — сказала на торжественном открытии XIX Чемпионата секретарь липецкого горкома партии Л. Г. Сорокина — полюбился водно-моторный спорт, спорт мужественных людей, овладевших техникой, и мы рады в этом юбилейном году снова приветствовать у себя посланцев тринадцати союзных республик, столицы нашей родины Москвы и города-героя Ленинграда!»
Рассказ собственно о Чемпионате начнем не с первого дня соревнований, а с заключительного — дня проведения заездов на побитие рекордов. В этот день 23 августа впервые в истории нашего водно-моторного спорта советские гонщики выступали на побитие мировых рекордов на 10-мильной круговой дистанции, и таллинский мастер спорта Лембит Каасик стал рекордсменом мира в классе скутеров ОА с гоночными моторами объемом 250 см3. Второй мировой рекорд был поставлен В. Соколовым в классе мотолодок SB-350 на километровой дистанции.
Теперь поподробнее о том, как были установлены эти рекорды.
Напомним, что по правилам УИМ рекорды на круговую дистанцию могут быть зарегистрированы только в том случае, если в заездах участвовали не менее пяти претендентов. Вначале предполагалось не проводить отдельного заезда на 10 миль, а просто накануне — 22 августа — для желающих продолжить дистанцию последней 5-мильной гонки скутеров ОА еще на 5 миль. Это намного упростило бы дело, но поднявшиеся сильный ветер и волна заставили отказаться от этого заманчивого решения: в таких условиях существующий рекорд вряд ли удалось бы превысить.
И вот тихим утром следующего дня был дан старт специального заезда на побитие рекорда. Претендентов пятеро. Старт дается по часам, как и обычно в гонке. Удачнее всех прямо «под ракету» стартуют Н. Пывват и С. Жиров. Л. Каасик долго не может выйти на редан и на старт опаздывает.
Между двумя лидерами сразу же завязывается упорная борьба: стремясь во что бы то ни стало обогнать эстонца, С. Жиров попадает под «петух» из-под винта его «Кенига», в карбюратор попадает вода, мотор глохнет. С большим, примерно в пол-круга, отрывом Н. Пывват ведет гонку с очень хорошим временем — значительно опережая график скоростей, составленный с расчетом на рекорд, но когда до финиша остается всего один круг, скутер Пыввата... останавливается. Как оказалось, не выдержала техника, причем сломалось то, что, пожалуй, в принципе ломаться никогда не должно — треснул патрубок и отвалился карбюратор.
На дистанции остаются только два гонщика — Л. Каасик и В. Атаманов (пятый претендент сошел еще на первом круге), но, как показывают секундомеры, и они идут с превышением существующего рекорда, установленного, кстати сказать, в 1966 г. итальянским гонщиком Теруччи. Первым финиширует Л. Каасик. Достижение итальянца перекрыто больше чем на 8 км/час. Теперь (естественно, после утверждения УИМ) рекорд на 10-мильной дистанции в классе ОА равен 99,958 км/час.
«Я счастлив, что мне удалось установить мировой рекорд, — сказал после заезда Каасик, — и посвящаю его пятидесятилетию образования СССР».
Заезды на километровой трассе также дали рекордный результат — во второй попытке (на первой мотор заглох из-за неполадок в системе топливоподачи) московский кандидат в мастера спорта В. Соколов на трехточечной мотолодке SB-350 с отечественным подвесным мотором «Нептун» показал скорость 70,5 км/час. Это на 5 км/час выше прежнего рекорда мира, принадлежавшего шведу Б. Халлбергу.
Новый всесоюзный рекорд на километровой дистанции в классе SC установил Ю. Лилл; его результат 74,29 км/час. Попытку установить на той же дистанции всесоюзный рекорд в скутерах ОС предпринял А. Баринов, выступавший с новым гоночным 100-сильным мотором «ГЛМ-4» («Ветерок-100») Ульяновского завода. Правда, все три попытки закончились неудачно, однако была зарегистрирована скорость 150 км/час (только в одну сторону). Это многообещающий результат, показывающий, что у импортных 500-кубовых «Кенигов», видимо, появился достойный соперник.
