Но в Ленинграде накануне соревнований ночные заморозки затянули трещины, лужи замерзли, лед стал гладким и чистым. Все в Стрельне было готово к началу личного первенства страны, проводившегося в четырех классах буеров. Кроме устроителей чемпионата, на лед вышли спортсмены Эстонии, Латвии, Литвы и Москвы. Всего стартовало 98 ледовых яхт. Наиболее представительным оказался класс «DN»1 — 57 буеров.
Первый день соревнований спортсмены посвятили проверке трассы, окончательному выбору материальной части (по условиям чемпионата в зависимости от состояния льда и метеоусловий разрешается заменять коньки, паруса, рангоут и поперечный брус).
На второй день капризная ленинградская погода преподнесла неприятный сюрприз — ветер усилился до 18 м/с. И хотя по-прежнему блестел на солнце чистый лед, но порывы были настолько сильными, что буера скользили на одном боковом коньке с большим креном. Это самый опасный и самый острый момент в буерном спорте. Гонщик, по существу, оказывается в положении пилота, самолет которого идет на вираж. Опытные спортсмены способны секунд 30 удерживать буер в таком положении. А если вспомнить, что на курсе бейдевинд ледовые яхты развивают иногда скорость, в 4—5 раз превышающую скорость ветра, то станет ясным, какое хладнокровие и координация движений требуются от гонщика. Не справится он с управлением — авария неминуема. Однако на этот раз обошлось даже без серьезных поломок.
После двух стартовых гонок определились лидирующие группы во всех классах. В «DN» и «Монотипе-XV» инициативу захватили чемпионы мира и Европы эстонские гонщики Матти Куулман, Вайко Вооремаа, Аяо Линк, Тийт Хаагма, неоднократные призеры чемпионатов страны Юло Ныу и Анте Рауд. В двух других классах первенствовали ленинградские одноклубники Владимир Грибов и Вадим Бихлер, которые до последней гонки не уступали лидерства. Но если в классах «С-8А» и «7-метровый» чемпионы определились досрочно, то в остальных борьба разгорелась на редкость упорной. Каждая гонка приводила к смене лидера, поднимая настроение одним, испортив другим, давая надежду третьим.
Погода портилась. Ночные заморозки сменялись утренними дождями. Трасса стала мокрой, ветер заметно стих, скорость упала. Однако накал борьбы не ослабевал. Стремление упрочить свое лидирующее положение толкало подчас на опрометчивые решения. Если бы Игорь Доминяк вышел на пятую гонку без шкотового, то вряд пи бы оказался на финише 19-м, что стоило ему потери уже, казалось бы, завоеванного чемпионского титула. Его надежды на усиление ветра не оправдались.
Перед последней гонкой напряжение достигло предела. Чемпионами страны по результатам гонки с равными шансами могли стать четыре спортсмена в классе «DN» и три в классе «Монотип-XV».
Старт заключительной гонки по желанию спортсменов судьи дали раньше обычного. Лед хоть и не был гладким, но не имел рыхлых участков и «пирогов». Скорости заметно возросли. Первым пересекает пинию финиша «DN» под № 10 и первая сенсация — Тийт Хаагма, который до этого занимал четвертое место, обходит своих конкурентов. Финишируют «Монотипы-XV». Юло Ныу не упустил своего шанса и не отдал золотой медали ни одному из трех конкурентов, хотя те буквально наезжали на рулевой конек его буера. А вот и вторая сенсация! Последняя гонка отбросила реального претендента на чемпионский титул серебряного призера прошлого чемпионата Антса Рауда на 5-e место, а Олега Екимова сделала серебряным призером, хотя до этого, казалось, подобное было возможным чисто теоретически.
Представляем чемпионов 1986 г.
Имя Тийта Хаагма хорошо известно нашим спортсменам, но мало кто знает о его бойцовских качествах, которые наиболее полно раскрылись на чемпионате мира в 1984 г. Тийт был включен в сборную команду буквально в последний момент. И хотя он далеко не новичок в буерном спорте, мировое первенство было для него первым. В свои 30 лет Тийт Хаагма стал чемпионом страны в 1982 г., до этого выступал на яхтах «Звездного» класса и катамаранах «Торнадо». Сейчас он также ходит на яхте «Акита» и принимает участие в регатах. Но буером увлекся по-настоящему. Покорила музыканта скорость (Тийт играет на бас-гитаре в ансамбле «Руя»). Всю зиму Хаагма строил свой буер. Дебют в 1982 г. на европейском первенстве прошел неудачно. И вот новый старт — Кубок Европы в Польше. В первой же гонке польский гонщик Б. Крамер угодил в трещины и опрокинулся. Почти следом за ним на большой скорости следовал Хаагма. Свернуть Тийт не смог и решил тормозить ногой. Результат — сильное растяжение мышц, гипс и... больница.
