- командное первенство в классах мотолодок, проводившееся с 24 по 26 августа в Каунасе;
- командное первенство в классах скутеров и глиссеров, проходившее с 11 по 14 сентября в Херсоне;
- личный чемпионат во всех классах судов, состоявшийся 2—5 октября в г. Грозном.
Дадим краткие результаты этих четырех важнейших всесоюзных встреч 1980 г.
Лично-командное первенство СССР среди юношей
В соревновании, проходившем с 21 по 24 августа в Каунасе, приняло участие 14 сборных команд республик (Литовскую ССР представляли 2 команды, одна из них — вне конкурса) и две сборные городов — Москвы и Ленинграда. В состав команды входили: один участник на скутере ОД, два — на мотолодках SA и два — на мотолодках SB. В командный зачет шла сумма скоростей, показанных в серии гонок 3X5 миль четырьмя лучшими спортсменами команды из пяти.
Всего в юношеском первенстве страны участвовало 87 молодых спортсменов, из них на скутерах соревновались 16 человек.
Убедительную победу одержали хозяева — первая команда Литовской ССР (сумма скоростей 630,86 км/ч); выступавшая вне конкурса вторая команда Литвы показала результат (568,74), который позволил бы ей занять 4-а место. Последующие места в командном зачете заняли: Латвия (627,80), РСФСР (617,20), Эстония, Украина, Москва, Азербайджан, Ленинград, Белоруссия, Армения, Туркмения, Молдавия, Казахстан, Узбекистан и Грузия.
В личном зачете победителем на скутерах ОД (с рабочим объемом цилиндров двигателя до 250 см3 — практически у всех был подвесной мотор «Ветерок-12») стал перворазрядник Э. Лабанаускас — член первой сборной Литовской ССР. Наивысшая средняя скорость 48,62 км/ч была показана им в третьей гонке серии.
На мотолодках SA (до 250 см3 — «Ветерок-12») чемпионом страны стал эстонский к. м. е. У. Мяги, показавший наивысшую среднюю скорость 47,66 км/ч. 3 гонках на мотолодках SB (до 350 см3 — «Нептун-23») был сильнейшим ленинградец м. с. А. Клюшников; его наивысшая средняя скорость 61,52 км/ч.
Командное первенство страны в классах мотолодок
Сразу же вслед за юношами на той же акватории взрослые спортсмены разыгрывали командное первенство страны в классах SB (до 350 см3 — мотор «Нептун-23») и SC (до 500 см3 — «Вихрь»). В этом соревновании также приняло участие 16 команд от тех же республик и городов, только вместо второй сборной Литвы вне конкурса выступала команда города Каунаса. Всего участвовали 64 спортсмена. Командный результат определялся по сумме скоростей, показанных в серии 4X5 миль тремя лучшими гонщиками из четырех (по два в классе).
Победителем соревнований стала команда Российской федерации, набравшая сумму скоростей 785,97 км/ч. Второй была команда Украины (710.58 км/ч), а хозяева соревнований (706,03) на этот раз смогли занять лишь 3-е место. Последующие места распределились так: Ленинград, Казахстан, Москва, Армения, Белоруссия, Узбекистан, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Туркмения. Команда Каунаса показала одиннадцатый результат.
Наивысший личный результат в классе SB показал ленинградец м. с. м. к. А. Берницын: он был первым во всех заездах. Лучшим на мотолодках SC, также одержавшим четыре победы из четырех возможных, стал гонщик из сборкой РСФСР м. с. М. Зайчиков.
Командное первенство страны в классах скутеров и глиссеров
На эти четыре дня берега херсонского гидропарка в низовьях Днепра превратились з водный стадион. Здесь соревновались 15 сборных команд из 13 союзных республик, Москвы и Ленинграда. Поскольку командный зачет для спортсменов, выступающих на скутерах двух классов и глиссерах трех классов, был раздельным, можно сказать, что проводились одновременно два самостоятельных первенства с участием 30 команд.
О высоком мастерстве собравшихся говорит состав участников соревнований: 3 м. с. м. к., 59 м. с., 30 к. м. с. и только 9 перворазрядников; 65% участников имели возраст 30 лет и старше.
Для всех классов судов проводилась серия гонок 4X5 миль на трассе, ограниченной двумя поворотными буями, расстояние между которыми составляло 804,65 м. В каждой гонке участник, взяв старт с хода, должен был сделать 5 кругов.
Первенство страны в классах скутеров
В гонках на скутерах двух национальных классов OBN и OCN (с форсированными отечественными моторами «Нептун-23» и «Вихрь») приняло участие 58 сильнейших гонщиков страны — по 29 в каждом из классов. Командный результат определялся по сумме скоростей, показанных во всех заездах серии тремя лучшими гонщиками из четырех, составляющих команду (по два в классе).
Участники выступали преимущественно на корпусах фирмы «Даниш». Значительная часть двигателей была оснащена электронным зажиганием конструкции инженера Каунасского политехнического института Л. В. Коваляускаса (схема и описание будут даны в его статье в одном из ближайших номеров).
