Напомним, что первый личный чемпионат был проведен в 1978 г.; в следующем году все соревнования проводились по территориальному признаку — по программе Спартакиады народов СССР, а чемпионы страны определились на финале спартакиады в Воронеже. Итак, чисто «личная» встреча ведущих спортсменов страны в октябре 1980 г. была второй по счету. И вновь, как и в 1978 г., ареной борьбы за высокие звания чемпионов СССР стала акватория Чернореченского водохранилища, раскинувшегося в черте города Грозный.
Завоевать путевку на чемпионат было не просто: по положению в нем могли участвовать кандидаты в сборную команду СССР, призеры первенств ДСО и ведомств и розыгрыша Кубка СССР, чемпионы республик, Москвы и Ленинграда, победители зональных соревнований чемпионата РСФСР 1980 г. и, конечно, призеры личного чемпионата страны 1978 г. Таким образом, это была, действительно, встреча всех сильнейших гонщиков страны: тренеры не были связаны ни жестким составом команд, ни какими-либо количественными ограничениями. И хотя «спортивный ценз» участников был очень высоким, к соревнованиям оказалось допущено 160 спортсменов (двое из них подали заявки на участие сразу в двух классах). В гонках первого личного чемпионата участвовало только 125 гонщиков. Уже одно сравнение этих двух цифр говорило о многом и предвещало острейшую спортивную борьбу.
Самая представительная делегация, составлявшая почти треть участников, выступала под флагом Российской Федерации: 49 спортсменов. В ее состав входили гонщики и из таких признанных центров водно-моторного спорта, как Ульяновск, Куйбышев, Воронеж, Новгород, Свердловск, Ногинск, и из городов, спортсмены которых впервые получили право на участие в столь ответственных соревнованиях — Владимира, Казани, Омска. По 16 спортсменов заявили Украина, Москва и Ленинград, 12 — Литва, 11— Армения, 10 — Эстония, по 9 — Белоруссия и Латвия, 4 — Молдавия, по 3 —Туркмения и Азербайджан, 2 — Грузия.
В программу соревнований были включены гонки во всех культивируемых у нас классах судов; звания чемпионов страны присваивались отдельно за победу в серии гонок 4х3 (с зачетом по трем лучшим результатам) и за победу в 10-мильной гонке.
Кпасс OBN
В этом классе было заявлено 14 спортсменов. Среди них таллинец Л. Ааслав-Каасик — чемпион страны 1979 г. в серии 4X3 миль и серебряный призер на дистанции 10 миль, Р. Каваляускас (Лит. ССР) — чемпион СССР 1978 г. на обеих дистанциях и чемпион 10-мильной дистанции 1979 г., С. Зайцев (РСФСР) — серебряный призер 1979 г. Именно они и должны были решать судьбу чемпионского титула.
Гонки серии изобиловали драматическими моментами. Уже в начале первого заезда лидерство захватил Кавсик, буквально на транце у него закончил дистанцию Каваляускас. Во втором заезде двигатель на скутере Каасика глохнет — отказ системы зажигания! За полкруга до финиша вынужден сойти с дистанции и Каваляускас. После двух заездов явного лидера нет.
Очень расчетливо провел оставшиеся гонки таллинец. В третьем заезде лидировал Зайцев, а он, явно имея запас скорости, шел, держась в 20—30 м. И это принесло победу: двигатель на скутере Зайцева, работавший на предельных оборотах, заглох. В заключительной гонке таллинец доказал, что у него, действительно, был запас: с лучшей скоростью дня в этом классе он, как и в первом заезде, лидировал от старта до финиша. Итак, по сумме он набирает максимальное количество очков (1200) и становится первым чемпионом СССР 1980 г.
Очень хладнокровно Каасик провел и 10-мильный заезд, состоявшийся в последний день соревнований — 5 октября. Не очень-то удачно взяв старт, он упорно, медленно, но верно стал обходить соперников, на последнем круге опередил претендовавшего на титул чемпиона на этой дистанции П. Голубцова (Укр. ССР) и сделал таким образом «золотой дубль»!
