Сборник уже знакомил своих читателей с интереснейшими соревнованиями гоночных катеров на Большой приз, учрежденный девять лет назад «Бенихэне» — трестом японских ресторанов в Америке (см. например №83). В прошлом году на эти гонки, состоявшиеся вблизи небольшого приморского городка Пойнт-Плизэнт, недалеко от Нью-Йорка, собралось свыше 80 гоночных катеров открытого типа классов ОР1, ОР2, а также каютных катеров серийной постройки. Такой интерес ведущих гонщиков Нового Света (к слову сказать, среди них были и два англичанина — Майк Доксфорд и чемпион мира 1979 г. в классе ОР2 Дэвид Хэгэн) был вызван отчасти довольно высокими денежными призами. По правилам Американской ассоциации водно-моторного спорта, сумма денежных призов в любых соревнованиях, аналогичных по уровню чемпионату континента или мира, должна составлять не менее 35 тыс. долларов. Эту сумму обычно вносит спонсор — учредитель гонок. В такой роли, как правило, выступает промышленная фирма или трест; они идут на подобные расходы, рассчитывая привлечь спортсменов высшей квалификации и соответственно — большое количество публики и журналистов. Репортажи по радио, телевидению и в прессе с многократным упоминанием покровителей гонок — хорошая реклама!
Кроме того, участники соревнований имели еще и дополнительный интерес. Согласно новым правилам, «Бенихэне Гран-При» вместе с гонками Каус-Торки-Каус и «Нидлес Трофи», проводящимися в Англии, являются зачетными для присуждения Международного приза лорда Хэрмсворта, учрежденного в 1903 г. Спортсмен, набравший в этих трех соревнованиях наибольшую сумму зачетных очков, становится обладателем одного из самых почетных и старейших призов водно-моторного спорта. Именно этим и можно объяснить желание английских спортсменов участвовать в гонке. Поясним, что по традиции приз лорда Хэрмсворта разыгрывается только между спортсменами США и Англии, независимо от того, участвуют в упомянутых соревнованиях представители других стран или нет.
Американская служба безопасности на воде — Кост Гард — настояла на том, чтобы гонки в Пойнт-Плизэнт проводились в будний день, когда движение в прибрежных водах менее оживленное. В прошлые годы только понаблюдать за борьбой сильнейших гонщиков в океан выходило более 1000 частных судов!
По соображениям безопасности все участвующие катера разделили на две стартовые группы. Более быстроходные суда классов ОР1 и ОР2, которые должны были пройти полную дистанцию — 334 км, стартовали на 10 мин раньше, чем каютные катера, соревнующиеся на сокращенной до 174 км дистанции. Несмотря на то, что судов серийной постройки насчитывалось значительно больше, общее внимание публики было приковано к 27 гоночным катерам классов ОР1 и ОР2.
Погода, по оценка опытных спортсменов, была «средняя». Дул сравнительно слабый ватер, но основным противником гонщиков стала довольно высокая и крутая зыбь. Она-то и явилась главной причиной того, что из всех стартовавших катаров открытого типа финишировало только шесть. Остальные, включая и два английских, сошли с дистанции из-за поломок корпусов и двигателей. Первой жертвой океанской волны стал катер «Америкэн Игл» чемпиона США по океанским гонкам 1976 г. Тома Джентри. За несколько секунд до старта первой гонки «Игл» воткнулся форштевнем в волну, в результате носовая часть катера полностью разрушилась на длине 2,5 м. Экипаж чудом избежал ранений, но лодка утонула. Старт пришлось перенести на полчаса, чтобы доставить гонщиков и то, что осталось от их катера, на берег.
С первых Минут гонку повел Джефф Маршалл из Флориды на катере типа «Скэрэб». Вскоре с дистанции сошли 11,58-метровый катамаран «Фэйва Шос» с Мейнардом на руле и катер «Бип-Бип», управляемый экс-чемпионом США Джойлом Хэлперном. (На катамаране сломалось управление дроссельной заслонкой карбюратора, а на «Бип-Бипе» от удара волны треснула палуба и катер стало заливать волной.)
Чемпионка мира 1979 г. Бетти Кук на своем катамаране «Каама» шла шестой, медленно настигая ушедших вперед соперников. Ближайшим из них был ее земляк из Калифорнии — Тони Гарсиа на 11,58-метровом «Скэ-рэбе» «Си Свип», оснащенном необычной для этого типа катеров двухвальной установкой с суперкавитирующими полупогруженными гребными винтами. Кстати сказать, этот вариант показал явное преимущество перед традиционными угловыми колонками: здесь нет подводной части колонки с развитым обтекателем редуктора, ухудшающим условия работы винта и оказывающим большое сопротивление движению. Кроме того, поскольку уменьшается число шестерен в передаче, сокращаются и механические потери мощности в трансмиссии.
Вскоре Джефф Маршалл был вынужден прекратить гонку из-за поломки двигателя. В это время «Си Свип» вышел вперед; однако лидерство Гарсиа было недолгим — его обошла Бетти Кук. «Каама» испытывала заметно меньшие перегрузки при ходе на океанской волне и следующие 24 километра Бетти Кук легко удерживала первенство, пока вдруг не заглох один из 600-сильных «Меркруйзеров» и гонщице не пришлось сойти с дистанции...
Это был случай, благодаря которому Билл Элсвик, шедший третьим, стал победителем соревнований. Спортсмен выступал на сравнительно старом катере «Лонг Шот» типа «Халтер/Сигаретт» конструкции Дона Аронау, оснащенном парой «Меркруйзеров». После неудачи Бетти он решился на риск — дал полный газ и сумел обойти Гарсиа. Элсвика пытался догнать Вайнс Фазано на более быстроходном катере типа «Бертрам», но при попытке пересечь кильватерный след «Лонг Шота» гонщика дважды швырнуло лицом на приборный щиток. Это сдержало азарт Фазано и он решил идти вторым, также опередив Гарсиа.
Элсвик пришел первым, показав среднюю скорость 110,9 км/ч, однако незадолго до финиша он совершил серьезную навигационную ошибку — неправильно обогнул поворотный знак: согласно правилам он был оштрафован на целых три минуты! Победа его стала проблематичной. Если бы за эти три минуты успел финишировать Вайнс Фазано, Элсвик оказался бы отброшенным на второе место.
Итак, уже закончившему гонку Биллу Элсвику довелось пережить тяжелые три минуты волнений. Катер Фазано, развив скорость, более высокую, чем у Элсвика, быстро приближался к финишу: за каждую Минуту его «Бертрам» преодолевал два километра. Однако и Вайнс Фазано совершил ошибку: вышел к поворотному знаку под неправильным углом, вынужден был пройти сквозь плотный строй катеров и яхт болельщиков! Эта ошибка стоила ему трех минут штрафа и победы!
В итоге, благодаря двум минутам запаса, Билл Элсвик стал обладателем «Бенихэне Гран-При». Тони Гарсиа удалось сохранить третье место.