Теперь о гонках. Первый старт был дан 19 августа. Начались соревнования юношей на мотолодках SA-250 и скутерах OJ-175 и ОА-250 с отечественными серийными моторами «Ветерок-8», «Ветерок-12» и «Москва», И сразу же началась борьба за командное первенство: ведь результаты четырех юношей входили в общекомандный зачет.
Надо отметить, что в этом году состав команды был почти таким же, как на прошлом XVIII первенстве (единственное отличие — из командного зачета исключен катер S1). Всего в каждой команде, кроме юношей, В спортсменов — два на скутерах ОС и по одному на скутере ОВ, мотолодках SB и SC, глиссерах R1 и R4 и катере S2. При этом на мотолодках, скутерах и глиссерах (кроме R1 с мотором «Вартбург») разрешались только отечественные моторы. В личном зачете допускались скутера OJ, ОА, ОВ и ОС с гоночными двигателями, катера S1 и глиссер R2, Дистанция для скутеров и мотолодок 5 миль, катеров и глиссеров — 10 миль (во всех случаях серия из трех гонок). В зачет команде идут результаты всех трех гонок, в личный — два лучших.
Итак, соревнования начались заездами юношей. Лучше всех «откатались» молодые представители Ленинграда — ни одной «баранки», золотая, серебряная и две бронзовые медали (558,9 очков); на втором месте — юношеская команда РСФСР (553,1), на третьем — Грузии (468,4). Кстати, если бы команда Липецка участвовала в чемпионате не вне конкурса, то третьей была бы она: липецкие юноши набрали на 8 очков больше, чем грузинские.
Во втором юношеском заезде на мотолодках SA, показав с «Москвой-12,5» скорость 49,755 км/час, А. Жиров установил новый всесоюзный рекорд на дистанции 5 миль. На первый взгляд может показаться странным, почему эта скорость фиксируется как рекорд, когда в таблице результатов указаны и более высокие показатели: у ленинградца Е. Волкова — 50,152 км/час, а у эстонца А. Лэока даже 50,660. Дело в том, что по правилам УИМ рекорды регистрируются только при условии, что они установлены на моторах, имеющих и задний ход, а «Ветерки», на которых выступали Волков и Лэок, имеют, в отличие от «Москвы», только передний ход и нейтраль.
Попутно отметим, что самый юный из участников XIX чемпионата страны — тринадцатилетний А. Лэок (он не только водномоторник, но и чемпион республики по мотокроссу в группе А) был среди юношей единственным, кто выступал на трехточечном корпусе. Он сразу же отрывался от соперников и во всех трех гонках был лидером первого круга, но ему не везло; дважды пришлось останавливаться — на винт наматывалась трава, и только в третьей гонке он продемонстрировал преимущества «трехточек», придя первым.
Второй день соревнований начался с гонок скутеров ОВ с отечественными форсированными моторами «Нептун». Нужно сказать, что перед началом гонок многим спортсменам, готовящимся принять старт в этом классе, был преподнесен неприятный сюрприз: пункт 12 инструкции главного судьи запрещал применение серийного маховика, хотя буквально полумесяцем раньше (на первенстве РСФСР) предписывалось выступать только с серийными маховиками. Такое решение судейской коллегии (в общем-то совершенно правильное, так как участились аварии моторов из-за разрыва серийных маховиков на высоких оборотах) заставило гонщиков срочно заказывать на местных предприятиях легкие алюминиевые диски для заводки мотора и переходить на батарейное зажигание. Волнений было много. Собирались даже исключить этот класс из командного зачета, если число спортсменов, сменивших маховики, будет меньше 50% от числа заявленных, но к началу стартов успели переоборудовать моторы все 100% гонщиков!
Все три гонки очень ровно со скоростью около ВО км/час проходит ленинградец В. Бурак. И хотя он занимает только 3-е место, в копилку команды (напомним — лидирующей после первого дня) он приносит три неплохих результата. Его «командный» соперник В. Плетнинцев (РСФСР) показывает более высокие скорости и занимает 2-е место, но... одну из гонок он не прошел и потому его вклад в командный зачет заметно меньше. Первое место в этом классе занимает гонщик из Белоруссии В. Игнатенко; его наивысшая скорость более чем на 5 км/час превышает результат чемпиона прошлого года Е, Радько. (Самого Е. Радько среди стартующих не было: как раз в это время в составе сборной СССР он ехал в Италию на первенство мира).