Класс OCN
Здесь тоже встретились постоянные соперники, неоднократные чемпионы страны Е. Степанов из Ульяновска и И. Чермашенцев из Ногинска. В первом заезде только на финишной прямой последнего круга ульяновец смог настичь и обойти буквально на несколько метров Чермашенцева. В предстартовой толчее второго заезда Е. Степанов рассчитал время неточно и пересек стартовый створ на какие-то доли секунды раньше, чем стрелка часов успела дойти до нуля. Судьи дисквалифицировали спортсмена. Казалось бы, Чермашенцев имел все шансы спокойно выиграть гонку, но... его скутер остановился — подвела техника. Первым финишировал ульяновец С. Трусов.
Как и в OBN, судьба золота решилась в последнем заезде. Третью гонку вновь выигрывает Степанов, и снова лишь на несколько метров отстает Чермашенцев. В этом заезде особенно наглядно была видна различная техника прохождения поворотов. Ульяновец, не теряя хода, делал повороты по большому радиусу, а его соперник — у самого буя.
Информация об изображении
Первым сделавший «золотой дубль» в Грозном — эстонский м. с. м. к. Л. Ааслав-Каасик
В четвертом заезде роковую ошибку, стоившую ему серебряной медали, делает Чермашенцев: фальстарт! Спортсмены знают об этом, но ведут поединок до конца. Степанова вполне устраивало 2-е место в заезде — он уже все равно стал чемпионом. Но, видимо, он хотел добиться чистой победы во всех трех зачетных гонках. Уже на последнем круге он все-таки сумел обойти ногинского спортсмена.
Первым сделавший «золотой дубль» в Грозном — эстонский м. с. м. к. Л. Ааслав-Каасик
10-мильназ гонка заставила поволноваться и многочисленных болельщиков, и товарищей по команде нового чемпиона. В его победе и на этой дистанции уже никто не сомневался: где-то посередине дистанции Чермашенцев остановился, затем кое-как вновь запустил мотор и... снова встал окончательно. Но на последней прямой последнего 10-го круга на «Вихре-30» Степанова вышла из строя свеча одного из цилиндров. Скутер резко потерял ход, но все же на одном цилиндре двигался к финишу под оглушительные крики всего спортивного лагеря. Вот где Степанову пригодился запас — отрыв почти в 3/4 круга от остальной группы гонщиков! Он пересек финишный створ в то время, когда соперники только сделали последний поворот и вышли на финишную прямую.
Во втором классе национальных скутеров также «золотой дубль»: Е. Степанов — дважды чемпион СССР 1980 г.
Класс SB
Спортивные мотолодки — самые массовые у нас классы, на всех внутрисоюзных соревнованиях заезды в них — неизменно самые многочисленные. И, конечно, наиболее популярен SB. И это вполне объяснимо. В этом единственном классе наши спортсмены почти регулярно встречаются с ведущими гонщиками — шведами, датчанами, норвежцами и финнами на официальных соревнованиях — чемпионатах Европы. Результаты таких контактов не замедлили сказаться: класс бурно развивается, каждый сезон появляются интересные конструкции, повышаются скорости. Немалую роль в этом сыграло и появление наряду с уже хорошо освоенным «Нептуном-23» спортивной модификации мотора «Привет» — «Привета-25С».
По массовости класс SB был «рекордсменом» и на этом чемпионате: в нем состязалось наибольшее число участников — 25. Борьба за чемпионский титул была исключительно острой: на старт вышли практически все ведущие гонщики. Не будем перечислять фамилии и громкие звания, включая титул рекордсмена мира: это заняло бы слишком много места. Только отметим, что по прогнозам самых вероятных претендентов было трое: В. Усолкин, А. Берницын и А. Бакшис. Они и на самом деле составили обе тройки призеров.
Эта группа определилась уже в первом заезде: первым его закончил Берницын, вторым — Бакшис и третьим — Усолкин. Во втором заезде порядок на финише не изменился, но Бакшис был дисквалифицирован за преждевременный старт.
