Последние недели подготовки к чемпионату проводились на базе Олимпийского парусного центра. Прошедшая зима не баловала буеристов хорошей дорогой — снегу было довольно много, однако в конце февраля заносы прекратились, сильные морозы сковали Таллинский залив. Буеристы смогли тренироваться на зеркальном льду при умеренных ветрах и морозах до —10°. Ветераны буерного спорта не припомнят таких благоприятных условий, в которых спортсмены готовились бы к соревнованиям высшего ранга.
Гонки чемпионата мира проводились с 3 по 7 марта в Швеции в районе города Вестерос, на льду одного из заливов озера Меларен. В них приняли участие представители 10 стран: Австрии, Голландии, Дании, Канады, ПНР, СССР, США, ФРГ, Финляндии и Швеции.
Дистанция устанавливалась между действующим судоходным фарватером и берегом, она была весьма ограниченной по ширине и вытянутой. Расстояние между верхним и нижним поворотными знаками превышало 2 км. Дистанция состояла из четырех кругов. Погодные и ледовые условия были самыми благоприятными. Единственным минусом были небольшие снежные «пироги», встречающиеся кое-где на дистанции. Умеренные и сильные ветра, гладкий твердый лед позволяли развивать высокие скорости, длинная же дистанция давала большое преимущество тем, кто умеет ходить на таких скоростях.
Чемпионат начался с отборочных гонок. Участников разделили на две группы по 48 спортсменов. В каждой группе давали по три гонки. Буеристы, занявшие с первого по восьмое места в любой из них, выходили в финал; уже завоевавшие это право к последующим отборочным гонкам не допускались. Чемпионы стран-участниц проходили в финал без отбора (это, естественно, лишило их возможности предварительно проверить свою готовность к соревнованиям).
Наша сборная, состоящая полностью из спортсменов Эстонии, вышла в финал без потерь и с первой же гонки начала уверенно лидировать — выиграл Матти Куулман. Впоследствии по протесту экс-чемпиона мира Богдана Крамера эту гонку отменили из-за того, что спортсмены якобы не уложились в контрольное время (ветер был слабый). Однако Матти выиграл и повторную гонку. Айн Вильде оказался вторым.
Подавая протест, Крамер, очевидно, рассчитывал на победу в повторной гонке и в целом на чемпионате, но с самого начала Куулман не оставил ему никакой надежды. Сам Крамер гонялся превосходно — на равных с советскими спортсменами, однако потеря двух гонок (в одной он не финишировал, а в другой был дисквалифицирован по протесту) решила для него исход борьбы.
Замечательного результата добился Кюнно Кальк: он уверенно занял третье место и много сделал для общей победы нашей команды и победы Матти Куулмана.
Анализ чемпионатов мира и Европы за последние годы показал, что в одиночку одержать победу на таких соревнованиях чрезвычайно трудно, может быть даже невозможно. (В этом отношении особенно показательна тактика польских спортсменов: они все дружно работают на лидера своей команды, затрудняя ведение гонки его основным противникам.)
На общем собрании нашей команды накануне гонок единодушно было решено использовать ту же тактику — добиваться победы дружно всем коллективом, помогая тому, кто окажется сильнее.
Первую гонку каждый боролся за победу, в то же время не забывая о товарищах по команде. Начиная же со второго заезда, Матти Куулману была безоговорочно обеспечена поддержка всей команды. И в дальнейшем наша команда сумела оградить своих лидеров. Противники явно растерялись и смогли собраться лишь к концу соревнований, но было уже поздно.
Вслед за чемпионатом мира здесь же сразу начался чемпионат Европы. В команду каждой страны допускались лишь четыре гонщика. На общем собрании нашей команды решили, что Советский Союз будут представлять золотой и серебряный призеры только что завершившегося соревнования — новый чемпион мира Матти Куулман и экс-чемпион мира Айн Вильде, неоднократный чемпион Европы Эндель Вооремаа и его сын Вяйко. (Кюнно Кальк — бронзовый призер первенства мира — уступил свое право участвовать в чемпионате Европы этому 18-летнему гонщику, занявшему на чемпионате мира пятое место.)