Следующими стартовали скутера ОС с форсированными отечественными 500-кубовыми моторами «Вихрь» и «Москва-25». Правда, и на этом чемпионате, как и на предыдущем, поставить «Москву-25» на скутер не решился ни один гонщик и почти все выступали с «Вихрями-М». В то же время рекордсмен мира Е. Степанов (РСФСР) выступал с 350-кубовым «Нептуном» и занял почетное второе место, показав наивысшую скорость В8,155 км/час.
Первое место у А. Шлапикаса, который показал стабильные и высокие результаты во всех заездах. Его «Вихрь-М» работал на таких оборотах, а звук выхлопа был так похож на «голос» «Кенигов», что техническая комиссия и некоторые представители команд усомнились: не переступил ли правила форсировки Шлапикас и не заменил ли коленчатый вал своего мотора гоночным от «Кенига»? И вот — беспрецедентный случай: впервые на чемпионатах СССР контрольная разборка после гонки делается на скутере (до сих пор это практиковалось только на мотолодках). Все желающие имели полную возможность убедиться: на моторе победителя и коленвал и блок цилиндров, и головка — все фирменное, «вихревское».
И, наконец, последние командные гонки второго дня: етартуют мотолодки, Первым в классе SB уверенно финишировал во всех трех гонках абсолютный победитель июньских гонок на приз сборника «Катера и яхты» минчанин Г. Черненко, Надо отметить, что 4 из 20 заявленных мотолодок были построены по трехточечной схеме. На одной из этих «трехточек» второе место занял таллинец В. Волков. И на этой же лодке 23 августа В. Соколов, занявший в серии гонок только 5-е личное место, установил мировой рекорд. Остается сожалеть, что новый чемпион СССР Г, Черненко не подал заявки и не участвовал в рекордных заездах: учитывая, что скорость в гонке у него почти на 5 км/час выше, чем в рекордном заезде у В. Соколова, можно было ожидать и упорной борьбы за рекорд и более высокого ее результата.
Гонщики Ленинграда и РСФСР — основные соперники в борьбе за командное первенство — прошли в классе SB все три зачетные гонки: ленинградец Щербинин занял 6-е место, Нестеркин (РСФСР) — 7-е. (Результат ленинградца В. Сорокина, занявшего в серии 3-е место, в сумму команды не идет, так как он выступал только в личном зачете.)
Первый же заезд мотолодок SC приносит радостную новость: первым пересекает финишный створ А. Раудва с новым рекордом СССР — 67,367 км/час. Во второй гонке его постоянный конкурент Ю. Лилл, выступающий в личном зачете, стремясь догнать А. Раудву, рискованно прошел поворот, перевернулся и выбыл из дальнейшей борьбы за победу. В этом классе из 20 заявленных участников гонялось на трехточечных корпусах больше трети. И неслучайно, что все призеры выступали на «трехточках» (лучшее место, занятое на традиционном плоско-килеватом корпусе, только пятое).
К концу второго дня командной борьбы по-прежнему лидирует Ленинград (1501,3), а на втором месте, отставая меньше чем на 10 очков, — РСФСР (1491,6); на третье место выдвинулась команда Белоруссии (1404,905). Становится ясным, что при таком минимальном разрыве в 10 очков основная борьба за первенство еще впереди, когда вступят в бой суда «тяжелых» зачетных классов — катера S2 и глиссеры R1 и R4.
В этот же день 20 августа проводились гонки личного первенства в классах глиссеров R2 и катеров S1, не входящих в командный зачет. Выступало здесь всего по 5 гонщиков, т. е. ровно столько, сколько нужно по положению, чтобы можно было разыграть чемпионский титул. И надо отметить, что такая малочисленность претендентов не случайна. В классе S1, кроме «некомандности», она объясняется применением дефицитного иностранного двигателя и отсутствием к нему запасных частей. А вот судьба класса R2, в котором можно использовать отечественный двигатель от «Москвича-412» (кстати, применяемый и на катерах S2), — в руках Федерации водно-моторного спорта СССР. Введение глиссеров R2 в командный зачет стимулировало бы развитие перспективного класса, который «держится» сейчас лишь на энтузиазме отдельных приверженцев. Очевидно, пора ввести этот класс в зачет, вначале, может быть, совместно с глиссерами R1 (или-или), а со временем, когда глиссеров R2 будет достаточно много, совсем отказаться от командного зачета по R1. Кстати, как и катера S1, глиссеры R1 не имеют широкого распространения и за границей (пожалуй, кроме ГДР, где производится двигатель «Вартбург» и этот класс является национальным).
