Необычно рано — в середине апреля — начался в этом году водно-моторный сезон. Причем начался соревнованием самого высокого ранга — личным чемпионатом страны.
Все предыдущие годы чемпионат СССР проводился, как правило, в самом конце сезона — являлся завершающим состязанием, проходившим уже после встреч сильнейших гонщиков на командных и кубковых соревнованиях, первенствах ДСО и ведомств. Но теперь Федерация ВМС СССР приняла решение начиная с 1981 г. проводить чемпионат СССР в два этапа, первый из них — весной, и второй — осенью, в конце сезона. В этом году такой двухэтапный путь к чемпионским званиям уже прошли спортсмены, выступающие в классах скутеров с гоночными моторами (ОА, ОВ и ОС) и мотолодок SB и SC.
Такое решение федерации должно благоприятно отразиться на развитии отечественного водно-моторного спорта, особенно в классах скутеров ОА, ОВ и ОС, в которых наши спортсмены защищают честь спортивного флага страны на международных соревнованиях. Весенняя встреча на высшем уровне поможет спортсменам быть «в форме» не к самому концу гоночного сезона, когда, как правило, разыгрываются все важнейшие титулы, а значительно раньше.
И еще одно новшество. Все последние годы на чемпионатах победители как в личном, так и в командном зачете определялись по международной очковой системе. Теперь же зачет будет вновь вестись только по сумме скоростей, показанных спортсменами в гонках. К каким это приводит парадоксам в личном зачете, мы увидим далее.
Итак, на первый этап чемпионата на Чернореченское водохранилище в Грозном приехало 102 гонщика — рекордное число для пяти участвующих классов. Примечательно, что число участников в каждом классе получилось примерно одинаковым: на этот раз не было классов, в которых фаворитам никто не составлял конкуренцию.
Спортсменам предстояло пройти серию гонок 4X5 миль, причем проводились по два заезда в день. Победитель первого этапа определялся по сумме скоростей трех лучших гонок из четырех.
Теперь коротко о том, как проходили эти четыре гонки в каждом из пяти классов.
В классе скутеров ОА буквально никаких шансов на победу не оставил своим соперникам м. с. м. к. А. Жиров, а ведь в числе претендентов на титул чемпиона можно было видеть таких именитых гонщиков, как Н. Пывват, А. Ишутин, А. Чермашенцев. Со старта А. Жиров неизменно уходил первым, а затем на протяжении всех пяти кругов дистанции он уверенно отражал все попытки обгона и четырежды финишировал первым. Реальную возможность занять 2-е место имел А. Чермашенцев, закончивший два заезда первого дня вслед за лидером. Но в третьем заезде у его двигателя оборвало шатун и был разрушен картер. Поскольку по правилам соревнований в серии гонок двигатель заменять нельзя, этому спортсмену из г. Ногинска по сумме двух скоростей пришлось довольствоваться лишь 11-м местом!
Обе гонки первого дня соревнований на скутерах ОВ с блеском выиграл минчанин Е. Радько, девять лет назад бывший чемпионом мира в этом классе. В первой гонке он показал лучшую скорость соревнований — 86,471 км/ч. Но на следующий день ему не везло. В третьей гонке скутер минчанина сразу после старта порывом ветра подняло в воздух и перевернуло. И в последнем заезде спортивное счастье вновь изменило опытнейшему спортсмену: стремясь получше взять старт, Е. Радько преждевременно вошел в стартовую зону и, как ни пытался сбросить газ, все-таки пересек стартовую линию раньше, чем был открыт старт. По Сумме двух скоростей у Е. Радько оказалось только 11-е место. Победителем стал каунасец м. с. м. к. В. Матулявичус, выигравший лишь один из четырех заездов (его места по гонкам 2, 6, 1 и 2-е).
Заезды самого скоростного старшего класса скутеров ожидались всеми с особым интересом. И неудивительно: никогда ранее такого большого количества участников (их было 22) на внутрисоюзных соревнованиях в этом классе не собиралось. Ожидалась острая борьба и ожидания болельщиков никак нельзя было назвать обманутыми. Безусловными фаворитами считались трехкратный чемпион СССР м. с. А. Головин из Николаева и москвич м. с. С. Жиров. Однако оба заезда первого дня выиграл впервые выступавший в классе ОС ленинградец м. с. м. к. Б. Клюшников. И выиграл «чисто»: со старта уходил третьим-четвертым, а после первого круга начинал обходить вырвавшихся вперед более опытных соперников. Но опыт гонок на скутерах все-таки одержал верх: А. Головин, отлично настроивший свой «Кениг», выиграл оба заключительных заезда и стал победителем первого этапа. Отметим, однако, что 3-е место Б. Клюшникова — отличный результат для дебюта в новом для спортсмена классе.
Среди сильнейших гонщиков страны, выступающих на мотолодках SB, как и на всех других соревнованиях последних лет, борьба за первое место развернулась между ленинградцем м. с. м. к. А. Берницыным и м. с. В. Усолкиным из Тольятти. Первый выступал на мотолодке с обводами глубокое V со спортивным вариантом мотора «Привет-25», второй — на катамаране с «Нептуном-23». Первые два заезда выиграл ленинградец, показавший лучшую скорость соревнований в классе — 61,062 км/ч. У В. Усолкина что-то не ладилось с двигателем, в этих гонках он финишировал 11-ми 5-м.