При проверке подготовки скутеров технической комиссией была отмечена хорошая работа команд РСФСР и Литовской ССР. Много труда и смекалки вложил в подготовку своей гоночной техники м. с. Римантас Коваляускас — слесарь Каунасского объединения «Энергоремонт». Очевидно, немалую помощь оказал ему и отец — автор упомянутой оригинальней схемы зажигания. Как бы там ни было, Рммантас выиграл соревнования в классе OBN и обеспечил своей команде 2-е призовое место. В одном из заездов он показал скорость 63,33 км/ч, которая лишь немногим меньше результата белорусского м. с. Бориса Зарудина, ставшего наивысшим достижением соревнований (63,72 км/ч).
Ту же схему ЭСЗ применил на своем «Вихре-30» победитель соревнований в классе OCN м. с. Виктор Костицын — слесарь-инструментальщик из Омска: он выиграл три гонки и в одной был третьим. В этой не совсем удачной для Костицына гонке победителем стал его товарищ по команде м. с. из Подмосковья Игорь Чермашенцев: он показал и наивысшую скорость (70,55 км ч) в классе.
Успешное в целом выступление В. Костицына и И. Чермашенцева обеспечило победу команде РСФСР (сумма скоростей 718,08 км/ч). Третьим призером стала команда Белоруссии. Последующие места распределились так: Украина, Ленинград, Латвия, Молдавия, Казахстан, Москва, Эстония, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия и Туркмения.
Первенство страны в классах глиссеров
В гонках на глиссерах — скоростных спортивных судах с форсированными стационарными двигателями участвовали 43 спортсмена: в классе R1 (с рабочим объемом цилиндров до 1 л) — 14, в классе R2 (до 1,5 л) — 15 и в классе R4 (до 2,5 л) — 14.
Командный результат определялся по сумме скоростей, показанных во всех заездах двумя лучшими гонщиками команды из трех. Участники выступали на глиссерах собственной конструкции или построенных ЛПО «Патриот». На гонках в Херсоне можно было видеть первый в нашей стране глиссер класса R3 — с литражом двигателя до 2,0 л. Он выступал в классе R4 и составил достойную конкуренцию глиссерам «старшего» класса.
В то же время глиссер под стартовым № 60, заявленный в классе R4, фактически принадлежал более младшему классу R3. На этом глиссере Еыступал м. с. из Кишинева Виктор Лось. Конструктором судна и непосредственным руководителем В. Лося при его постройке был м. с. м. к. Юрий Борисов. Глиссер во многом похож на «Рапиру», выпускаемую ЛПО «Патриот» по проекту ЦКТБ ДОСААФ. На нем установлен двигатель от автомобиля «Жигули» («ВАЗ-2106») с объемом цилиндров 1,6 л. Скорости, показанные в гонках В. Лосем, уступают только трем лучшим результатам «старшеклассников», а если сравнивать наивысшие скорости лучшей из гонок, то только одному — результату победителя м. с. Владимира Каширина. А ведь на глиссерах класса R4 (литраж от 2,0 до 2,5 л) стоял двигатель от автомобиля «Волга» («М-24») или даже два двигателя от «Жигулей»!
Выступление первого у нас глиссера класса R3 наталкивает на мысль о необходимости замены класса R1 (с литражом до 1,0 л), ориентированного на двигатели и корпуса иностранной марки — «Вартбург» и «Даниш», новым отечественным классом глиссеров.
В херсонском первенстве участвовали глиссеры R4 с двумя двигателями от «Жигулей». Идея создания таких установок принадлежит м. с. м. к. ленинградцу Геннадию Грушевскому. В 1976 г. воронежец В. Каширин построил первый тандем с двумя двигателями «ВАЗ-2101», имеющими общий рабочий объем 2,4 л. В минувшем году он заменил один из двигателей более мощным «ВАЗ-21011»; литраж достиг 2,5 л, т. е. предельного значения для класса R4. На первенстве СССР 1980 г. Каширин выступал очень успешно.
Второй тандем с двумя «ВАЗ-2101» построил киевлянин м. с. Владимир Цыбульник, но из-за поломок его результат был довольно низким.
В классе R2 победил м. с. м. к. Юрий Борисов из Кишинева. Он выступал на глиссере собственной конструкции (типа «Рапира») с двигателем «ВАЗ-2103». Скорости его в серии гонок уступают только скоростям В. Каширина в R4.
В младшем классе R1 применялись двигатели «Вартбург», устанавливаемые на корпуса различных типов (преимущественно — типа «Пиранья»). Победителем в этом классе стал м. с. м. к. Александр Кузнецов из Новгорода. Во всех гонках серии он приходил первым и принес своей команде РСФСР наибольшее количество зачетных очков.
Таким образом победители в R1 и R4 А. Кузнецов и В. Каширин обеспечили уверенную победу команды РСФСР. Второй была команда Азербайджанской ССР, выступавшая очень ровно, без сходов. Вплотную к ней приблизилась команда Латвии. Команда Молдавии, несмотря на победу Ю. Борисова и в общем неплохое выступление В. Лося, заняла лишь 4-е место. Пятой была команда Эстонии, замкнула шестерку команда Белоруссии. Остальные места заняли команды: Москвы, Ленинграда, Казахстана, Грузии, Украины, Литвы и Армении. Команды Туркмении и Узбекистана зачета не получили.