Если, однако, вернуться от будущего к настоящему, то придется констатировать: гонка глиссеров R2 была неинтересна, до финиша доходило не больше двух участников. Все три гонки сумел пройти только кандидат в мастера А. Некравцев.
Все с интересом ждали старта катеров S1: воронежский почетный мастер спорта В. Слинков привез на чемпионат новый корпус трехточечной конструкции, правда, отдаленно напоминавший прошлогодние «собачьи ящики», но выполненный очень добротно и чисто. Однако ни одну гонку закончить В. Слинков не смог: в первой и второй заклинивало поршни двигателя, на третью выходить не имело смысла.
Третий — последний и решающий день командной борьбы начался стартом глиссеров R1. Уверенно и расчетливо провел все три гонки мастер спорта А. Кузнецов (РСФСР): дважды он приходил первым и один раз — шестым. Он принес своей команде максимальное количество очков — 253,6. А вот ленинградец А. Балясов — прошлогодний бронзовый призер — был только четвертым и «вложил» в командный зачет всего 239,8 очков. Не повезло, как и накануне, прошлогоднему чемпиону в этом классе В. Слинкову: из-за неполадок в моторе он не стартовал в первой гонке, а во второй сошел с дистанции (это не слишком взволновало команду РСФСР, так как выступал Слинков в личном зачете).
В первой 10-мильной гонке глиссеров R4 чемпион 1971 г. ленинградец Г. Грушевский показывает лучшую скорость 101,7 км/час, но буквально по пятам его преследует К. Мартищенко (РСФСР). Вторая гонка. На этот раз впереди К. Мартищенко, а ленинградец приходит вторым. По сумме двух скоростей Г. Грушевскому все-таки удалось сохранить чемпионское звание, но в командный зачет и он и его основной соперник принесли почти одинаковое количество очков.
Теперь судьба победного, командного места решается гонкой катеров S2. Здесь у ленинградцев выступает заслуженный мастер спорта, рекордсмен мира и многократный чемпион страны В. Исаков. И он оправдывает надежды команды: с огромным отрывом финишируя в двух 10-мильных гонках, он вновь завоевывает «золото», приносит команде 176,5 очков и победу. Перворазрядник Л. Пырченков, которому была вверена судьба команды РСФСР, пришел только четвертым, и сумма его скоростей оказалась более чем на 35 км/час ниже.
Исход командной борьбы теперь ясен: в третий раз подряд победила сборная Ленинграда; в третий раз подряд на втором месте сборная РСФСР. Хорошо выступавшие в тяжелых классах спортсмены Украины выводят свою команду с 8-го места на «традиционное» (опять-таки в третий раз подряд!) — 3-е. Белоруссия, не получившая ни одного зачетного очка в S2 и всего 66,6 в классе R4 (от выступления к. м. с. Портянникова) с 3-го места откатилась на 7-е.
Надо пояснить, что, в отличие от других классов, по R4 и S2 командный зачет пришлось делать только по двум гонкам: в середине дня сильный ветер развел на трассе большую волну, и когда порывом ветра перевернуло в общем-то довольно мореходный глиссер белорусского спортсмена Е. Губаренко, судейская коллегия приняла решение третью гонку серии не проводить вообще. Остается добавить, что в числе 19 заявленных катеров S2 подавляющее большинство (11) уже составляли «трехточки». И характерно: некоторые из них были до того похожи даже по окраске на «золотой» катер В. Исакова, что различали их только по номеру (естественно, от Исаковского они отличались и скоростью!).
В последний гоночный день 22 августа «выясняли отношения» спортсмены, выступавшие на скутерах с гоночными моторами. Напомним, соревнования эти были уже только личными.
На XIX Чемпионате впервые во всех гоночных классах были представлены отечественные гоночные моторы, что вызывало особый интерес к заездам скутеров. В то же время накал спортивной борьбы на них был значительно снижен из-за отсутствия на чемпионате ряда гонщиков — в частности братьев Богдановых и А. Кипина, выступавших в это время в Италии.