На второй день соревнований эти два гонщика «поменялись ролями». Теперь неприятности преследовали А. Берницына. В третьем заезде он слишком рано вошел в стартовую зону и, чтобы избежать фальстарта, сбросил обороты двигателя; хорошо прогретые в предстартовой зоне свечи зажигания охладились и их забросало маслом, мотор заглох, запустить его до конца гонки ленинградский спортсмен так и не смог. И в последней решающей гонке «Привет-25» работал неровно и заглох где-то на середине дистанции. В результате ленинградец смог занять только 14-е место, а В. Усолкин выиграл оба последних заезда.
В двух заездах мотолодок класса SB участвовала вне зачета стеклопластиковая мотолодка с обводами глубокое V, разработанная ЦКТБ ДОСААФ СССР и управляемая м. с. м. к. А. Бакшисом из Каунаса. Первое впечатление гонщика после опробования лодки положительное. Она устойчива на курсе, поворотлива, очень легка на ходу.
В прошлом году судьбу первого места в классе SC на чемпионате страны решили всего 0,03 км/ч! Именно на такую величину скорость м. с. м. к. М. Зайчикова в лучшей гонке оказалась ниже, чем у его одноклубника И. Новикова, ставшего чемпионом СССР и набравшего одинаковую с М. Зайчиковым сумму очков — 1100. На этот раз М. Зайчиков взял реванш, финишировав все 4 заезда первым.
Итак, уже в Грозном определились основные претенденты на получение званий чемпионов СССР, но заключительный этап состязания состоится, как мы уже знаем, в Тернополе 25—28 сентября. Об этих гонках мы расскажем в следующем номере.
Информация об изображении
Победитель этапа в классе SB-350 м. с. В. Усолкин (Куйбышев) на катамаране своей конструкции
А пока зададимся вопросом: достаточно ли объективна вновь введенная система подсчета результатов по сумме скоростей? Она не вызывает особых возражений в командном зачете; здесь эта система подтвердила свою жизнеспособность. А вот применение ее в личном зачете, думается, вопрос — отнюдь не бесспорный. Как, например, определить победителя, если лидеры в гонках сменяют друг друга? Возьмем к примеру класс ОС. При очковой системе три первых места выглядели бы так: 1 — А. Головин (1100), 2 — Б. Клюшников (969) и 3 — И. Дубинин (769). И это было бы справедливо: А. Головин дважды финишировал первым и один раз вторым; Б. Клюшников — дважды первым и один раз четвертым; И. Дубинин — дважды вторым и один раз четвертым. А теперь обратимся к таблице результатов того же класса ОС, подсчитанных по сумме трех лучших скоростей. Здесь Б. Клюшников — 3-й, а И. Дубинин его опережает, хотя ни в одной из гонок он не финишировал первым.
Победитель этапа в классе SB-350 м. с. В. Усолкин (Куйбышев) на катамаране своей конструкции
Еще более показателен пример в классе ОВ. Победителем по очкам тоже был бы В. Матулявичус (1100 очков за 1, 2 и 2-е места), но 2-е место заслуженно занял бы Е. Радько (800; 1, 1, 0), а 3-е — И. Герасименко (750; 2, 3, 3), тогда как С. Манукян (638; 2, 4, 4) переместился бы с 3-го на 4-е. В таблице же результатов по скоростям Е. Радько со своими двумя победами стоит только на 11-м месте! Более того, поскольку результаты по этапам подсчитываются раздельно, Е. Радько (как и ведущий гонщик в классе SB А. Берницын) уже не может стать чемпионом страны, если даже выиграет все гонки второго этапа — разницу в сумме скоростей ему уже не перекрыть! Думается, что если уж введена система зачета по сумме скоростей, то более объективным будет зачет по шести лучшим гонкам из восьми в обоих этапах. Это заставило бы того же Е. Радько с полной отдачей продолжать борьбу и пройти все гонки второго этапа для завоевания победы. А сейчас — при раздельном зачете — ему, в принципе, незачем ездить в Тернополь, технику стоит поберечь.
Не секрет, что «скоростная» система слишком немилостива к лидерам и поощряет не очень-то рискующих спортсменов. Видимо, система зачета на личном чемпионате страны еще нуждается в совершенствовании!
Технические результаты
(первые три места; указаны сумма скоростей и максимальная скорость, показанная в гонках)
Мотолодки: SВ-350: 1 — м. с. В. Усолкин (Куйбышев); 177,157 (60,577); 2 — м. с. К. Арутюн ян (Арм. ССР); 173,509 (5В,145); 3 — к. м. с. В. Камардин (Куйбышев); 172,749 (57.В66).
SC-500: 1 — м. с. м. к. М. Зайчиков (Куйбышев); 193,592 (65,567); 2 — м. с. А. Гомэкин (Челябинск); 189,800 (64,631); 3 — м. с. А. Овчинников (Ленинград); 187,163 (62,728).
Скутера: ОА-250: 1 — м. с. м. к. А. Жиров (Москва); 243,012 (82,248); 2 — м. с. м. к. А. Ишутин (Ленинград); 232,366 (81,097); 3 — м. с. м. к. Н. Пывват (Эст, ССР); 228,082 (76,675).
OB-350: 1 — м. с. м. к. В. Матулявичус (Лит. ССР); 249,201 (85,199); 2 — м. с. м. к. С. Манукян (Арм. ССР); 240,209 (82,529); 3 — м. с. И. Герасименко (УССР); 239,703 (83,421).
ОС-500: 1 — м. с. А. Головин (УССР); 268,471 (91,381); 2 — м. с. И. Дубинин (Ленинград); 266,191 (89,795); 3 — м. с. м. к. Б. Клюшников (Ленинград); 264,589 (90,751).