Соревнования на гоночных судах класса OZ с подвесными моторами, имеющими неограниченный рабочий объем двигателя, всегда находятся в центре внимания водномоторного мира. Обычно в них участвуют гонщики высшей квалификации, которые могут блестяще управлять легкими суденышками, мчащимися на скоростях свыше 100 миль в час, нередко в условиях весьма стесненной акватории, например, в доке Бристоля или под парижскими мостами на Сене. Моторостроительные фирмы США — ОМС (Outboard Motor Corporation), выпускающая моторы «Эвинруд» и «Джонсон», и «Меркюри Марин» — производитель «Меркюри» и «Маринер», уже давно используют эти гонки для демонстрации своих новейших достижений в области моторостроения и рекламы. Специально для соревнований готовятся уникальные моторы с рабочим объемом цилиндров около 3000 см3, развивающие 300 и более лошадиных сип. Эти моторы предоставляются лучшим гонщикам мира, которые по сути дела являются штатными работниками фирмы. Для обслуживания техники им отводится штат механиков, передвижные мастерские для ремонта и т. п. Таким образом, каждое спортивное соревнование перерастает в битву двух концернов, стремящихся завоевать превосходство на мировом рынке. Недаром Международный союз водно-моторных гонок UIM в течение четырех лет не признавал соревнования скутеров OZ на приз «Кэнон Трофи» в качестве официального чемпионата мира.
Тем не менее в прошлом году серия гонок на этот приз впервые получила статус UIM как чемпионат мира по «формуле 1», то есть гонок высшей категории. Серия состояла из шести крупных соревнований: «Паркер Дам» в Аризоне (США); «Идроскала» вблизи Милана (Италия); «Эмбасси Гран При» в Бристоле; «Большой приз Испании» (Барселона); «Большой приз Голландии» (Амстердам) и «6 часов Парижа». Результаты, показанные участниками в каждой из этих гонок, оценивались зачетными очками (за первое место причиталось 9 очков, за второе — 6, за третье — 4 и т. д.). Чемпион мира определялся по количеству очков, набранных в пяти лучших гонках. Сумма же в 50 тыс. фунтов стерлингов, прилагаемая к символическому «Кэнон Трофи», предназначалась для компенсации личных расходов участников этого чемпионата, длившегося с марта по октябрь 1980 г.
В борьбу за обладание титулом чемпиона вступило около 20 сильнейших гонщиков, но отнюдь не всем им удалось пройти все шесть соревнований без поломок и «баранок» в итоговой таблице результатов. Очень сильную команду собрал ОМС: в нее вошли прошлогодний чемпион серии «Кэнон Трофи» голландец Кеес Ван дер Велден, англичанин Боб Спалдинг и итальянец Ренато Молинари. Честь «Меркюри Марин» защищали американец Билл Сиболд, англичане Том Персиваль, Марк Вильсон и Роджер Дженкинс, австриец Эрвин Циммерман.
Первыми проводились соревнования «Паркер Дам». На реке Колорадо и моторы, и гонщики прошли хорошее испытание на выносливость, хотя из-за топливного кризиса традиционная продолжительность марафона — 9 часов — была сокращена до 7. Всего на трассу вышло 79 лодок, вместе со скутерами неограниченного класса OZ стартовали гоночные суда других типов. На каждую лодку было заявлено по два водителя, так что гонщики имели возможность подменять друг друга.
Наибольший успех сопутствовал Бобу Спалдингу и его напарнику Кену Стивенсону — фирменному гонщику ОМС. В течение последних 38 кругов они возглавляли заезд и финишировали победителями, несмотря на поломку топливного насоса на их 6-цилиндровом «Джонсоне». Вторыми на «Маринере» (известный мотор «Т4» фирмы «Меркюри», но с капотом типа «Маринер») гонку закончили Роджер Дженкинс и Эрп Бентц.
Сильный шквалистый ветер, дувший вдоль трассы, и волна внесли свои коррективы в ход гонки. На десятой минуте порыв ветра швырнул легкий катамаран под № 135 прямо на поворотный буй дистанции, его водителя Тома Поси доставили в госпиталь с восемью сломанными ребрами. Еще через несколько минут заглох «Джонсон» на катамаране Ван дер Велдена. На втором круге Молинари, который пытался обойти Сиболда, мчавшегося со скоростью свыше 120 миль в час, получил пробоину в спонсоне и был выброшен из опрокинувшейся лодки. На 14 круге пробоину получил и катамаран Билла Сиболда. Уже на седьмом часу управлявший катамараном Эрвин Циммерман не учел порыва ветра и был выброшен из лодки...
Через месяц на водохранилище Идроскала состоялись следующие соревнования чемпионата. Они проходили также в нелегких погодных условиях: дул сильный ветер. Вместо запланированного 7-часового марафона здесь были проведены три короткие гонки по 10 кругов (всего по 19 миль). Циммерман выиграл две из них и стал победителем соревнования. Ван дер Велдену, финишировавшему первым в одной из гонок, удалось приобрести 6 зачетных очков, а Боб Спалдинг, занявший третье место, увеличил свой счет еще на 4 очка. Для Ренато Молинари гонки на родине сложились неудачно: он, как и американец Сиболд, сошел с дистанции из-за поломок двигателя.
Репортаж нашего английского корреспондента Рэя Балмена о третьих гонках чемпионата мира — «Большой приз Эмбасси», в которых второй раз подряд победу одержал Билл Сиболд, а вторым был Спалдинг, опубликован в № 88 сборника. Перед этими соревнованиями «Меркюри Марин» официально заявила о роспуске своей спортивной команды и о том, что основное внимание будет уделять моторам потребительских классов. К слову сказать, н этому моменту стало известно, что в UIM обсуждается вопрос об ограничении рабочего объема самого мощного из скутеров OZ величиной 2400 см3. Это преследует две основные цепи: повысить безопасность спортсменов во время гонок и сделать соревнования более доступными для гонщиков, которые не пользуются исключительной поддержкой фирм, а могут приобретать лишь серийные моторы (например, «Эвин-руд-235» и «Меркюри-200»). Так что в следующих соревнованиях описываемого чемпионата 1980 г. гонщики на «Маринерах» и «Меркюри» участвовали уже без официальной поддержки «Меркюри Марин».
Из соревнований выбыл Эрвин Циммерман, погибший вскоре после соревнований в Милане на новом для себя классе судов — глиссере.
На гонках в Барселоне успех выпал на долю Ван дер Велдена, Боб Спалдинг смог добавить в свою чемпионскую копилку всего одно очко за шестое место. Итак, перед стартом очередных, пятых в серии гонок в классе судов OZ основных претендентов на звание чемпиона — Боба Спалдинга и Кееса Ван дер Велдена — отделяло всего одно очко.
Предлагаем вниманию читателей репортаж о двух завершающих событиях чемпионата, подготовленный Рэем Балменом.