Лидером соревнований становится Берницын. Этот успех окончательно закрепляется в третьей гонке, в которой он финиширует первым, опередив преследовавшего его Бакшиса почти на целую прямую, а основную массу гонщиков — на круг.
Корпус лодки Усолкина получил пробоины при столкновении в стартовой зоне, и спортсмен сошел с дистанции. Тем не менее он сохранил реальные шансы на серебряную медаль и стартовал в четвертой гонке, наскоро отремонтировав лодку. В этой гонке уже в звании чемпиона участвовал и Берницын, но на слишком крутом повороте в двигатель на его лодке попала вода, он заглох. В итоге — только пятое место в заезде. Гонку, а с ней и серебряную медаль, буквально на последних метрах дистанции, с минимальным преимуществом в скорости (на 0,03 км/ч) у финишировавшего вторым Бакшиса выиграл Усолкин.
На финише 10-мильной гонки расстановка мест не изменилась — чемпион и призеры завоевали еще по одной медали такого же, как и за серию, достоинства.
Класс SC
В этом классе предстартовым фаворитом был М. Зайчиков из г. Куйбышева — двукратный чемпион СССР на обеих дистанциях, победитель командного первенства 1980 г., где в одной из гонок он показал очень высокую скорость — 71,17 км/ч! Среди 19 спортсменов, вышедших на старт в этом классе, его основным соперником был А. Раудва — рекордсмен СССР и мира, неоднократный чемпион страны.
Однако гонки чемпионата не обошлись без сюрприза. На первом же старте Зайчикову не повезло: на толчее вопи, поднятой идущими бок о бок мотолодками, его лодка потеряла остойчивость, спортсмен закончил заезд купанием. Первым финишировал его земляк Н. Новиков, еще не обремененный громкими спортивными титулами. Многие расценили это как случайность, тем более что во втором заезде Н. Новиков финишировал только пятым.
Информация об изображении
На скутере класса ОС дважды чемпион СССР 1980 г. м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР)
Во второй гонке на одном из поворотов заклинило рулевое управление на лодке Раудвы, и она встала поперек хода идущего в двух метрах сзади В. Кускова. Повреждения корпуса оказались настолько значительны, что Раудва выбыл из дальнейшей борьбы.
На скутере класса ОС дважды чемпион СССР 1980 г. м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР)
В третьем заезде Новиков берет отличный старт и три круга лидирует гонку, опережая на 50 м Зайчикова. Только воспользовавшись, как прикрытием, группой аутсайдеров, которых лидеры обогнали на целый круг, Зайчикову на повороте удается настигнуть своего земляка и финишировать первым.
В решающем четвертом заезде вновь впереди Новиков. Зайчиков прилагал отчаянные попытки обогнать его мотолодку и на поворотах, и на прямой, но тщетно. Новый претендент на титул чемпиона зорко следил за маневрами соперника и вовремя реагировал на них до самого финиша, на который соперники пришли буквально борт о борт. В итоге у обоих гонщиков оказалось одинаковое количество очков по сумме трех лучших гонок — 1100, по две победы и по одному второму месту. Победитель должен определяться по наивысшей скорости в заездах: она оказывается выше у Новикова, хотя и всего на 0,03 км/ч!
В 10-мильном заезде нового чемпиона постигла неудача — на втором круге мотор на его лодке заглох, попытки «оживить» его снова оказались безуспешными. Гонку легко выиграл Зайчиков, снова подтвердив звание сильнейшего на этой дистанции.
Класс ОА
Несмотря на то что заявлено было 17 скутеров этого класса, на старт первой гонки вышло немногим более 10, но и из этого числа несколько спортсменов из-за неполадок в двигателях не смогли взять старт.
В ОА «выясняют отношения» старые, встречавшиеся не один десяток раз соперники: москвич А. Жиров, таллинец Н. Пывват, А. Чермашенцев из Ногинска, ленинградец А. Ишутин. Все они чемпионы или призеры предыдущих чемпионатов.
Первый заезд выигрывает Чермашенцев, показав скорость 88,26 км/ч. Однако во второй гонке он выбывает из соревнований — в двигателе обрывается шатун одного из цилиндров и разбивает картер, менять который по правилам соревнований в серии гонок нельзя.
