Участники чемпионата собрались в г. Хаапсалу. После красочного парада открытия соревнований, проходившего в солнечную и совершенно безветренную погоду, началось томительное ожидание сильного ветра и оттепелей, которые смогли бы убрать снежный покров. Глубокий антициклон твердо стоял над всей Северной Европой, радуя лыжников и конькобежцев. Ночью мороз доходил до —20°, а днем — ярко светило солнце, но температура в тени не поднималась выше —1°. Шли дни — погода не менялась. Буеристы точили коньки, судейская коллегия проводила необычно тщательный обмер буеров, руководители соревнований нервничали и без конца совещались о поисках выхода из создавшегося положения.
Наконец, у западного побережья острова Хиума, неподалеку от города Кярдла, на заливе нашли подходящее поле чистого льда. После бурных дебатов было принято решение перевезти сюда 51 буер класса «DN» в расчете на то, что для них и легкого ветра хватит.
К полудню 25 марта лагерь буеристов наполовину опустел, поскольку в классе «DN» было почти столько же участников, сколько в остальных трех!
На новом месте лед был идеальный. Легкого дуновения ветерка было достаточно, чтобы буера буквально носились по дистанции. Гонки начались на следующий же день. За ночь сухой снег немного припорошил зеркало льда, но зато и ветер несколько усилился. Потеплело. Возникла опасность, что пед размоет или вообще унесет в море, и буера останутся тогда на острове до будущей зимы. Стало ясно, что нужно торопиться. И все гонки провели за два дня.
Такой темп был, конечно, вынужденным. Нагрузка на спортсменов оказалась исключительно большой. Ведь во всех четырех гонках первого дня и трех гонках второго на прекрасной буерной дороге при несильном, неровном, но все-таки дувшем ветре надо было поддерживать максимальную скорость на протяжении всей дистанции. Требовались сила вопи, выносливость, устойчивость внимания.
Эти качества во всей полноте проявили новый чемпион мира Матти Куулман и экс-чемпион мира Айн Випьде. Они регулярно приходили на финиш впереди остальных, поочередно меняясь местами. Только во второй гонке Вильде пришел третьим, но число побед у него оказалось на одну больше, чем у Куул-мана. Два вторых места и четыре победы сделали его чемпионом страны 1980 г.
Третье место уверенно занял младший Вооремаа — Вяйко.
Буера остальных трех классов пришлось перевозить из Хаапсалу еще дальше — в Таллин, где на олимпийских дистанциях в заливе стоял превосходный лед почти без снега. Но... и тут несколько дней ветра не было абсолютно.
Гонки начались только 29 марта. Дорога легкая, слабый юго-восточный ветер, температура +2°. Скорость была небольшая, буера едва укладывались в контрольное время. И здесь, на Таллинском заливе, пришлось уплотнять программу — доводить в этот день четыре гонки.
В первой гонке прошлогодние чемпионы страны в классе «Монотип-XV» П. Журавлев и В. Юрье пришли к финишу только десятыми (лишь к концу дня они нашли «свой ход» и заняли 1-е и 2-е места на финише двух последних гонок). Победил финишировавший с большим отрывом экипаж ДСО «Капев»: В. Косе — В. Вяхи. Во всех гонках этого дня при слабом ветре они шли явно быстрее соперников: три победы и одно 2-е место — таков их блестящий результат.
Вторыми были А. Рауд и Т. Кристюхан. Гонку сильно затрудняли трещины на льду. Дистанция была короткой и расположенной близко от лесистого берега; вследствие этого ветер с берега дул неровно. То, что под северным берегом ветер бывает сильнее, чем в других зонах дистанции как раз и уловили первыми Рауд и Кристюхан. Остальные, как это обычно бывает в слабый ветер, ходили неровно.
Как и в «Монотилах-XV», начало соревнований в свободном 8-метровом классе с мягким парусом несколько озадачило: первым пришел на финиш Виктор Кошелев — младший брат неоднократного чемпиона страны в этом классе Владимира Кошелева, который оказался только 4-м (в следующей гонке они поменялись местами). Вторым на финише был вновь вернувшийся в буерный спорт Владимир Ввсильев, в прошлом семикратный чемпион СССР в 20-метровом классе.
Весь день на одном дыхании (и на одних коньках) уверенно ходил Виктор Кошелев. Не зря братья очень тщательно готовились к главной буерной встрече сезона! В третьей и четвертой гонках Виктор в упорной борьбе обошел Н. Красноперова (в прошлом тоже бывавшего чемпионом страны), который демонстрировал заметное преимущество в ходе своего нового легкого буера. Лидируя в первом заезде. Красноперое сбил нижний знак и, казалось, потерял шансы на первое место. Итак, день закончился выявлением квартета лидеров: братья Кошелевы, В. Васильев, Н. Красноперов.