Заезды скутеров «младшего» класса, как и ожидалось, выиграл ульяновец, рекордсмен мира Е. Степанов на уже хорошо себя зарекомендовавшем фирменном «Ветерке-34» («ГЛМ-1»), Серебро у киевлянина И. Мошака, выступавшего на «Сиче-175» с батарейным зажиганием. Надо особо отметить, что в заезде участвовало уже пять скутеров, на которых стояли «Сичи» (один из них имел магнетно-конденсаторное зажигание) и, конечно, давно устаревшим «Дельфинам» трудно было спорить с этими новыми моторами, но факт и то, что большинство «Сичей» до финиша не дошло.
Мастер спорта В. Логинов из-за неполадок в новеньком «Сиче-250» с электронным зажиганием тоже ни разу не смог пройти дистанцию до конца. Золотую медаль в классе ОА заслуженно выиграл Н. Пывват, который выступал с новым «Кенигом-250», имевшим одну выхлопную трубу и добавочные впускные пластинчатые клапаны (основное управление всасыванием — поршневое). Мощность этого 250-кубового мотора по неофициальным данным составляет 55—60 л. с.
В классе скутеров ОВ дебютировали 350-кубовые четырехцилиндровые «Ветерок-80» («ГЛМ-3») и «Сич-350» с электронным зажиганием. Правда, «Сич» так ни разу и не завелся, и потому пришлось любоваться этим внешне очень эффектно отделанным мотором на берегу. Да и мастеру спорта В. Борисову не удалось показать все возможности своего нового 80-сильного «Ветерка»: он занял только 5-е место. Ясно, что получить от двигателя 80 л. с. на стенде, это еще полдела: чтобы иметь настоящий гоночный мотор, требуется кропотливый подбор винта, передаточного отношения редуктора и т. д. и т. п.
Лучше подготовленным и отлаженным оказался 500-кубовый и тоже четырехцилиндровый 100-сильный «ГЛМ-4» («Ветерок-100») — новинка в «старшем» классе ОС. Мастер спорта ульяновец А. Баринов завоевал с этим мотором бронзовую медаль. Как и в прошлом году, победил В. Исаков, снова сделавший «золотой дубль» (первые места в классах S2 и ОС).
Итак, все отношения выяснены, итоги подведены. Отрадно, что на прошедшем Чемпионате было продемонстрировано значительное повышение скоростей и, самое главное, скоростей не только у лидеров, но и у основной массы гонщиков. Многие спортсмены из сравнительно молодых водно-моторных центров уже на равных спорят с признанными фаворитами. Этому в большой мере способствует применение в классах скутеров отечественной серийной техники. Конечно, при этом с повестки дня не снимается и назревший вопрос о выпуске отечественных гоночных моторов: ведь дальше изготовления единичных экземпляров гоночных «Ветерков» и «Сичей» дело пока не продвинулось!
Но возрастание средних скоростей еще не означает, что соответственно возросло мастерство всех участников, особенно молодых гонщиков с периферии. Наметившееся в последние годы общее увеличение числа аварий на гоночных трассах настораживает. Учитывая это, судейская коллегия Чемпионата для увеличения безопасности на трассе приняла несколько экстраординарных мер, таких как запрещение обгона на поворотах, ограничение числа судов в заезде, экзамены по гоночным правилам и т. п.
Трудно сказать, нужны ли именно такие ограничения. То, что необходимо повышать и мастерство и ответственность гонщиков и руководителей команд за безопасность на трассе, — это бесспорно. Одновременно необходимо выработать четко определенные повышенные требования к техническому состоянию судна и всем устройствам безопасности. В этом — одна из первоочередных задач, стоящих перед нашей Федерацией водно-моторного спорта.
Но ведь есть и другая сторона вопроса. Мы гоняемся по международным правилам, все чаще наши спортсмены выезжают на соревнования за рубеж, и уже поэтому условия гонок нужно максимально приближать к зарубежным. Так стоит ли специально создавать «тепличные» условия вроде запрещения обгонов на повороте или ограничивать число участников заезда?