Следующую гонку заканчивает только один С. Ковалев: из девяти вышедших на старт четверо спортсменов, в том числе и лидер по сумме двух гонок — Жиров, совершают фальстарт, четверо сходят с дистанции из-за неполадок в двигателях.
На старте последнего заезда вновь появляется скутер Чермашенцева. Техническая комиссия недоумевает: каким же образом гонщик мог восстановить картер на двигателе! Все выяснилось при контрольном осмотре после финиша: Чермашенцев выступал с двигателем, имеющим совершенно другой номер. Вместо 400 очков за победу в заезде спортсмен был дисквалифицирован до конца соревнований — исключен из списка участников 10-мильного заезда.
Победителем заключительного заезда серии стал Жиров, который сохранил звание чемпиона СССР еще на год.
В гонке на 10 миль, преследуя лидера И. Чермашенцева (брата дисквалифицированного спортсмена). Жиров слишком круто берет поворот и заканчивает гонку в воде на третьем круге дистанции. Но через два круга останавливается и скутер Чермашенцева. Чемпионом страны на этой дистанции становится Пывват.
Класс ОВ
Лидер в этом классе определился уже после первых двух заездов: это многократный чемпион СССР в серии 4X5 миль москвич И. Богданов. С большим преимуществом он выиграл оба заезда. Неудачно взяв старт третьей гонки, он сумел финишировать вторым и по сумме очков (1100) обеспечил звание чемпиона страны без участия в четвертой гонке.
Богданов блестяще провел и 10-мильиую гонку, лидируя от старта до финиша. Скутер его основного соперника в этом заезде В. Матулявичуса опрокинулся при слишком крутом повороте. Золотым дублем И. Богданов прощается с большим спортом и переходит на тренерскую работу так же, как и его брат П. Богданов, выступающий в классе ОС. На счету братьев Богдановых рекорды СССР и мира, победы во многих международных встречах, ну и, конечно, на множестве внутрисоюзных соревнований. На торжественном закрытии чемпионата спортсмены и представители республиканской федерации водно-моторного спорта пожелали этим выдающимся спортсменам таких же успехов на тренерском поприще.
Класс ОС
На старт первого заезда вышло 15 спортсменов. С первого же круга лидерство захватил считавшийся наиболее вероятным победителем А. Головин из г. Николаева. Он очень уверенно, напористо и четко провел три первых заезда серии, несмотря на сильную конкуренцию чемпиона 1978 г. П. Богданова и чемпиона 1979 г. С. Жирова. Получив максимальное количество очков за три победы (1200), на четвертую гонку серии А. Головин не вышел, предоставив соперникам бороться за серебро и бронзу.
Так же четко и расчетливо новый чемпион провел и 10-мипьную гонку, лидируя все 10 кругов.
Новый чемпион в классе ОС выступает недавно — впервые он вышел на старт в 1978 г. на первом личном чемпионате СССР, где завоевал серебряную награду в серии и стал чемпионом на 10-мильиой дистанции.
Глиссеры
В классах глиссеров чемпионы меняются довольно редко: изготовление, доводка и подготовка глиссера к гонкам — дело многотрудное и длительное. Поэтому в течение нескольких лет подряд на верхнюю ступень пьедестала почета чемпионатов СССР поднимается обычно один и тот же спортсмен.
В классе R1 (объем двигателя 1000 см3) таким практически несменяемым чемпионом СССР стал новгородец А. Кузнецов. Поэтому, когда на третьем круге первого заезда его глиссер остановился, все посчитали, что это только случайность. Так оно и оказалось. Три последних заезда серии маститый чемпион выиграл и еще раз завоевал очередной чемпионский титул. Среди 10 соперников чемпиона только X. Виссор во второй гонке какое-то время опережал Кузнецова, но неосторожность на повороте привела к опрокидыванию глиссера эстонского спортсмена.
В 10-мипьиом заезде стартовало только 6 спортсменов, причем два глиссера сошли с дистанции. Фактически чемпион и призеры определились из числа оставшихся четырех спортсменов без особой борьбы. Кузнецов победил и на этой дистанции.