На этот раз результаты советской команды были скромнее. Потеплело, поверхность льда стала мягкой, ветер ослабел, буера под тяжелыми спортсменами (М. Куулман и Э. Вооремаа далеко не легковесы) пошли медленнее. Коньки стали «вязнуть» на поверхности мягкого льда. Конкуренция обострилась — побежденные жаждали взять реванш.
Чемпионом континента стал ас польской команды Богдан Крамер. Удачно стартовав, спортсмен сумел выиграть гонку с 300-метровым отрывом, а затем одержать еще три победы. Занятые в остальных гонках пятое, четвертое и третье места дали ему возможность выиграть первенство у своего главного соперника — нового чемпиона мира. Матти Куулман на этот раз был вынужден довольствоваться серебряной медалью.
Заметных технических новинок на этих чемпионатах не оказалось. Утратили популярность металлические мачты. Сильнейшие гонщики использовали деревянный рангоут — более универсальный, по сравнению с металлическим. Стали популярными паруса средней полноты.
Интересно отметить, что при установке стартовой линии появился синтетический стартовый линь, давно уже отвергнутый советскими судьями. Этот линь (как в свое время и у нас) наматывался на катушку и для расстановки буеров имел флажки разметки по стартовым номерам. Флажки были сделаны зеленого и красного цвета соответственно для правой и левой стороны стартовой линии.
Задней кромкой бортового подветренного конька буера ставились на стартовый линь. Поворачивать после старта на другой галс можно было сразу, не заходя выше стартеров. Стартовая линия устанавливалась с подветра от нижнего знака метров на 100. Середина ее находилась на одной линии с нижним и верхним знаками. После старта судьи выходили к нижнему знаку и устанавливали там линию финиша по привычной схеме — с правой стороны от нижнего знака и примерно перпендикулярно направлению на верхний знак, а стартовый линь не убирался.
После пересечения линии финиша буер, закончивший дистанцию, не имел права переезжать стартовый линь, а должен был обойти его, уйдя в сторону. Пересекать стартовую линию можно было лишь в направлении дистанции при установке буера на старт.
Чтобы предотвратить чей-либо фальстарт, стартовый сигнал давали через неопределенное время после подготовительного (от 40-й до 60-й секунды после него, в каждой гонке по-разному) — неожиданно для гонщиков. (Такой старт дается в конькобежном спорте).
Для разбора протестов была создана арбитровая группа из самих участников чемпионата: по одному ведущему спортсмену от команды. Решения такой группы трудно оспаривать, тем более, что они были направлены, в свою очередь, на усиление безопасности самих гонщиков.
Ежегодно наши сильнейшие буеристы в классе «DN» участвуют в международных соревнованиях высшего уровня и добиваются хороших результатов. Поэтому было бы справедливо поставить вопрос о проведении чемпионатов Европы и мира у нас в стране — где-нибудь в традиционных местах проведения первенства СССР по буеру (в Ленинграде, Таллине и т. д.). Своими победами советские буеристы заслужили это право.
Чемпионат мира 1980 г. в классе «DN»
Результаты шестерки сильнейших спортсменов
1 — М. Куулман, СССР; число очков — 0; 2 — А. Вильде, СССР; 11,1; 3 — К. Кальк, СССР; 16,6; 4 — Э. Вооремаа, СССР; 18,5; 5 — В. Вооремаа, СССР; 22,0; 6 — П. Бурчинский, ПНР; 22,9.
Чемпионат Европы 1980 г. в классе «DN»
Результаты шестерки сильнейших спортсменов
1 — Б. Крамер, ПНР; 13,7; 2 — М. Куулман; 25,0; 3 — А. Вильде; 32,3; 4 — П. Бурчинский; 42,7; 5 — П. Коппани, ФРГ; 50,0; 6 — Э. Янушевский, ПНР; 58,7.