Технические результаты XIX Чемпионата СССР среди взрослых и V первенства СССР среди юношей по водно-моторному спорту
Командные результаты
1. Ленинград (2119,853); 2 — РСФСР (2083,247); 3 — Украина (1740,562); 4 — Литва (1722,482); 5 — Грузия (1680,978); 6 — Эстония (1672,275); 7 — Белоруссия (1622, 863); 8 — Москва (1561,091); 9 — Латвия (1447,492); 10 — Узбекистан (1443,226); 11 — Азербайджан (1309,046); 12 — Армения (1175,589); 13 — Казахстан (1017,968); 14 — Туркмения (990,233); 15 — Молдавия (899,695).
Результаты победителей Чемпионата. Серия 3X5 миль
Юноши. Скутера: OJ-175; 1 — М. Черкасский (УССР) 85,349 (42,687); 2 — В. Говорухин (РСФСР) 85,190 (42,902); 3 — С. Атаманов (Л-д) 85,161 (42,612); ОА-250: 1 — Н. Чистяков (М-ва) 100,118 (50,431); 2 — А. Большаков (Л-д) 99,399 (50,134); 3 — А. Твердохлеб (Л-д) 97,373 (48,932). Мотолодки SA-250: 1 — Е. Волков (Л-д) 99,907 (50,152); 2 — А. Жиров (М-ва) 98,869 (49,755); 3 — Л. Лэок (Эстония) 98,085 (50,660).
Скутера гоночные. OJ-175: 1 — Е. Степанов (РСФСР) 165,456 (87,834); 2 — И. Мошак (УССР) 157,567 (79,233); 3 — X. Прикс (Эстония) 154,265 (78,631). ОА-250: 1 — Н. Пывват (Эстония) 209,160 (105,184); 2 — Л. Каасик (Эстония) 201,376 (100,933); 3 — С. Жиров (М-ва) 197,872 (101,570). ОВ-350: — С. Шахов (РСФСР) 205,343(106,813); 2 — С. Жиров (М-ва) 203,930 (102,360); 3 — В. Атаманов (Л-д) 198,113 (100,513). ОС-500: 1 — В. Исаков (Л-д) 206,058 (116,430); 2 — Э. Голубицкий (УССР) 203,088 (103,679); 3 — А. Баринов (РСФСР) 194,024 (97,207).
Скутера серийные. ОВ-350: 1 — В. Игнатенко (БССР) 161,800 (82,955); 2 — В. Плетнинцев (РСФСР) 160,465 (81,188); 3 — В. Бурак (Л-д) 159,830 (80,466). ОС-500: 1 — А. Шлапикас (Литва) 170,838 (86,678); 2 — Е. Степанов (РСФСР) 170,637 (88,155); 3 — А. Сердюков (УССР) 170,101 (85,350).
Мотолодки. SB-350: 1 — Г. Черненко (БССР) 177,445 (59,482); 2 — 8. Волков (Эстония) 133,746 (57,498); 3 — В. Сорокин (Л-д) 110,833 (56,074). SC-500: 1 — А. Раудва (Эстония) 132,846 (67,367); 2 — Ю. Некрасов (Л-д) 128.780 (64, 805); 3 — Т. Хааге (Эстония) 128,263 (64,373).
Результаты победителей Чемпионата. Серия 3X10 миль
Глиссеры R1: 1— А. Кузнецов (РСФСР) 175,708 (91,641); 2 — Р. Азатян (Армения) 167,135 (86,803); 3 — X. Суси (Эстония) 164,910 (83,722). R2: 1 — А. Некравцев (УССР) 159,682 (80,578); 2 — Г. Лашко (Латвия) 151,858 (78,781); 3 — Л. Грацианов (М-ва) 88,370 (88,370). R4: 1 — Г; Грушевский (Л-д) 202,050 (101,676); 2 — К. Мартищенко (РСФСР) 201,481 (100,793); 3 — Е. Ковалев (УССР) 189,737 (98,069).
Катера. S1, Е01: 1 — Я. Аконов (Латвия) 145,050 (77,083); 2 — Н. Яковчук (Л-д) 134, 719 (67,524); 3 — Л. Бабаченко (Туркмения) 121,675 (61,112). S2, Е02: 1 — В. Исаков (Л-д) 176,578 (88,450); 2 — Н. Авсеев (Латвия) 162,118 (82,295); 3 — Р. Упатниекс (Латвия) 160,715 (82,529).