В 8-метровом классе буеров с жестким парусом-крылом также не обошлось без сюрприза. Известный конструктор ленинградец Геннадий Щеглов построил новый буер, крыло которого имело более высокое аэродинамическое качество, чем остальные. Управлял им А. Молодяков, впервые выступающий на буерах. В первой гонке сразу после старта вперед ушел многократный чемпион страны в этом классе ленинградец А. Лебедев — также известный конструктор буеров, автор проекта и строитель своего чемпионского буера. Вот он проходит верхний знак и уже возвращается к нижнему знаку вдоль берега в бакштаг правого галса. Неподалеку вторым идет Молодяков. Скорости одинаковые. Где-то на середине колена Лебедев поворачивает на левый галс и... попадает в штилевую полосу, а Молодяков не меняет курс, проходит дальше с прежним ветром и спокойно обходит его.
Дистанция — 4 круга. Второй раз верхний знак первым обогнуло новое «крыло», следом за ним пришел Лебедев. Остальные буеристы в гонке участвовали чуть пи не на положении зрителей: едва ползли или стояли на дистанции — им ветра явно не хватало. И все же опыт и мастерство взяли верх: на бакштаге Лебедев обошел соперника и уже не упускал инициативы до конца. Молодяков ветер потерял и даже не сумел финишировать. В самый последний момент ветер слегка усилился, благодаря чему еще три «крыла» сумели уложиться в контрольное время: Г. Щеглов, Ю. Уткин и ветеран Е. Канский из Риги.
Во второй гонке Лебедев после первого же круга сошел с дистанции, считая, что поскольку ветер очень слабый, никто в контрольное время не уложится. К этому времени уже лидировал Молодяков. Остальные буера еле двигались, едва отойдя от стартовой линии. Все наблюдали, как при едва дышащем ветре ровно и довольно быстро скользит один-единственный буер, спокойно обходя своих неподвижных соперников. «Все равно не уложится» — говорили все, одни — с огорчением, другие — с надеждой. Но вот новое «крыло» уже и финишировало, а до окончания контрольного времени еще осталась едва ли не целая минута! Гонка состоялась.
На следующий день с утра — южный ветер со скоростью до 8 м/с! Возникли опасения, что усиливающийся береговой ветер унесет пед в море. На льду начали появляться трещины. Устанавливая верхний знак, судьи не заметили одну из них, и в первой же гонке «Монотип-XV» Е. Печенкина, шедшего вторым, попал в нее и потерпел аварию. В этой гонке всю дистанцию шли первыми и финишировали победителями ленинградцы В. Голубев и Ю. Ольшевский, но результаты ее были аннулированы по протесту Е. Печенкина на то, что трещина, в которую он попал, не была ограждена. В перегонке Голубев финишировал лишь десятым!
После полудня ветер усилился до 12—14 м/с, солнце размягчило лед, на нем выступила вода, тут и там стали появляться все новые трещины. На пед высыпало множество гуляющих, интересующихся, рыбаков. Появилось немало бытового мусора. Все это сильно осложняло действия гонщиков на дистанции. Буера, на большой скорости попадающие коньком на какую-нибудь консервную банку, не только портили коньки, но и теряли ход, неожиданно входили в штопор, чем создавали опасные моменты для других спортсменов.
Как это часто бывает на буерных соревнованиях, изменилась погода — поменялись лидеры. В классе «Монотип-XVh В. Косе и В. Вяхи не сумели существенно увеличить скорость с усилением ветра и даже ни разу не пробились в лидирующую шестерку, однако накопленный накануне «запас» позволил им удержаться в призовой тройке.
В классе «С-8А» после шестой гонки положение было довольно запутанным: набрав по 21 очку, равные шансы на победу имели братья Кошелевы. Единственным конкурентом им мог быть Васильев, получивший за предыдущие гонки на 7,1 очка больше.
И вот дан старт решающей последней гонке. Ветер 10 м/с распределяется по дистанции крайне неравномерно. Оба Кошелевых и Г. Леонтьев сразу после старта попадают в «пятно» слабого ветра, а рижанин Ю. Рагис, идущий где-то в стороне ото всех, удачно использует местное усиление и. заход ветра более чем на 20°. Однако после второго круга рижанин резко поворачивает руль, попадает в штопор и уступает лидерство Б. Мясникову. На третьем круге вперед вырывается Васильев — теперь он получает явные шансы в восьмой раз стать чемпионом страны! Тем более, что на последнем круге идущий следом буер Владимира Кошелева внезапно входит в штопор.