Через несколько дней начался чемпионат мира и — Хаагма вывел свой буер на старт. Разогнать ледовую яхту было очень трудно — мешал гипс на ноге. Почти последним уходил он со старта, но в каждой гонке продолжал сражаться до конца, рисковал на лавировке. Несмотря на острую боль в ноге, он выигрывает вторую гонку, а перед последней в активе у Тийта было уже три победы. В решающем старте Тийт тоже финишировал первым, завоевав золотую медаль. Но нового чемпиона мира пришлось снова уложить на больничную койку.
Чемпионаты мира и Европы в классе «Монотип-XV» не разыгрываются. Может, поэтому одноклубник Тийта Юло Ныу не имеет громких титулов. Но он — неоднократный призер чемпионатов страны в «12-метровом» классе и в классе «DN». 25 лет выводит на лед буера Юло Ныу. И не только буера. Летом Юло — капитан яхты четвертьтонного класса, участник Муху-Вяйнской регаты.
Большой успех в этом году выпал на долю ленинградцев — 7 медалей из 12-ти завоевали они на чемпионате, из них 2 золотые. Чемпион в классе «С-8-А» Владимир Грибов юношей пришел в свой яхт-клуб. Премудрости парусного спорта постигал под руководством адмирала Ю. А. Пантелеева, затем увлекся буером. Его манила скорость. А лучшие результаты — бронзовая и серебряная медали союзных первенств в «8-метровом» классе.
Первый чемпион страны на буере-монотипе «7-метрового» класса — одноклубник Владимира Грибова Вадим Бихлер. Это и первая золотая медаль молодого спортсмена — ему всего 21 год. Тринадцатилетним мальчишкой он начинал на «Оптимистах» в ДЮСПШ «Водника», гонялся на «Кадетах», «420». Но первый успех пришел гораздо позже — на военной службе: на первенстве Вооруженных Сип завоевал серебряную медаль в классе «Торнадо». Буерным спортом Вадим занимался параллельно с яхтами. а окончательно отдал ему предпочтение уже после демобилизации.
Во время проведения соревнований буерный комитет ФПС СССР принял решение о проведении Кубка СССР в классе «DN» в декабре, а чемпионата СССР 1987 г. — в марте. Место проведения — Ленинград или Таллин. Комитет одобрил также инициативу Ленинградского завода спортивного судостроения по серийному выпуску стеклопластиковых буеров-монотипов «7-метрового» класса.
Результаты чемпионата СССР 1986 г.
22—30 марта 1986 г., пос. Стрельна
«Монотип-XV» (25 экипажей): 1 — Ю. Ныу, А. Иоллер («Калев», Таллин); 37 очков; 2 — О. Екпмов, А. Жижнков (ВС, Ленинград); 43,1; 3 — И. Доминяк. В. Бакланов (ВС, Ленинград); 44,7; 4 — В. Юрье, В. Сильвере («Калев», Таллин); 47,1; 5 — А. Рауд, Т. Кристихан («Калев», Таллин); 51,4; 6 — Е. Печенкин, Т. Вихман (ВС, Таллин); 55.
«DN» (57): 1 — Т. Хаагма («Калев», Таллин); 34,4; 2 — В. Вооремаа («Калев», Таллин); 36,1; 3 — А. Линк («Калев», Таллин); 37,4; 4 — М. Куулман («Калев», Таллин); 40; 5 — Р. Кыйв («Калев», Таллин); 49,7; 6 — Т. Туйск («Калев», Таллин); 75,1.
«С-8А» (17): 1 — В. Грибов (ВС, Ленинград); 17; 2 — Г. Леонтьев (ВС, Ленинград); 29,4; 3 — Б. Мясников (Лат. ССР); 35.
«Монотип-7» (7): 1 — В. Бихлер (ВС, Ленинград); 3; 2 — А. Красноперое (РСФСР, Ленинград); 27,4; 3 — С. Тимошков (РСФСР, Ленинград); 28.
Примечания
1. Класс «DN» появился в 1937 г. Тогда газета «Детройт Ньюс» объявила конкурс на лучшую конструкцию буера — легкого и дешевого. Такая маленькая ледовая яхта была создана, получив название от первых букв газеты — «DN». В нашей стране гонки на буерах «DN» впервые были проведены на льду Таллинского залива в 1967 г. На старт вышло всего 16 буеров. Сейчас это самый многочисленный класс, на нем разыгрываются даже первенства мира и Европы.