В классе глиссеров R2 (1500 см3) замечательный ленинградский спортсмен О. Пикоткин выиграл все четыре заезда. Правда, за вторую гонку он не получил зачетных очков за неправильное прохождение стартовой зоны; на конечный результат это, однако, не повлияло — он вновь завоевал звание чемпиона СССР и в серии и на дистанции 10 миль.
В самом тяжелом классе глиссеров R4 с двигателями с рабочим объемом до 2500 см3 было заявлено 14 спортсменов, но фактически на старт выходило только 9. Здесь начиная с 1977 г. бессменным чемпионом является В. Каширин. За месяц до личного чемпионата он выиграл гонки на командном чемпионате СССР, выступая на глиссере с двумя двигателями «ВАЗ-2101». После первого заезда казалось, что и на этот раз никаких неожиданностей не будет: как обычно, Каширин был впереди. Однако второй и последующие два заезда с блеском выиграл спортсмен с Украины В. Цыбульник.
После завершения серии стало ясно, что защитить свое звание чемпиона Каширин просто не мог — в запасе его глиссера не оказалось ни километра скорости. За годы лидерства в классе, будучи обладателем единственного глиссера со значительно более мощной установкой, чем у соперников, выступавших на глиссерах с двигателями «М-24», Каширин не занимался улучшением скоростных показателей, скорости его глиссера постепенно снижались. Так самоуспокоенность спортсмена была наказана потерей почетного титула.
На старт 10-мипьной гонки вышло всего 4 глиссера — ровно столько, сколько нужно для возможности присвоения звания чемпиона СССР. И снова неудача Каширина — его глиссер останавливается ровно на половине дистанции. Финишируют только три гонщика и каждый из них получает свою награду: В. Цыбульник — золото, Г. Кожухов — серебро и В. Лось — бронзу.
На глиссере нового чемпиона установлены, как и у Каширина, два двигателя «ВАЗ-2101». Но у прежнего чемпиона силовая установка выполнена по схеме тандем — крутящий момент переднего двигателя передается через задний и далее через редуктор к гребному винту. На глиссере Цыбупьника крутящий момент каждого двигателя подводится к редуктору, установленному между ними. Благодаря этому удалось разгрузить коленчатый вал кормового двигателя от удвоенной нагрузки и тем самым повысить надежность силовой установки. Появилась также возможность форсировать двигатели. К слову сказать, на двигателях глиссера Цыбупьника вместо карбюраторов применена механическая система впрыска топлива.
Если говорить о технике, то целесообразно коснуться и других новинок в техническом арсенале гонщиков на прошедшем чемпионате.
Информация об изображении
Дважды чемпион страны в классе глиссеров R2 ленинградец м. с. м. к. О. Пикоткин
Две золотые и две бронзовые медали были завоеваны спортсменами на самостоятельно форсированных серийных «Приветах-22» (всего в этом классе OBN на «Приветах» выступало 4 гонщика из 14), две золотые и две бронзовые — на спортивной модификации мотора «Привет-25С» (3 гонщика из 25).
Дважды чемпион страны в классе глиссеров R2 ленинградец м. с. м. к. О. Пикоткин
Чемпионат показал, что наконец-то преодолен своеобразный психологический барьер предубеждения гонщиков против использования мотолодок с обводами глубокое V. Считалось, что такие лодки эффективны только на волне и неизбежно проигрывают катамаранам на гладкой воде. На совершенно гладкой воде и при полном безветрии — преобладающих условиях в Грозном — мотолодки «глубокое V» показали более высокие ходовые качества, чем катамараны. Чемпион и бронзовый призер в классе SB выступали именно на такой лодке с корпусом из стеклопластика. Всего же в этом классе 12 спортсменов из 25 предпочли выступать на корпусах с обводами глубокое V.