Васильев первым огибает верхний знак и уверенно движется к финишу. Среди болельщиков уже готовятся поздравлять его, но... на последних 200 м дистанции ветер вносит в таблицу результатов свои коррективы: мимо сбавившего ход лидера проносится Н. Галкин. Сам Галкин, выиграв единственную гонку, вышел лишь на 4-е место, но его финиш отнял у Васильева не только чемпионский титул, но и 2-е место.
Остается добавить, что В. Васильев пришел в этот класс не с пустыми руками: он сконструировал новый буер оригинальной конструкции. На прошедшем чемпионате он внес некоторые изменения в покрой паруса и в оснастку. Это дало ему ощутимую прибавку скорости. Жаль, что этот интересный класс до сих пор не имеет достаточно четких правил обмера площади парусности; безусловно, такая неопределенность несколько сдерживает его развитие.
В классе «С8-Б» с жестким парусом-крылом в начале второго дня было ликование: наконец-то состоятся нормальные гонки! Действительно, удалось провести четыре гонки, и все четыре, разумеется, проходили на больших скоростях. Первым на финиш уверенно приходил Лебедев; остальные гонщики разыгрывали между собой последующие места.
Новое «крыло» конструкции Щеглова оказалось недостаточно хорошо отрегулированным на сильный ветер, хотя временами этот буер и шел лучше, чем лебедевский. Молодяков правильно рассудил, что буер нуждается в дополнительной настройке, а отнюдь не в поломке: осторожно завершив первую гонку этого дня, он прекратил выступление в соревнованиях. Очевидно, что на следующий год этот буер будет очень сильным конкурентом лебедевскому.
Буерный комитет СССР на своем заседании, состоявшемся после чемпионата, принял ряд решений. Следующий чемпионат намечено провести в Ленинграде. Вынесена также рекомендация предложить провести у нас в стране чемпионаты мира и Европы в классе «DN» и на этих международных встречах показать буер-«восьмерку». Сейчас правила этого класса не предусматривают никаких ограничений конструкции. Действует только одно ограничение — площадь паруса не должна превышать 8 м2. Возможно, новый класс получит признание буеристов и в других странах.
Результаты чемпионата СССР 1980 г.
Класс «Монотип-XV» — 19 экипажей: 1 — П. Журавлев, В. Юрье — «ВС», Таллин; 24,7 очка (месга в гонках — 10, 7, 1, 2, 3, 1, 2); 2 — В. Косе, В. Вяхи — «Калев», Таллин; 29 (1, 1, 2, 1, 7, 7, 9); 3 — А. Рауд, Т. Кристюхан — «Калев», Таллин; 29,7 {2, 5, 3, 11, 2, 4, 1); 4 — Ю. Вабрит, А. Иоллер — «Калев», Таллин; 37; 5 — А. Вийсма, Э. Рауд — «ВС», Таллии; 60,7; 6 — Е. Печенкин, Я. Уннук — «ВС», Таллин; 61,8.
Класс «С8-А» — 14 участников: 1 — Виктор Кошепев — «Труд», Л-д; 29 (1, 4, 1, 2, 6, 5, 4); 2 — Владимир Кошелев — «Труд», Л-д; 31 (4, 1, 7, 8, 1, 1, 3); 3 — В. Васильев — «ВС», Таллин; 31,1 (2, 3, 3, 4, 3, 3, 2); 4 — Н. Галкин — «ВС», Таллин; 48,4; 3 — Б. Мясников — «ВС», Рига; 58,4; 6 — Г. Леонтьев — «Водник», Л-д; 61,7.
Класс «С8-Б» — 7 участников: 1 — А. Лебедев — «Труд», Л-д; 0 (1, нф, 1, 1, 1, 1); 2 — Г. Щеглов — «ВС», Л-д; 27,4 (2, нф, 3, 2, 3, 3J; 3 — Т. Ныу — «Калев», Таллин; 32 (нф, нф, 2, 5, 2, 2); 4 — Е. Канский — «ВС», Рига; 37,7.
Класс «DN» — 31 участник: 1 — А. Вильде — «Капев», Таллин; 6 (1, 3, 1, 1, 2, 2, 1J; 2 — М. Куулман — «Калев», Таллин; 9 (4, 1, 2, 2, 1, 1, 2); 3 — В. Вооремаа — «Калев», Таплин; 47,4 (3, 15, 5, 4, 4, 3, 3(; 4 — Р. Бердаш — «ВС», Рига; 52; 5 — Г. Розенберг — «ВС», Рига; 60,7; 6 — Э. Нормак — «Калев», Таллин; 76,1.