Следует, вероятно, еще раз и более серьезно обсудить вопрос о необходимости национальных классов скутеров. Эти классы при их введении мыслились как массовые — благодаря применению отечественных подвесных моторов. Предполагалось, что спортсмены смогут всесторонне подготовиться к гонкам на скутерах со специальными гоночными моторами. Спору нет, сейчас два-три ведущих гонщика в национальных классах на короткой трассе с двумя буями развивают скорости, близкие к скоростям скутеров международных классов. Но, во-первых, скорости еще только приближаются, а во-вторых, достигается это слишком дорогой ценой. Спортсмен должен не один год провести за верстаком, форсируя свой двигатель, а на трассе гонок за несколько минут мотор может превратиться в кучу запасных частей, и все нужно будет начинать снова. К тому же, сложнейшие работы по форсировке и доводке двигателей доступны лишь узкому кругу спортсменов.
Таким образом, национальный класс по сложности материальной части примерно сравнялся с международным, а по трудоемкости работы с двигателем даже превосходит его. Поэтому-то в списках призеров чемпионатов страны фигурируют одни и те же фамилии, новые имена появляются крайне редко. Например, если в классе ОС выступает Е. Степанов, то можно с уверенностью сказать — чемпионом будет именно он, а основная масса или будет на круг отставать или сойдет с дистанции. Не был исключением и этот чемпионат. На совершенно спокойной воде из 22 заявленных в этом классе в первом заезде финишировало 7, во втором и четвертом — по 8, в третьем 10. И это на гонках, где собрались лучшие гонщики страны!
Напрашивается вывод: национальные классы скутеров в том виде, в котором они сейчас культивируются, не могут обеспечить массовость спорта. Видимо, необходимо ограничить объем разрешенной форсировки мотора, как это культивируется многими национальными федерациями других стран. И тогда фаворита в этих классах будет отличать не только то, может ли он сделать какой-нибудь замысловатый сепаратор или L-образное поршневое кольцо, а именно спортивное мастерство и тактическая зрелость.
За последние пять лет Грозный стал постоянным местом проведения водно-моторных соревнований всесоюзного масштаба, однако условия работы судейской коллегии далеко не на высоте, соответствующей высокому рангу соревнований. Вряд ли можно считать нормальным, что в первый день соревнований не оказалось визирной рамки, не говоря уже об автоматической подаче на нее сигнала открытия старта. Более совершенная конструкция стартовых часов избавила бы от ошибок и судей, и спортсменов. В одном из заездов мотолодок, например, уже на второй минуте гонщики стали входить в стартовую зону для взятия старта. Оказалось, что неожиданно пошла секундная стрелка последней минуты! Но, к чести судейской коллегии, большинство огрехов предварительной подготовки соревнований ликвидировались своевременно.
Вручение медалей победителям и призерам на торжественной церемонии закрытия соревнований проводила выездная редакция устного выпуска газеты «Советский патриот» — главный редактор Н. Г. Белоус, известный летчик-испытатель В. К. Коккинаки, зачинатель снайперского движения в годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза В. Н. Пчелинцев, рядовой И. С. Одарченко — «солдат Трептов-парка», служивший моделью Вучетичу при создании памятника в Берлине, композитор Э. А. Маквелян — автор песен на военно-патриотическую тематику.
Технические результаты: Серия 4X5 миль
Скутера с гоночными моторами: ОА-250: 1 — м. с. м. к. А. Жиров (Москва), сумма очков — 1025 (лучшая скорость 84,55); 2 — м. с. С. Ковалев (Укр. ССР), 696 (78,17); 3 — м. с. Р. Каваляускас (Лит. ССР), 619 (78,55);
ОВ-350: 1 — м. с. м. к. И. Богданов (Москва), 1100 (87,36); 2 — м. с. м. к. В. Матулявичус (Лит. ССР), 825 (89,02); 3 — м. с. Е. Бочкарь (Москва), 794 (90,52);
ОС-500: 1 — м. с. А. Головин (Укр. ССР), 1200 (93,08); 2 — м. с. м. к. П. Богданов (Москва), 900, (91,38); 3 — м. с. И. Дубинин (Ленинград), 738 (91,96);
Скутера национального класса: ОВN-350: 1 — м. с. м. к. Л. Ааслав-Каасик (Эст. ССР), 1200 (79,19); 2 — м. с. С. Зайцев (РСФСР), 678 (77,49); 3 — м. с. А. Грунин (РСФСР), 620 (77,04);
ОСN-500: 1 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР); 1200 (84,65); 2 — м. с. В. Толкачев (Укр. ССР), 825 (79,93); 3 — м. с. С. Трусов (РСФСР), 794 (78,89);
Мотолодки: SВ-350: 1 — м. с. м. к. А. Берницын (Ленинград), 1200 (64,48); 2 — м. с. В. Усолкин (РСФСР), 925 (61,11); 3 — м. с. А. Бакшис (Лит. ССР), 900 (61,14);
SС-500: 1 — м. с. Н. Новиков (РСФСР), 1100 (70,00); 2 — м. с. м. к. М. Зайчиков (РСФСР), 1100 (69,97); 3 — м. с. А. Гомжин (РСФСР), 652 (66,22);
Глиссеры: R1: 1 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР), 1200 (79,98); 2 — м. с. А. Миняков (РСФСР), 900 (76,55); 3 — м. с. В. Андреев (Укр. ССР), 850 (75,95).
R2: 1 — м. с. м. к. О. Пикоткин (Ленинград), 1200 (88,05); 2 — м. с. А. Шлапикас (Лит. ССР), 1000 (83,97); 3 — м. с. В. Зайцев (РСФСР), 825 (86,42);
R4: 1 — м. с. В. Цыбульник (Укр. ССР), 1200 (86,37); 2 — м. с. В. Каширин (РСФСР), 1000 (85,25); 3 — м. с. А. Бакулев (Москва), 825 (81,87).
Технические результаты: Серия 10 миль
Скутера с гоночными моторами: ОА-250: 1 — м. с. м. к. Н. Пывват (Эст. ССР), 79,93; 2 — м. с. А. Сайковский (Ленинград), 76,59; 3 — м. с. Г. Лубяницкий (Укр. ССР), 74,24.
ОВ-350: 1 — м. с. м. к. И. Богданов (Москва); 89,95; 2 — м. с. Е. Бочкарь (Москва], 87,94; 3 — м. с. Р. Мателёнис (Лит. ССР), 87,09;
ОС-500: 1 — м. с. А. Головин (Укр. ССР), 87,78; 2 — м. с. м. к. П. Богданов ПАосква], 81,59; 3 — к. м. с. Л. Трифоничев (РСФСР), 77,04;
Скутера национального класса: OBN-350: 1 — м. с. м. к. Л. Ааслав-Каасик (Эст. ССР), 77,87; 2 — м. с. В. Костицын (РСФСР), 76,43; 3 — к. м. с. В. Клиновский (РСФСР), 71,85;
ОСN-500: 1 — м. с. м. к. Е. Степанов (РСФСР), 77,87; 2 — м. с. В. Костицые (РСФСР), 76,43; 3 — к. м. с. Б. Осипов (РСФСР), 74,27;
Мотолодки: SB-350: 1 — м. с. м. к. А. Берницын (Ленинград), 65,45; 2 —м. с. В. Усолкин (РСФСР), 62,54; 3 — м. с. А. Бакшис (Лит. ССР], 61,61;
SС-350: 1 — м. с. м. к. М. Зайчиков (РСФСР), 77,87; 2 — м. с. В. Костицын (РСФСР), 76,43; 3 — м. с. В. Кусков (Укр. ССР), 66,32;
Глиссеры: R1: 1 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР), 78,17; 2 — м. с. В. Андреев (Укр. ССР), 77,00; 3 — м. с. X. Виссор (Эст. ССР), 76,31;
R2: 1 — м. с. м. к. О. Пикоткин (Ленинград], 90,02; 2 — м. с. В. Зайцев (РСФСР); 89,08; 3 — м. с. А. Шлапикас (Лит. ССР), 86,11;
R4: 1 — м. с. В. Цыбульник (Укр. ССР), 87,15; 2 — м. с. Г. Кожухов (Ленинград), 82,81; 3 — м. с. В. Лось (Молд. ССР), 79,19.